Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2006

Я ИДУ НА УРОК

Н.В. РУХЛЕНКО,
г. Белгород


Сложноподчиненные предложения.

Обобщение и систематизация изученного на материале рассказа Ю.Бондарева «Клара»

11-й класс

Цель урока: систематизировать знания учащихся по сложноподчиненным предложениям; понаблюдать, какое место сложноподчиненные предложения занимают в художественном тексте (рассказ «Клара» из книги Юрия Бондарева «Мгновения»); формировать у учащихся умение узнавать сложноподчиненные предложения в авторском тексте и определять вид придаточных.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Книга «Мгновения» Юрия Бондарева состоит из рассказов-миниатюр, представляющих собой воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви. Одна из них называется «Клара» и имеет подзаголовок «Рассказ художника». Дома к сегодняшнему уроку вы прочитали этот рассказ. Перескажите кратко его содержание, определите тему и основную мысль.

Ученик. Художник рассказывает о том, что на все лето до осени обычно поселялся в деревне. Вставал каждое утро на заре, целый день проводил на природе. Но однажды художнику пришлось поехать на юг, в санаторий. Здесь ему не хватало северных лесов, не работалось, он скучал. Приходили мысли о том, что надо уезжать. Но однажды он познакомился с ручной вороной (ее звали Клара). Никогда в жизни художник не видел ручных ворон. На севере ворона не стала бы такой ручной: там было лесное раздолье, огромные поля, там она гнездилась на осинах и березах. С появлением вороны к художнику возвращается работоспособность, он с особым удовольствием рисует Клару – жительницу северных лесов. Перед отъездом он прощается с Кларой. Художник сел в автобус, а Клара летела за автобусом и тоскливо кричала.
Хотя и называется рассказ «Клара», но он прежде всего о любви человека к своей родине, к отчему краю, к природе, ко всему живому.

– Какую тему по русскому языку мы завершаем? (Изучение сложноподчиненных предложений.)

– Сегодня мы понаблюдаем, какое место занимают сложноподчиненные предложения (СПП) в художественном тексте – рассказе Юрия Бондарева «Клара», какую играют роль. Вспомним: какие предложения называются сложноподчиненными? Какие виды придаточных предложений различаются? (Сложноподчиненными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Различаются следующие виды: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Придаточные определительные

– Встречаются ли в рассказе СПП с придаточными определительными? Выпишите их из текста. Составьте схемы.

– Да, встречаются. Определительных придаточных в рассказе 8.

– При помощи каких союзных слов присоединяются к главному предложению придаточные определительные?

– При помощи союзных слов который (6 раз) и где (2 раза). Союзное слово который – самое употребительное, имеет чисто определительное значение. На его фоне заметно выделяются значения других союзных слов. Так, союзное слово где имеет еще пространственное значение:

Я люблю проснуться на сеновале (где?), где обычно сплю, глубокой ночью...

...мне пришлось поехать на юг (куда?), где нет ни горького запаха кашки на полянах, ни холодных лесных озер...

– Возможна ли замена союзного слова который другими словами, например: какой, что, чей, когда? Почему автор предпочитает союзное слово который?

– Союзное слово какой вносит в предложение оттенок сравнения, уподобления. Если союзное слово который указывает на предмет, названный в главном предложении, то при помощи союзного слова какой этот предмет сопоставляется с другим. В данном тексте автор не преследует такой цели. Ни одно определяемое существительное не имеет временного значения, поэтому отпадает необходимость использования союзного слова когда. Союзное слово чей передает значение принадлежности, поэтому с его помощью придаточное определительное присоединяется, как правило, к одушевленному существительному.

Учитель. Выделяется два типа предложений с определительными придаточными:

1) предложения, в которых главное не выражает законченной мысли и потому должно быть распространено, определяемое существительное требует определения придаточным, в таких предложениях связь между главным и придаточным предложениями очень тесная;

2) предложения, в главной части которых выражена относительно законченная мысль, а придаточное предложение содержит добавочные сведения, связь между главным и придаточным менее тесная.

Проанализируйте с этой точки зрения наши предложения.

– Все предложения относятся ко 2-му типу, в них связь между главным и придаточным менее тесная. Об этом свидетельствует и тот факт, что ни в одном главном при определяемом существительном нет соотносительного местоимения, усиливающего связь предложений и указывающего на незаконченность выражения мысли в главном предложении.

Придаточные изъяснительные

Найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными. Запишите в своих тетрадях. Составьте схемы.

– Сколько в тексте придаточных изъяснительных предложений? (18.)

– А теперь произведите подсчет, с помощью каких языковых средств (союзов и союзных слов) и сколько раз присоединяются придаточные изъяснительные. (Как – 6 раз, что – 8 раз, какой (в различных словоформах) – 2 раза, чтобы – 1 раз, ли – 1 раз.)

– Укажите часть речи изъясняемых слов, частоту их употребления. (Глагол – 13 раз, деепричастие – 1 раз, слова категории состояния – 2 раза, существительное – 2 раза.)

– Что можно сказать о грамматической и лексической законченности изъяснительных придаточных? (Изъяснительное придаточное предложение, относясь к слову (словосочетанию) в главном, распространяет это слово. Главное предложение не закончено ни грамматически, ни лексически, оно непременно требует своего восполнения. Изъясняемые слова в главном предложении обладают, как правило, способностью к управлению. Это слова со значением речи, мысли, сообщения, восприятия, чувства, желания, побуждения, приказания.)

– Какое значение имеют придаточные предложения с союзом и союзным словом что? (Это наиболее распространенные придаточные. Их основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого сообщающий не сомневается.)

– Теперь прокомментируйте работу союза и союзного слова как. (Союз и союзное слово как присоединяет изъяснительное придаточное тогда, когда изъясняемое слово в главном имеет значение восприятия. Как вносит в придаточное предложение добавочный (по сравнению с что) смысловой оттенок: не только сообщается о каком-то явлении, но и уточняется, как оно происходит. Ср.: Я вспомнил рассказы о том, что вороны, как и сороки, любят блестящие предметы. Я вижу, как рождается ночь.)

– Приведите примеры изъяснительных слов со значением восприятия. (Видеть, видно, слышать, слышно, замечать, заметно, ощущать, представлять, чувствовать.)

– В каких случаях употребляется союз чтобы? (Союз чтобы присоединяет изъяснительную придаточную часть в следующих случаях:

1) слово в главном имеет значение желания, просьбы, необходимости, совета, приказания и т.п.: Петя всегда требовал от младшей сестры Тани, чтобы она не уходила далеко от дома. Другие союзы (что, как, будто) при таких изъясняемых словах невозможны;

2) в главном предложении есть изъясняемое слово, которое присоединяет придаточное предложение при помощи других союзов и союзных слов; в этом случае союз чтобы придает предложению модальное значение желания, необходимости, просьбы и т.п.: Важно, чтобы вы до конца осознали необходимость утренней зарядки;

3) в главном предложении есть слова со значением чувства или внутреннего состояния (любить, ненавидеть, привыкнуть, нравиться и др.): Он любил, чтобы в комнате были цветы. В этом случае синонимичными союзу чтобы оказываются союзы если, когда.

4) изъясняемые слова в главном предложении имеют значение сомнения, недоверия и т.д. (сомневаться, не думать, не считать и т.п.): Не думаю, чтобы он мог поступить так опрометчиво. Сомнительно, чтобы в такой короткий срок ты подготовился к зачету как следует;

5) в главном предложении при сказуемом есть отрицание или слово редко (не слышал, редко видел и т.д.): Я редко видел, чтобы она так выходила из себя. Я не мог представить, чтобы Иван Павлович так быстро и так добротно выполнил поручение.)

– Какому из этих пяти случаев соответствует изъяснительное предложение с союзом чтобы в рассказе «Клара»? (Первому. Один из загорающих на пляже говорил другому, чтобы тот не клал запонки и особенно часы на видном месте, так как... Придаточное предложение содержит пожелание, совет.)

– Обратимся к СПП с союзом ли. Как произошел данный союз, где он ставится? Какое значение передают придаточные с союзом ли? (Союз ли, происшедший из частицы, ставится не в начале придаточного предложения, а после первого слова, относясь по смыслу к этому слову, подчеркивая его.

– Какие слова (сочетания слов) употребляются в качестве изъясняемых в главном предложении чаще всего, если придаточное присоединяется при помощи союза ли? (Спросить, думать, размышлять, сомневаться, не знать, ждать, не помнить, хотеть узнать, трудно сказать, нельзя сказать и т.п.)

– В рассказе союзное слово какой употребляется в двух случаях для присоединения изъяснительного придаточного. Назовите другие союзные слова, которые употребляются для присоединения изъяснительных придаточных. (Что, как, кто, зачем, почему, когда, где и др.)

Попробуйте придумать СПП, в которых придаточные изъяснительные присоединялись бы к главному при помощи названных союзных слов. (Самостоятельная работа.)

Место придаточных изъяснительных.
Конструктивные местоимения

– Что вы можете сказать о месте изъяснительных придаточных предложений? (Как правило, изъяснительное придаточное предложение следует за главным или находится внутри него; во всяком случае следует за словом, которое подлежит пояснению. Однако могут быть предложения и с обратным порядком следования главного и придаточного. Инверсия придаточного предложения подчеркивает его значение, на придаточное предложение падает логическое ударение: С какой целью она прилетела сюда, было неизвестно.)

– Мы с вами знаем, что в СПП с изъяснительным придаточным в составе главного может быть употреблено соотносительное с союзом или союзным словом местоимение. В некоторых случаях местоимение нельзя изъять из предложения, так как оно имеет конструктивное значение. Встречаются ли в нашем тексте такие местоимения? (Да, встречаются в одном случае.)

– Конструктивное или неконструктивное значение имеет местоимение? (Неконструктивное. Его можно изъять из предложения (предложение 7).

– Приведите примеры СПП с придаточным изъяснительным, в состав которых входят конструктивные местоимения.

Анна была обеспокоена не тем, что дочь завтра уезжает, а тем, что она снова поменяла квартиру. Особая структура предложения с отрицанием и противопоставлением требует наличия конструктивного местоимения.

Беседуя с Георгием о сыне, о том, что Александр очень тонко чувствует ситуацию и хорошо разбирается в людях, Павел Петрович предсказывал парню замечательное будущее. В данном случае присоединение придаточного предложения без посредства местоимения противоречит литературной норме. Изъясняемое придаточным предложением слово беседуя имеет в качестве зависимых два слова о сыне и о том (указательное местоимение), которые образуют ряд однородных членов.

Все кончилось тем, что Алексей не выдержал насмешек, поднялся и ушел. Изъясняемое слово кончилось может присоединять придаточное предложение только с помощью местоимения. Существует несколько таких сочетаний: заключаться в том, состоять в том, объясняться тем, сводиться к тому и т.п.

Придаточные обстоятельственные времени

– Выпишите из рассказа все СПП с придаточными обстоятельственными. Составьте схемы.

– Сколько в тексте обстоятельственных придаточных предложений?

(17, в том числе обстоятельственных образа действия, меры, степени – 5; обстоятельственных времени – 5; причины – 2; сравнения – 1; условия – 2; цели – 2.)

– Какое место по отношению к главному предложению может занимать придаточное обстоятельственное времени? К чему присоединяется придаточное обстоятельственное времени?

(В СПП с придаточным времени события сопоставляются во времени. Придаточные временные присоединяются, как правило, ко всему главному предложению и занимают по отношению к главному любое положение.)

– Как протекают события, описываемые в СПП с придаточными времени, – одновременно или разновременно (например, последовательно)?

(Как одновременно, так и разновременно. Для обозначения одновременности/неодновременности событий используются разнообразные союзы и видо-временные формы глаголов-сказуемых. Наиболее употребительным является союз когда. В предложении Я испытываю волнение, когда сумерки застают меня вдали от деревни, на покойных лесных озерах союз когда служит для выражения одновременности явлений, употреблены глаголы-сказуемые несовершенного вида: испытываю – застают. Здесь в союзе когда совмещаются временное значение и условный оттенок. В предложении Я пожурил ее за невежливое поведение, однако Клара успокоилась лишь тогда, когда подошла к блестящей мыльнице и победно прокаркала «Кр-расота!» союз когда служит для выражения последовательности действий, употреблены глаголы-сказуемые совершенного вида: успокоилась – подошла, прокаркала. В предложении Когда Клара улетела, я целый час сидел перед мольбертом, ... смотрел на рисунок, чесал лоб и вздыхал... с союзом когда и в предложении Пока она завтракала, я сел к мольберту и быстро набросал ее... с союзом пока употреблены глаголы-сказуемые разных видов: улетела – сидел, смотрел, чесал, вздыхал и завтракала – сел, набросал. В этих предложениях мы отмечаем частичное совпадение времени действия. Союз когда в этих предложениях имеет значение «после того как».)

– Какие временные союзы, кроме встретившихся в тексте, вы знаете еще? (Покуда, покамест, в то время как, по мере того как, пока не, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, как, едва и др.)

– Попробуйте с названными союзами составить предложения (самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой).

Придаточные причины

– Что выражают ССП с придаточными обстоятельственными причины? Какое значение они имеют?

(Причинные придаточные содержат указание на причину или обоснование действия (события, явления), о котором говорится в главном предложении. Причинные придаточные в большинстве случаев относятся ко всему главному.)

– Какие причинные союзы встретились в тексте?

(Два союза: потому что и так как. Эти союзы, как и союз оттого что, наиболее употребительны. Союз потому что, как правило, присоединяет придаточное предложение, которое помещается после главного. Союз оттого что в редких случаях может начинать сложноподчиненное предложение (Оттого что картофель не был прополот вовремя, урожай собрали низкий). Союзы потому что и оттого что – составные. Эти союзы расчленяются, если требуется выделить, подчеркнуть причину. В подобных предложениях главное и придаточное предложения тесно связаны (Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник. (Л.Толстой). Союз так как несколько более книжный в сравнении с потому что и присоединяет придаточное причины как следующее за главным, так и предшествующее ему. Составной союз так как никогда не членится.)

– Какие еще причинные союзы вы знаете?

(Ввиду того что, благодаря тому что, в силу того что, вследствие того что, по той причине, что, из-за того что и др. Нетрудно заметить, что в составе каждого из этих союзов есть причинный предлог. Предлоги причины выражают разнообразные оттенки, свойственные союзам (например, вследствие в составе союза придает предложению следственный оттенок; благодаря указывает обычно на благоприятную причину, этот же оттенок значения свойствен и союзу благодаря тому что; из-за указывает на неблагоприятную причину, этот же оттенок свойствен и союзу из-за того что и т.д.). Автор рассказа не употребляет эти союзы – они характерны для книжной речи.

Союз ибо, имеющий значение причинного обоснования, нередок в современной публицистике, хотя изменилась его стилевая окраска. Союз ибо может употребляться также для придания речи иронического оттенка.)

– Чем можно объяснить большое количество в тексте СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры, степени?

(Автор подробно рассказывает о том, как вела себя ворона, а придаточные предложения образа действия, меры, степени как раз и раскрывают образ, способ действия, меру и степень признака, действия, названного в главном предложении. Обязательным элементом главного предложения являются конструктивное соотносительное (указательное) слово (местоимение такой (таков), наречия так, настолько, столько, а также сочетания до того, до такой степени и др.), образующее с союзом пару (так – что, такой – что, до того – что и др.). То, что в главном предложении, находится соотносительное (указательное) слово, определяет порядок следования предложений: сначала главное, за ним – придаточное. В качестве союзных средств выступают как союзы (что, чтобы, будто, как будто, словно), так и союзные слова (сколько, как). Автор во всех пяти предложениях употребляет вносящий в предложение оттенок следствия союз что: таким ужасающим (в какой мере или степени?), что; так гладко (в какой мере или степени?), что; так долбанула (как? каким образом?), что; так злобно (в какой мере или степени?) ... что.)

– Хорошо, ребята. Вы успешно справились с работой. Скажите: какие обстоятельственные придаточные предложения не встретились в тексте? Приведите свои примеры. (Не встретились обстоятельственные придаточные места, уступки, следствия, присоединительные.) Учащиеся приводят свои примеры.

– Какую же роль в рассказе «Клара» играют СПП?

(Сложноподчиненные предложения в тексте занимают большое место, они дают представление о сложных связях явлений действительности. На примере рассказа «Клара» мы пронаблюдали, как мастер слова широко использует СПП.)

– Молодцы. Вы сегодня успешно и усердно работали, показали хорошие знания. При написании творческих работ старайтесь уместно использовать СПП, грамотно их строить. Как можно больше читайте, обогащайте свою речь!

Домашнее задание: понаблюдайте за использованием СПП в одной из миниатюр из книги Ю.Бондарева «Мгновения», определите вид придаточных предложений.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru