Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2007

Я ИДУ НА УРОК

Поиск и исправление ошибок
в творческих работах учеников

Интегрированный урок

Цели:

закрепить навык нахождения и классификации ошибки в сочинениях, отрабатывать навыки копирования, перемещения, вставки фрагментов текста;

совершенствовать умение работать с локальной сетью и сохранять документ;

развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;

формировать интерес к творческой работе с компьютерным сопровождением.

Оборудование: перфокарты; текст В.Солоухина; таблицы «Классификация ошибок», «Критерии оценивания задания С на ЕГЭ по русскому языку»; рецензия 1 и рецензия 2 на текст В.Солоухина.

ХОД УРОКА

Часть учащихся сидят за ПК, остальные – за столами. Лаборант сидит за своим ПК и вносит в созданный им документ MS Word отметки учащихся за каждый их ответ.

На слайдах появляются слова по порядку, после произнесенного учеником слова появляется ударение.

I. Орфоэпическая разминка

Проецируется на общий экран слово, ученик четко произносит его вслух, на слайде появляется это же слово с проставленным ударением. Если допущена орфоэпическая ошибка, слово вновь проговаривается учениками и по необходимости вносится в орфоэпический словарик.

Вероисповедание

откупорить

назвала

афера

обеспечение

свекла

сливовый

исчерпать

уплачено

сосредоточивать

скрупулезный

средства

благовест

балованный

беспрецедентный

договор

духовник

в туфлях

квартал

жалюзи

соболезнование

христианин

мизерный одновременно

II. Повторение опорных знаний

На экране высвечивается определение темы урока.

(Тема нашего урока: «Нахождение ошибки в творческих работах учащихся и определение ее типа»; цели: развивать умения и навыки нахождения и определения типа ошибки; ощутить себя в качестве эксперта, оценивающего творческую работу.)

Учитель информатики сам определяет цели урока:

отрабатывать навыки копирования, перемещения, вставки фрагментов текста; совершенствовать умение работы с локальной сетью, сохранения документов;

общие цели: развивать внимание, логическое мышление, речь учеников;

формировать интерес к предметам «Русский язык» и «Информатика».

Вопросы:

1. Готовы ли вы к такой работе? (Готовы теоретически.)

2. Какие ошибки классифицируются как фактические? логические? речевые? грамматические? орфографические? пунктуационные?

III. Совершенствование полученных и усвоение учащимися новых знаний

1. В предложениях найти ошибку, классифицировать ее и исправить.

Восемь учеников работают за компьютером, остальные смотрят на экран, где появляются одно за другим предложения.

Для учеников, сидящих за ПК, предложения уже набраны и сохранены на компьютерах.

Говорит учитель ИВТ:

– Найдите эти предложения по указанному пути (...), отредактируйте их, используя команды «Вырезать», «Копировать», «Вставить». Предложения поэтапно высвечиваются на экран; после редактирования появляется на экране предложение в исправленном виде. Ученики, работающие за компьютером, редактируют предложения самостоятельно, при необходимости сверяя свою работу с работой класса. За их работой наблюдает учитель ИВТ, он оценивает умения и навыки работы с компьютером.

а) Фронтальная работа:

1) Видимо, в нас бунтует подавленная, не находящая реализации в практичной деятельности часть нашего существа.

(Ученики находят речевую ошибку: практичный – практический – и отмечают неудачный порядок слов.) – Видимо, в нас бунтует подавленная часть нашего существа, не находящая реализации в практической деятельности.

2) Телевидение – одно из самых удивительнейших достижений цивилизации.

(Ученики находят грамматическую ошибку: самых удивительнейших, исправляют ее: самых удивительных или удивительнейших.) – Телевидение – одно из самых удивительных достижений цивилизации.

3) Также надо помнить, что в подсознание – творческую лабораторию человека – попадает только то, что прошло через чувства, через живое, непосредственное воздействие другого человека, природа, мир.

(Ученики находят грамматическую ошибку и исправляют ее: через воздействие другого человека, природы, мира.) Также надо помнить, что в подсознание – творческую лабораторию человека – попадает только то, что прошло через чувства, через живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира.

4) Хотя современная аудиовизуальная культура опасна тем, что человек теряет активную связь с предметным миром, она лишает человека его собственного предметного мира, превращает в активного наблюдателя.

(Логическая ошибка: между частями предложений нет уступительных отношений – и речевая ошибка: активного наблюдателя – пассивного наблюдателя.) – Современная аудиовизуальная культура опасна тем, что человек теряет активную связь с предметным миром, она лишает человека его собственного предметного мира, превращает в пассивного наблюдателя.

б) Работа в парах: выполняем ту же работу с предложениями, обсуждая друг с другом варианты редактирования:

5) Информационное же воздействие воздействует только на мышление, на кору.

(Речевая ошибка: повторение однокоренных слов – воздействие воздействует.) – Информационное же воздействие затрагивает только мышление, кору.

6) Но почему люди в своей реалистической жизни все время недовольны этим изобретением?

(Речевая ошибка: реалистическая жизнь – реальная жизнь.) – Но почему люди в своей реальной жизни все время недовольны этим изобретением?

7) Значит, телевидение, кажущееся на первый взгляд безобидным, не таит в себе угрозу стать человеку в жизни только наблюдателем.

(Логическая ошибка: не таит, неудачный порядок слов.) – Значит, телевидение, кажущееся на первый взгляд безобидным, таит в себе угрозу для человека – стать в жизни только наблюдателем.

8) Просмотр телевизионных передач не воздействует на человека так же, как непосредственное его общение с окружающим миром людей, природы, вещей.

(Логическая ошибка: не воздействует.) – Просмотр телевизионных передач воздействует на человека так же, как непосредственное его общение с окружающим миром людей, природы, вещей.

Говорит учитель ИВТ:

– Работающие с компьютером могут совещаться друг с другом в парах.

2. Самостоятельная работа с перфокартами. Найдите и классифицируйте ошибку.

Вариант 1

1. Тихон лег на труп Катерины и спрашивает: «Хорошо ли тебе, Катя?».

2. Новая техника помогает сделать более легким труд рабочих.

3. Нужно оплатить за проезд по железной дороге.

4. Пушкин при жизни не был понят, и принят современниками.

5. Мы сделали большую половину работы.

6. Зайдя в машинное отделение меня обдало жаром.

7. Текст написан в публицистическом стиле, что позволило автору выдвинуть этот тезис.

8. Его вклад в работу был существенен.

9. Некрасов народный поэт, так как он наделяет крестьян привлекательными чертами.

Номера ошибок:

1) фактическая;

2) грамматическая;

3) речевая;

4) логическая;

5) пунктуационная.

Найдите и классифицируйте ошибку.

Вариант 2

1. Для достижения намеченной цели, пришлось объединить воедино усилия всех участников похода.

2. На Бородинском поле сложили голову многие будущие декабристы.

3. Хотя многие называют комедию «Горе от ума» комедией нравов, каждое поколение узнаёт в Чацком своего современника.

4. Меньшая половина фабрики была в огне.

5. Уезжая из родного города мне стало грустно.

6. О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов сессии.

7. Яким Нагой в беспросветной пьянке видит просвет лучшей жизни.

8. Тургенев правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

9. Прошу предоставить мне отпуск.

Номера ошибок:

1) фактическая;

2) грамматическая;

3) речевая;

4) логическая;

5) пунктуационная.

Говорит учитель ИВТ:

– Ребята, работающие за ПК, перед вами лежат листочки с указанием пути к заданию; откройте документ, используя группу цифровых клавиш; напротив каждого из 9 предложений наберите номер ошибки; после выполнения задания сохраните изменения в документе, доложите о готовности.

Номера ошибок:

1) фактическая;

2) грамматическая;

3) речевая;

4) логическая;

5) пунктуационная.

Ученики после проделанной работы сдают только листочки с ответами.

IV. Творческая работа

Текст отредактированных предложений проецируется на экран.

Создание текста

1. Подготовительная работа.

– Можно ли создать текст из 8 предложений, которые мы редактировали? (Да, их объединяет тема «Телевидение в жизни человека».)

2. Задание. Пронумеруйте предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Говорит учитель ИВТ:

– Откройте документ с отредактированными предложениями; используя команды «Вырезать», «Копировать», «Вставить», создайте из этих предложений текст.

(В это время учитель русского языка проверяет перфокарты, а учитель информатики проверяет работы учеников за своим ПК.)

3. Контроль и оценивание работы по созданию текста.

– В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? (Первыми отвечают на вопросы учителя сидящие за компьютерами ученики; учитель информатики получает возможность определить их умения и навыки при выполнении команд «Вырезать», «Копировать», «Вставить». Ученики, сидящие за столами, называют цифру, под которой должно идти предложение создаваемого текста.)

– Каким будет первое предложение в созданном вами тексте? (Второе.) Почему? (В нем заявлена тема текста.)

Телевидение – одно из самых удивительных достижений цивилизации.

– Следующее предложение в нашем тексте? (Шестое.) Докажите свою точку зрения. (В нем определена проблема текста.)

Но почему люди в своей реальной жизни все время недовольны этим изобретением?

– Как связаны первое и второе предложения в создаваемом нами тексте? (При помощи лексико-грамматических средств: синонимов удивительные достижения цивилизации – изобретение и противительного союза но.)

– Продолжите создание текста. (Первое предложение: в нем содержится ответ на риторический вопрос, это первый довод, доказывающий главную мысль текста.)

Видимо, в нас бунтует подавленная часть нашего существа, не находящая реализации в практической деятельности.

– Какова роль вводного слова в этом предложении? (Это – лексико-грамматическое средство связи предложений в тексте; оно смягчает точку зрения автора текста, который пытается высказать ее этически корректно.)

– В каком предложении звучит второй довод, доказывающий главную мысль текста? (В четвертом.)

Современная аудиовизуальная культура опасна тем, что человек теряет активную связь с предметным миром, она лишает человека его собственного предметного мира, превращает в пассивного наблюдателя.

– Каким будет следующее предложение в нашем тексте? (Третьим.)

Также надо помнить, что в подсознание – творческую лабораторию человека – попадает только то, что прошло через чувства, через живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира.

– Как это предложение связано с предыдущим? (Союзом также, это лексико-грамматическая связь.)

– В этом предложении есть пояснительная конструкция (подсознание – творческая лаборатория человека) и однородные члены предложения.

– Какова их роль в предложении? (Они помогают объяснить, истолковать содержание текста и являются средством выразительности.)

– Следующее предложение в нашем тексте? (Пятое предложение.)

Информационное же воздействие затрагивает только мышление, кору.

– Как связано это предложение с предыдущим? Какова его роль в тексте? (С помощью модальной частицы же; это предложение углубляет мысль предыдущего.)

– Каким будет следующее предложение в тексте? (Восьмым.)

Просмотр телевизионных передач воздействует на человека так же, как непосредственное его общение с окружающим миром людей, природы, вещей.

– Какова значимость этого предложения в тексте? (Это своеобразный вывод, вытекающий из содержания предыдущих предложений; оно подготавливает к жестко сформулированному в конце текста выводу.)

– Какое предложение завершит наш текст? (Седьмое.)

Значит, телевидение, кажущееся на первый взгляд безобидным, таит в себе угрозу для человека – стать в жизни только наблюдателем. (По тексту В.Кутырёва. См.: Т.Н.  Мамона. Русский язык. ЕГЭ. М., 2006. С. 45.)

V. Повторение сведений о тексте

1. Каков стиль созданного нами текста? (Публицистический.)

2. Докажите свою точку зрения. (В тексте рассматривается общественная проблема: что мешает человеку быть активным в жизни, создавать жизнь самому.)

3. Каков тип речи текста? (Рассуждение, потому что в тексте выдвигается тезис, который обосновывается, а завершается текст выводом.)

4. Какой это тип рассуждения? (Рассуждение-доказательство, дедуктивный характер выражения мысли.)

5. Будут ли в тексте, созданном нами, абзацы? (Да.)

6. Где вы их сделаете? (Между вторым и третьим предложениями и между седьмым и восьмым предложениями; это классическая трехчастная композиция текста: вступление-тезис – основная часть доказательства, доводы – заключение-вывод.)

Говорит учитель ИВТ:

– Выделите абзацы любым из известных вам способов работы с текстовым редактором.

На экране обозначаются абзацы.

7. Есть ли в этом тексте художественные средства выразительности? Какие? (Ряды однородных членов, лексические повторы, контекстуальные синонимы, эпитеты, градация.)

8. Какова их роль в тексте?

9. Можно ли озаглавить этот текст?

10. Предложите заглавие, в котором будет определяться тема текста. В какой части текста вы найдете подсказку для решения этой задачи? (Одно из достижений цивилизации. Подсказка во вступлении.)

11. Предложите заглавие, в котором будет звучать главная мысль текста. В какой части текста вы найдете подсказку? (Угроза стать только наблюдателем. Только наблюдатель. Подсказка в заключении-выводе.)

Говорит учитель ИВТ:

– Какими способами работы с текстовым редактором вы пользовались для выделения абзацев?

(Ученики указывают 2 способа, использование которых оценивает учитель информатики.)

VI. Работа над ошибками в перфокартах

Учащиеся вновь открывают документ «Задание 2» и работают над ошибками с классом.

Выслушиваются комментарии учеников, получивших «5». Сдают работы только те дети, которые удовлетворены результатом работы и хотят свою отметку увидеть в журнале.

VII. Повторение опорных знаний

Чтобы верно определить достоинства творческой работы, созданной на ЕГЭ, мы должны четко знать критерии оценивания ответа на задание С. Откройте таблицу «Критерии оценивания ответа на задание С».

1. Что учитывает эксперт при оценке задания С? (Содержание сочинения, при этом можно получить максимум 7 баллов; речевое оформление сочинения – максимум 5 баллов; грамотность – максимум 8 баллов; итого за это задание экзаменующийся может получить 20 баллов.)

2. Что оценивается в содержании сочинения? (Формулировка проблемы, комментарии к сформулированной проблеме, отражение в сочинении позиции автора исходного текста и изложение собственного мнения по одной из поставленных автором проблем с тремя аргументами.)

3. Что значит оценить речевое оформление сочинения? (Это значит охарактеризовать смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи.)

4. Что входит в понятие грамотность при оценивании творческих работ? (Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм.)

Таким образом, при оценке задания С эксперты учитывают глубину и полноту изложения смысла прочитанного текста, его проблемной сущности; зрелось суждения экзаменуемого, которая проявляется в понимании позиции автора, в умении выразительно, ярко, точно излагать свою точку зрения и доказывать ее на жизненном или литературном материале; соблюдение орфографических и пунктуационных правил, норм литературного языка.

VIII. Проверка домашнего задания

Дома ученики вставляли пропущенные в карточках буквы и расставляли знаки препинания, графически обозначая орфограммы и пунктограммы.

(1) В отлогих, почти горизонтальных лучах утре_его солнца заг_раются капли росы.

(2) Если сказать, что в каждой капле г_рит по солнцу значит (н_)чего (н_)сказать о сверкании росного утра. (3) Можно конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают голубой зеленью, другие – чисто кровавого цвета, третьи матово светятся изнутри, четвертые – (молочно)голубые, пятые – белые как молоко, но просвече_ые огне_ой искоркой. (4) Можно написать, как это разноцветное г_рение соч_тается с син_вой, желт_зной, розоватостью, лиловатостью и бел_зной луговых цветов и как луговые цветы просвече_ые солнцем, кидают свои цветные тени, свою син_ву или желт_зну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. (5) Можно рассказать, как в сложе_ых в сборч_тую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках трав накапливается роса и поко_тся в них светлая и холодная упругими и холодными каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6) Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу и как красив осыпа_ый росой, в лучах солнца обыкнове_ый хвощ, и многое, многое другое. (7) Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ра_им утром идет по росистому цветущему лугу. (8) Может быть он не обращает вн_мания на то, как в крох_тной росинк_ ч_тко виднеются еще более крохотные отр_же_ые ромашки, выр_сшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение (тот)час сообщается человеку, а вот передать его (не)возможно.

(9) Вы проснетесь по_же часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной, и все высуш_т, и все погасит и вы буд_те думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, (не)подозр_вая о том, насколько например цветущий куст с_рени или вишенья отличается от (не)цветущего. (10) Ведь тому, кто (н_)когда (н_)вид_л цветения вишневого сада, (не)возможно глядя на голые кусты вообразить, как бывает в цветущ_м вишневом саду.

(В.Солоухин)

На экране высвечивается текст без пропусков орфограмм и пунктограмм с их графическим объяснением.

1. Сделайте самопроверку.

2. Ученики, допустившие в этой работе 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, получают домашнее задание: переписать текст В.Солоухина с графическим объяснением своих ошибок. Остальные ученики сдают свои работы на проверку учителю.

3. Какова проблематика этого текста? (Человек – часть природы: он счастлив, когда находится в гармонии с природой; надо быть внимательным к ней, уметь наблюдать, видеть красоту в самых обычных явлениях.)

IX. Работа с рецензией на текст В.Солоухина

1. Читаются по порядку предложения из рецензии, ученики находят и классифицируют ошибки.

На мультимедиаэкране высвечиваются по порядку предложения из рецензии на текст В.Солоухина.

Лаборант отмечает на своем ПК ответы каждого из учеников.

Рецензия на текст В.Солоухина

В этом тексте говорится про природу. Стиль текста публицистический, тип речи – описание.

Автор поднимает тему экологии, рассказывая о том, как красиво бывает утром, если бережно относиться к природе. Природа – это наше богатство и мы должны его беречь. А заводы и фабрики загрязняют атмосферу и экологию.

Автор бережно относится к природе, он ее любит. Это передано благодаря эпитета, метафоры, красочных определений. А еще эмоциональный пафоз текста создается благодаря перечислению всяческих красот: росы, хвоща, ромашек. А еще автор призывает нас беречь природу: «...Тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно... вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду».

Компазиция текста кольцевая. Потому что про природу начинается, и про природу заканчивается. Также в тексте есть синтаксические средства выразительности речи.

Я тоже люблю когда красивая природы. Давайте же беречь нашу природу!

(Текст рецензии взят из книги:

Г.Т.  Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М., 2005.)

В этом тексте говорится про природу р. Стиль текста публицистический, тип речи – описание ф.

Автор поднимает р тему экологии ф, рассказывая о том, как красиво бывает утром, если бережно относиться к природе лог. Природа – это наше богатство лог, и V мы должны его беречь. А заводы и фабрики загрязняют атмосферу и экологию лог.

V лог Автор бережно относится к природе, он ее любит р. Это передано благодаря эпитета, метафоры, красочных лог определений гр. Vлог А еще эмоциональный пафоз текста создается благодаря | перечислению всяческих красот: р росы, хвоща, ромашек. А еще р автор призывает нас беречь ф природу: «...Тому, кто никогда | не видел цветения вишневого сада, невозможно... вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду». лог

Компазиция текста кольцевая ф. гр Потому | что про природу начинается, и про природу р заканчивается. логТакже в тексте есть синтаксические средства выразительности речи.

V лог Я тоже люблю_ когда красивая природа р. V

Давайте же беречь нашу природу! лог

2. Итог проверки по критериям оценивания ответа на задание С:

К 1 – 0; К 2 – 0; К 3 – 0; К 4 – 0; К 5 – 0;

К 6 – 0; К 7 – 0; К 8 – 0; К 9 – 1; К 10 – 0.

X. Домашнее задание

Проверьте сочинение-рассуждение на текст В.Солоухина и определите по критериям оценивания ответа на задание С количество баллов за эту письменную работу.

XI. Обобщение и подведение итогов урока

1. Чему вы учились на уроке?

2. Какие знания вы приобрели?

3. Какие умения и навыки совершенствовали, вырабатывали?

4. Испытываете ли вы чувство удовлетворения от своей работы на уроке?

5. Определите значимость изучаемого материала для вас, готовящихся к ЕГЭ. Какую отметку вы выставите себе за работу на уроке?

(Учитель в отдельный листок вносит эти отметки.) Лаборант на своем компьютере в течение урока выставлял отметки ученикам за каждый ответ. Совпадут ли ваша самооценка и отметка учителя? Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Н.Н.  ИВКИНА,
учитель русского языка и литературы;
А.А.  ШЕСТАКОВА,
учитель информатики;
Брянская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru