Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2007

Я ИДУ НА УРОК

8-й класс

«УМЕЙТЕ ОБРАЩАТЬСЯ
С ОБРАЩЕНИЕМ...»

Конспект урока по программе
под редакцией М.М. Разумовской

Тема: «Обращение как культурно-лингвистический феномен».

Тип урока: итоговый урок по развитию речи.

Цели урока:

• обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»;
• способствовать развитию речи учащихся;
• развить умения и навыки работы с поэтическим текстом;
• познакомить с правилами речевого этикета.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.

(А.С.  Пушкин. Кн. П.П. Вяземскому)

– Что делает эти строки не назидательными, а нежными, душевными? (Обращение.)

У Пушкина обращение не только грамматическая фигура, но и образец удивительной педагогики. Так ли уж просто это обращение? Это мы и попытаемся выяснить на уроке. А для начала вспомним, что такое обращение, как отличить его от похожих конструкций, как выделить на письме.

Задание 1 (выполняется на розданных листах – лист № 1. Здесь см. Приложение 1).

Определите синтаксическую функцию выделенных слов, при этом поставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. (Ученики объясняют знаки, орфограммы.)

– Что такое обращение?

– Какие бывают обращения?

– Какую роль может выполнять обращение в речи?

– Есть ли в этом предложении обращение?

Пушкин... Как загадочно и непонятно звучало для меня тогда это имя.

(Нет, имя поэта здесь только называется, говорящий не обращается к поэту, – это именительный представления: нет информации, лишь представление о предмете.)

Задание 2 (предложения на доске)

Обращение всегда стоит в именительном падеже. А в каком падеже употреблены обращения в следующих предложениях?

• Пойди, княже, с нами в дань. («Повесть временных лет»)

• Милостивый государь батюшко!.. (Царевич Алексей – Петру.)

• Чего тебе надобно, старче? (А.С.  Пушкин)

В древнерусском языке был еще и звательный падеж.

– Сколько всего было падежей? (7)

– Сейчас? (6)

– В каких языках, близких русскому, остался звательный падеж? (Украинский, болгарский.)

– А что сопровождает обращение, когда мы его произносим? (Особая звательная интонация.)

– Видно, что уроки лингвистики не прошли для вас даром.

Задание 3

А какую роль играет обращение в этих строках Пушкина?

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!

Почему все предложения здесь заканчиваются восклицательным знаком?

Обращение к неодушевленному лицу, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу (для усиления выразительности) – особый прием, особая стилистическая фигура – риторическое обращение.

Проследим, как использовал этот прием С.А.  Есенин.

(Работа выполняется на листе № 2, см. Приложение 2; читаем строки, находим обращения.)

– Какой темой объединены эти строки? (Природа, родина.)

– Разделяет поэт эти понятия?

– Что помогает ему передать единство природы и человека? (Риторические обращения.)

Автор любуется красотой этого мира, где можно разговаривать с березами, обратиться с вопросом к клену, за помощью – к ветру.

Ученики читают стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом...» (Лист № 3, см. Приложение 3)

Задание 4

Обращение к собеседнику – самый яркий (и употребительный) знак, показывающий, что мы начинаем общение. Вот почему в речевом этикете обращению уделяется большое внимание.

– Как вы понимаете слово этикет? (Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.)

– Из какого языка пришло слово? (Франц. – etiquette.)

– Одинаково ли вы обратитесь к знакомому и незнакомому собеседнику?

– От чего будет зависеть выбор обращения? (От речевой ситуации, т.е. от стиля.)

– Как вы обратитесь к продавцу? Инспектору ГАИ? К стоящему в проходе автобуса мужчине (женщине)? К президенту?

Чаще других мы используем слова: мужчина, женщина, товарищ, гражданин. До сих пор идут дискуссии о том, какое слово лучше, не приживаются у нас слова господин – госпожа, сударь – сударыня. Почему, как вы думаете?

– Какую окраску приобретут обращения мамаша, папаша, отнесенные не к родственным, а к незнакомым людям? (Оттенок фамильярности, просторечия.)

– А какие обращения к незнакомым употребляются, например, во французском языке? Обратитесь к водителю. Продавцу. Женщине. Девушке. Президенту. (На все случаи: мадам, мсье, мадемуазель.)

(Monsieur le President; Mademoiselle; Madame.../Mousieur...)

– Чем отличается обращение к знакомому человеку? (Цель не столько привлечь внимание, сколько выразить к нему свое отношение.)

Поэтому часто в роли обращений выступают собственные имена. Замечали ли вы, как многообразны эти обращения?

Задание 5

Образуйте формы от имени Елена.

(Елена, Лена, Леночка, Ленуся, Ленушка, Ленора, Алена, Аленка – обратите внимание на суффиксы.)

– В какой речевой ситуации вы употребите эти обращения?

– А возможно такое во французском языке? (Пренебрежительных форм вообще нет, уменьшительно-ласкательно – Ma petite; Mon petit; Mon cher; Ma cherie.)

Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, прохожим... Мы выбираем ту или иную тональность в сложном речевом потоке. И все это богатство нюансов обеспечивают разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен. Такое многообразие средств говорит о богатстве русского языка.

А ведь есть еще обращение по имени-отчеству – наша специфичная форма обращения к знакомым.

– Когда мы обращаемся по имени-отчеству? (Это знак особого уважения к человеку.)

Задание 6

На доске записаны отчества. Запишите сочетания имени и отчества и прочитайте.

Иванович – Иван(ыч)
Алексеевич – Алексе(ич)
Николаевич – Никола(ич)
Андреевна – Андре(вн)а
Никитична – Никит(ишн)а
Михайловна – Мих(алн)а

Такое стяжение является нормой.

– В каком стиле? (Разговорном.)

Именно четкое произношение отчества сразу обнаружит иностранца.

Подведение итогов

Не все тайны обращения мы сегодня раскрыли (ведь «чем больше имя знаменито, тем неразгаданней оно»). Что, например, скрыто в обращении Пушкина к вам?

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..

Домашнее задание

1. Понаблюдайте, какие обращения используют окружающие (устно).

2. Напишите короткие письма, употребив в них обращения:

а) к родственникам;

б) к другу;

в) к учителю;

г) в редакцию.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

1. В Михайловском Пушкин много писал и читал чутко пр_слушивался к народной речи.

2. Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией перед русским народом выд_ляли пр_образование русского литературного языка.

3. Дай Пушкин мне свою певучесть, свою раскова_ую речь, свою пл_нительную участь.

4. Как часто я обращался к стихам Пушкина, когда размышлял о верност_, дружбе, товариществе.

5. Автор этого стихотворения – Пушкин.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

С.А.  Есенин

1. Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.

2. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных...

3. Гой ты, Русь моя родная...

4. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!

5. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!

6. Но люблю тебя, родина кроткая.

7. Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком...


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

С.А.  Есенин

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

 

Е.А.  СЫЧЕВА

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru