Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2006

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю. НОРМАН
г. Минск


Задачи по русскому языку

1. Прочитайте следующее высказывание.

Масовской курёхой стремыжный пендюх прохандырили трущи.

Как вы думаете: что это значит? На каком это языке?

2. Представьте себе следующий мини-диалог.

– Вы будете кофе или чай?
– А вы?

Почему собеседник отвечает вопросом на вопрос? Что скрывается за его нежеланием ответить сразу и прямо?

3. Прочитайте следующий отрывок из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»:

– ...Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!

Как вы понимаете употребленную здесь словоформу разбей? Какое у нее временное значение? Согласуется ли она с подлежащим?

4. От притяжательных местоимений мой, твой легко образовать наречия образа действия: по-моему, по-твоему (которые могут выступать и как вводные слова). А как образовать наречие от притяжательных местоимений 3-го лица его и ее (а также их)?

5. Во время научного доклада из зала может раздаться возглас: «Регламент!». Что это означает? А что означает вопрос «А вам не кажется, что...?», задаваемый после доклада в прениях? Какие речевые жанры скрываются за этими репликами? Что хочет сказать ими говорящий?

6. Маленький мальчик услышал в поликлинике выражение взятие мазков. И спросил: «А зачем берут мозг?». Опишите лингвопсихологические предпосылки ситуации, при которой словоформа мазков может быть воспринята как представитель слова мозг.

7. Прочитайте следующую цитату из повести К.М. Станюковича «Грозный адмирал»:

– ...По трактирам да по театрам... Папироски, вино, карты, бильярды... По уши в долгу... Пришел этот брандахлыст в трактир, гроша нет, а он: «Шампанского!»...

Как вы понимаете употребленное здесь слово брандахлыст? На основании чего вы придаете ему то или иное значение?

8. Одинаковый ли по долготе согласный [м] произносится в словах сумма и суммарный?

9. В чем разница в значениях словоформ глянь и глядь?

10. В сборнике пословиц Владимира Даля приводится старинное выражение: Вежества не купи, умелось бы говорить. Попробуйте объяснить, что оно значит.

Ответы на задачи

1. Приведенное высказывание Масовской курёхой стремыжный пендюх прохандырили трущи – это образец речи офеней, или коробейников, – бродячих торговцев, которые в России XIX – начала XX века были массовым явлением. Офенский язык служил своего рода тайным языком. Приведенный пример переводится как «Нашей деревней третьего дня проходили солдаты».

2. Собеседник отвечает вопросом на вопрос скорее всего «из деликатности»: он не желает доставлять хозяйке (или хозяину) лишних хлопот и готов «подстроиться» под ее (или его) предпочтения. Вместе с тем лучше было бы ответить по существу, но вежливо, например, так: «Я бы предпочел чай».

3. Словоформа разбей в приведенной цитате только внешне совпадает с формой повелительного наклонения. Здесь она употреблена в особой функции – со значением неожиданного, внезапного действия в прошлом. Такая форма является неизменяемой, т.е. не имеет лица и числа (можно сказать: А мы бутылку и разбей!) и, следовательно, не согласуется с подлежащим. Формальным признаком особой функции данной формы является употребленная перед ней частица и (иногда в сочетании с неполнозначным глаголом возьми: А она бутылку возьми и разбей!).

4. Притяжательные местоимения 3-го лица его, ее, их – неизменяемые слова (исторически это формы родительного падежа личных местоимений). Наречия от них образуются тоже без всяких дополнительных суффиксов: по-его, по-ее, по-их. Например: Она хочет, чтобы все было по-ее.

5. Возглас «Регламент!», раздавшийся во время доклада, – это попытка прервать докладчика (т.е., по сути, ‘хватит! Я не хочу дальше слушать’). А вопрос «А вам не кажется, что...?» – вовсе не вопрос, а деликатная форма возражения (выражения несогласия).

6. По-видимому, мальчик встречал до сих пор слово мозг только в форме именительно-винительного падежа. На слух оно выглядит именно как [моск]. Естественно, что в представлении мальчика множественное число от него образуется как [мск’и], а родительный падеж мн. ч. – [мскоф]. Поэтому услышанная словоформа [мскоф] была соотнесена мальчиком со словом мозг (а не с мазок, по-видимому, мальчику вообще неизвестным).

7. Слово брандахлыст нынче почти забыто. Мы пытаемся «нащупать» его значение через контекст, в котором оно употреблено, а также через его звуковой облик и формальные ассоциации с другими словами (на память приходят хлыщ, хлыст, хлюст, брань, бред, брехать, барахло, прохиндей...). В результате получается что-то вроде ‘плохой, неприятный человек мужского пола’, ‘разгильдяй’, ‘гуляка’, ‘транжир’...
А вообще-то в своем прямом, первичном значении брандахлыст – ‘разбавленное вино или пиво’, вообще ‘некачественный напиток, бурда’.

8. Нет, в слове сумма произносится двойное [м], а в суммарный – обычное, одинарное, хотя там и пишется по традиции двойная буква м. В словах иноязычного происхождения удвоенный согласный старается «сократиться» в произношении до обычного, краткого (аттракцион, коммунизм и т.п.), но после ударного гласного этого не происходит (касса, вилла и т.п.).

9. Глянь – форма повелительного наклонения от глагола совершенного вида глянуть, употребительного в разговорной речи. Она обозначает просьбу или призыв к однократному действию: ‘посмотри’ (Глянь в окно).

Глядь по своему происхождению связано с глаголом глядеть. Но в современном языке оно оторвалось от своего «предка» и превратилось в неизменяемое слово, в междометие, выражающее неожиданность, нечаянность действия или явления (А остановку глядь и перенесли).

10. Вежество – старинное слово, означающее ‘ученость, образованность’. Пословица Вежества не купи, умелось бы говорить подразумевает, что умение говорить, красноречие может в какой-то степени заменить собой знание и мастерство.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru