Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.В.  ВАНЯТКИНА,
Г.М.  МЕДВЕДЕВА,
г.  Александров,
Владимирская обл.


Комплексная диагностика знаний учеников по русскому языку, литературе, истории

Разработанные нами тестовые задания будут способствовать формированию у ученика определенного уровня компетентности. Предлагаем вашему вниманию 4 теста для учащихся 8-го класса. Эти задания призваны проверить уровень компетентности по гуманитарным дисциплинам: русский язык, литература, история и обществознание.

I ЧЕТВЕРТЬ

А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

Мы перебрались через овраг и вступили в слободу. Во всех избах горели огни. Шум и крики раздавались везде. На улице я встретил множество народу; но никто в темноте нас не заметил и не узнал во мне оренбургского офицера. Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрестка. У ворот стояло несколько винных бочек и две пушки. «Вот и дворец, – сказал один из мужиков, – сейчас об вас доложим». Он вошел в избу. Я взглянул на Савельича; старик крестился, читая про себя молитву. Я дожидался долго; наконец мужик воротился и сказал мне: «Ступай: наш батюшка велел впустить офицера».

Я вошел в избу, или дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! – сказал он мне с живостью. – Как поживаешь? Зачем тебя бог принес?» Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» – спросил он меня. Я не знал, что отвечать. Пугачев, полагая, что я не хочу объясняться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел выйти. Все послушались, кроме двух, которые не тронулись с места. «Говори смело при них, – сказал мне Пугачев, – от них я ничего не таю». Я взглянул наискось на наперсников самозванца. Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища... Он был высокого росту, дороден и широкоплеч и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах. Первый (как я узнал после) был беглый капрал Белобородов; второй – Афанасий Соколов (прозванный Хлопушей), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников. Несмотря на чувства, исключительно меня волновавшие, общество, в котором я так нечаянно очутился, сильно развлекало мое воображение. Но Пугачев привел меня в себя своим вопросом: «Говори: по какому делу ехал из Оренбурга?».

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

А

I

1. Выберите верное объяснение постановки запятой в предложении Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрестка:

а) однородные члены предложения, связанные интонацией перечисления;
б) причастный оборот, стоящий после определяемого слова;
в) запятая разделяет 2 грамматические основы.

2. Какой частью речи являются выделенные в предложении слова: Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены золотою бумагою:

а) прилагательное;
б) краткое причастие;
в) деепричастие?

II

1. Составьте схему предложения Наконец мужик воротился и сказал мне: «Ступай: наш батюшка велел впустить офицера».

2. Выпишите из эпизода предложение, в котором есть словосочетание со способом связи согласование.

3. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?

Б

I

1. Как называется глава, в которой встречается анализируемый эпизод?

а) «Приступ»;
б) «Осада города»;
в) «Мятежная слобода».

2. К какому типу речи относится анализируемый эпизод?

а) Рассуждение с элементами повествования;
б) повествование с элементами описания;
в) описание.

II

1. С какой целью при характеристике товарищей Пугачева автор использует устаревшее для нас слово наперсник?
2. Какое место, на ваш взгляд, занимает данный эпизод во всем повествовании?
3. Какие отношения существуют между Пугачевым и его товарищами (4–6 предложений)?

А. 1. О каком историческом событии идет речь в произведении, отрывок из которого представлен?

а) Смутное время;
б) восстание Степана Разина;
в) крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева;
г) восстание в д. Бездна.

2. Кто из наперсников самозванца был ссыльным преступником?

3. Что такое крестьянская война? Что такое армяк?

В. Выпишите названия русских предметов быта или названия одежды.

С. Кто из исторических лиц представлен в тексте? Что общего в характере этих людей и их деятельности?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru