Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2006

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

В. НОВИЧКОВА,
школа № 1228,
г. Москва


Ученики – авторы дидактического материала

5 – 6-е классы

В современной школе в среднем звене очень актуальна проблема мотивации при учении. Психологические особенности детей пятого-шестого классов не позволяют им долго заниматься одним видом работы, и тем более нельзя надеяться на усвоение материала при помощи его заучивания детьми. Главное, что влечет за собой отсутствие мотивации, – нестабильные знания, так как ребенок не в состоянии запомнить то, что ему неинтересно. Наша задача как учителей – пробудить интерес к предмету, особенно такому сложному и необходимому в жизни независимо от склонностей ученика, как русский язык.

Наш верный помощник – творческая работа детей на уроках. Прием, о котором пойдет речь, я активно использую на уроках русского языка в пятом и шестом классах. Я имею в виду создание учащимися дидактического материала по изучаемой теме. Дело не в том, что не хватает дидактического материала в существующих изданиях. Напротив, сейчас можно приобрести и использовать в работе самые разнообразные учебники и пособия замечательных авторов: Д.Э. Розенталя, Н.Г. Ткаченко, Т.М. Пахновой, Л.А. Жердевой, Т.В. Шкляровой, Л.А. Чешко и многих других. Дело в том, что детям интересен процесс составления упражнений для одноклассников, ведь у них есть возможность почувствовать себя автором, создателем, умеющим делиться знаниями и помогать другим учиться.

На мой взгляд, такая форма работы способствует прочному закреплению изучаемого материала, прививает навык самостоятельного построения текста, формирует компетентное овладение материалом, способствует развитию логического и критического мышления, воспитывает толерантность к чужому мнению и критике, доброжелательное отношение к другим вариантам той же работы, выполненным другими учащимися.

Система работы, основанная на этом приеме, не представляется сложной. Главный принцип – ступенчатость, то есть следование от простого к сложному. Рассмотрим, как можно использовать данный прием при изучении темы «Правописание о – ё после шипящих и ц». В начале изучения темы («Правописание о – ё после шипящих и ц в корне слова») в качестве домашнего задания школьникам можно предложить следующий вид работы: составить словарный диктант с использованием слов с изученной орфограммой. Вот пример выполненного домашнего задания.

Словарный диктант, предложенный ученицей 5-го «А» класса Вавиловой Анастасией:

Ж_рдочка, деш_вый, ч_порный, щ_голь, крыж_вник, (сильный) ож_г, печ_нка, обж_ра, ш_лковый, реш_тка, ж_лудь, ш_в, кош_лка, ш_рох, ш_пот, подж_г (дом).

Знакомство с новым разделом темы («Правописание о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях слов, не образованных от глагола») дает возможность усложнить задание. Следующий диктант по теме должен состоять из словосочетаний разного типа, включающих слова с обеими изученными орфограммами. Ростомян Жасмина из 5-го «А» выполнила это задание так:

Ж_лтой синиц_й, ш_л вдоль реч_нки, ч_рный галч_нок, щ_лкать трещ_ткой, деш_вая юбч_нка, подж_г чащ_бу, оранж_вый капюш_н, рыж_й овц_й, выч_ркивать карандаш_м, ц_кольным этаж_м.

При изучении последнего раздела темы («Правописание о – ё после шипящих в окончаниях глаголов») учащиеся составляют предложения разной структуры (простые, осложненные и неосложненные; сложные, союзные и бессоюзные). Такие предложения составила Сварник Олеся из 5-го «Б»:

1. Девч_нка собирала в саду крыж_вник и складывала ягоды в кош_лку.
2. Ш_рох ш_лковых листьев разбудил медвеж_нка, и он пош_л искать пч_л.
3. За рекой виднелись ч_рные камыш_вые заросли, рядом слышался ш_пот птенц_в.
4. Розовощ_кий ш_фер вел автобус в Ш_тландию.

И, наконец, самым трудным видом работы для детей станет составление текста, так как необходим комплексный подход к выполнению такого рода задания: предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу, должно присутствовать достаточное количество слов с изученной орфограммой и несколько слов с изученными ранее орфограммами.

Вот для примера текст, составленный Беляковой Маргаритой из 5-го «А»:

Нач_лось лето. Около ш_ссе стояла дача с кустами крыж_вника и разными р_стениями. Рядом с дач_й была реч_нка с небольш_й заводью. У речки заг_рали друз_я. Солнце пекло горяч_, и девч_нки решили посоревноват_ся с лучш_м пл_вц_м деревн_. Р_стислав приплыл быстрее своих р_весниц и улыбался через плеч_.

На примере этого текста видно, что появляются ошибки словоупотребления, например, пекло горячо, и текст несколько нелогичен. Хотя несомненное достоинство этой работы в том, что ученица включила много слов из предыдущей темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова», то есть в одном задании отработаны две сложные темы.

Такие работы, выполненные на карточках, удобно использовать на уроках закрепления изученного материала. Например, ученики могут обменяться текстами для комплексного анализа. Таким образом мы отрабатываем вторичные умения и навыки, то есть способность находить в тексте и правильно объяснять слова с орфограммами из разных правил. Составители после выполнения комплексного анализа текста другого ученика могут взять свой текст на проверку. Так мы выясняем уровень компетентности знаний учащихся. Более того, разный уровень сложности заданий дает возможность дифференцированного подхода к учащимся. На уроке-закреплении можно раздать карточки, при этом неуспевающему ученику предложить карточку со словарным диктантом, а сильному – текст для анализа.

Большую роль играет сравнение учеником своей работы с работами одноклассников. Он видит «слабые места» своей работы и может высказать конструктивную критику по отношению к другим работам. Также, как говорилось выше, воспитывается толерантность, главным образом к критике, и рефлексия, то есть ребенок становится в состоянии объективно оценить достоинства и недостатки своей работы.

Конечно, у этого приема есть и свои «подводные камни». Учащиеся часто теряют логику повествования в погоне за грамматической насыщенностью текста или, наоборот, увлекаются содержанием не в пользу грамматики. Отдельная проблема – стилистические и речевые недочеты, но это оставим для уроков развития речи. Для того чтобы научить детей совмещать грамматику и содержание, можно первый раз все «ступеньки» пройти вместе и показать пример выполнения такого рода заданий. Также можно устраивать постоянные обсуждения работ или стендовый конкурс. Лучшие работы, висящие на стендах и открытые для обозрения, будут образцом для остальных учеников.

Следует отметить, что этот прием не ограничивается использованием лишь в пятом-шестом классах. Работы могут видоизменяться, усложняться и тем самым соответствовать требованиям, выдвигаемым программой для седьмого–одиннадцатого классов. В любом возрасте этот прием помогает повысить интерес к учебе, то есть решить проблему мотивации учащихся, а значит, повысить и уровень знаний каждого ученика.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru