Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

7-й класс

Контрольные итоговые тесты

Инструкция

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из четырех частей.

В первой и второй частях тестовые задания содержат вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа напишите в карточке рядом с номером вопроса.

В третьей части контрольной работы задания не содержат ответов. Выполняйте эти задания самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Четвертая часть контрольной работы – творческое сочинение. Выберите одну из предложенных тем и напишите сочинение.

ЧАСТЬ 1

Инструкция. Ответьте на вопросы с 1-го по 16-й. Выберите один из четырех вариантов ответа, данных к каждому вопросу.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Осенний;

2) счастье;

3) читают;

4) рисунок.

2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Балуясь;

2) добела;

3) мельком;

4) начавший.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) Обогреватель;

2) безрезультатный;

3) подзаголовок;

4) сенокосилка.

4. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Труппа – коллектив артистов того или иного театра (цирка);

2) умысел задуманный план действий, намерение;

3) кисет – небольшой мешочек со шнурком для хранения самодельного табака;

4) яр – крутой обрыв.

5. У какого слова неверно определены морфологические признаки?

1) Расколотые (дрова) – страдательное причастие прошедшего времени;

2) увядший (цветок) – действительное причастие прошедшего времени;

3) отталкиваясь (от стенки) – деепричастие совершенного вида;

4) (он) гоняет глагол 1-го спряжения, несовершенного вида, переходный.

6. У какого слова верно определены грамматические признаки?

1) Продолжается в течение недели – существительное среднего рода, 2-го склонения, в предложном падеже;

2) говорил взволнованно краткое прилагательное;

3) смотрел щурясь деепричастие совершенного вида;

4) построенный дом – страдательное причастие прошедшего времени.

7. В какой строке во всех словах пропущена буква е?

1) Размеш_нный цемент, флаг ре_т;

2) увид_нная радуга, ты дыш_шь;

3) о развивающ_мся знамени, вид_мая цель;

4) колеблющ_гося пламени, он кол_т дрова.

8. В каком слове пропущена буква о?

1) Ж_лудь;

2) ещ_;

3) приглуш_нный;

4) индюш_нок.

9. В каком слове пропущен ъ?

1) Кинос_емка;

2) в_юга;

3) б_ют;

4) с_экономить.

10. В какой строке во всех словах на месте пропуска нужно писать ь?

1) Полноч_, пахуч_, наотмаш_;

2) пустош_, проч_, улыбнеш_ся;

3) кирпич_, замуж_, съеш_те;

4) стереч_, хищ_ник, с плеч_.

11. В каком слове пропущены нн (две буквы н)?

1) Трава скоше_а;

2) груже_ая баржа;

3) свежескоше_ая трава;

4) баржа нагруже_а.

12. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

1) Приехать затемна;

2) вытереть досуха;

3) прикасаться изредка;

4) посмотреть искоса.

13. В каком случае не с последующим словом пишется раздельно?

1) Вдали виднелось (не)вспаханное поле.

2) Он говорил (не)торопясь.

3) Он исполнял весьма (не)сложные, но очень мелодичные пьесы.

4) Справка была выписана (не)правильно.

14. В каком случае употребляется частица не?

1) Нельзя было н_ подивиться его поступку.

2) Н_ одна звезда не озаряла трудный путь.

3) Откуда н_ возьмись надвигалась черная туча.

15. В каком предложении знаки препинания поставлены верно?

1) Состоящие из дуба, леса называются дубравами.

2) Синий вечер отражался в лужах, затянутых тонким ледком.

3) И утром ни с кем не прощаясь, мы тронулись в путь.

4) Мы пришли на стадион и взяли мяч, и сетку.

16. В каком предложении нужна только одна запятая (знаки препинания не расставлены)?

1) Бывало с самого утра убегаю или на пруд или в рощу.

2) Вслед за шумными эшелонами добровольцев уехавших на Алтай и в Казахстан двинулись составы с техникой.

3) Я несколько раз просыпался боясь проспать утро и в шестом часу уже был на ногах.

4) Солнце уже закатывалось а луна еще не взошла и сумерки не наступили.

ЧАСТЬ 2

Задания к тексту с выбором ответа.

Инструкция. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Выберите один из четырех вариантов ответа, данных к каждому вопросу.

Ерофеич

(1) Едва забрезжит рассвет, как известный садовод Ерофеич уже в саду. (2) В юности он участвовал в боях под Царицыном и в одном из сражений потерял ногу. (3) За дяоблестные подвиги Ерофеич получил пенсию и отправился на жительство в родной городишко.

(4) Ранее этот городок был захолустным, но славился по всей окрестности своими чудесными садами. (5) Пристрастившись к садоводству, Ерофеич всецело посвятил себя этому благородному делу и терпеть не мог дилетантского к нему отношения. (6) Бывало, зайдет к нему в гости горе-садовник Манкин, чтобы блеснуть своею ученостью, и обязательно произойдет инцидент. (7) Старичок сердится, прыгает на деревяшке вокруг собеседника, морщит свой веснушчатый нос, брызжет слюной, но в споре не уступает.

(8) Сам Ерофеич был кристальной чистоты человек и, несмотря на свои широко известные эксперименты, был очень скромен. (9) И в то же время он оставался бескомпромиссным и непримиримым. (10) После яростного диспута и ссоры с Манкиным он обычно долго не мог прийти в себя.

(11) Успокаивал его всегда сад. (12) Чего в нем только не было! (13) Все, начиная с затейливых растений, искусно взлелеянных садовником, и кончая простым можжевельником, здесь было представлено.

(14) Ветви яблонь и вишен, украшенные кристалликами росинок, пригибаются к земле. (15) Старик возится около розовых кустов, невзирая на то что солнце жжет нещадно. (16) Уколовшись о шипы, он только присвистнет да наденет варежки.

1. К какому стилю речи относится текст?

1) Публицистический;

2) художественный;

3) разговорный;

4) научный.

2. Выберите верное определение лексического значения слова инцидент (предложение 6).

1) Неприятный случай, недоразумение;

2) попытка сделать что-нибудь новое;

3) соглашение на основе взаимных уступок;

4) публичный спор на научные темы.

3. Какое из предложений текста является сложным?

1) 13;

2) 14;

3) 15;

4) 16.

4. Какое предложение текста осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) 4;

2) 5;

3) 7;

4) 13.

5. В каком предложении есть деепричастие?

1) 5;

2) 6;

3) 8;

4) 14.

ЧАСТЬ 3

Задания к тексту без выбора ответа.

Инструкция. Выпишите из текста первое предложение и выполните задания к нему. Отвечайте на вопросы самостоятельно. Ответы запишите на отдельном листе (бланке).

Едва забрезжит рассвет, как известный садовод Ерофеич уже в саду.

1. Выпишите из предложения слово, в котором буква д передает звук [т].

2. Выпишите из предложения слово, которое соответствует схеме:

3. Подберите синоним к слову едва.

4. Сделайте морфологический разбор слова забрезжит.

5. Образуйте от глагола забрезжит деепричастие совершенного вида и действительное причастие прошедшего времени.

ЧАСТЬ 4

Творческое задание.

Инструкция. Напишите сочинение (7–8 предложений) на одну из указанных тем. Используйте в своей работе описание внешности или описание действий.

Темы:

1. Мой лучший друг.

2. Мой любимый литературный герой.

3. Моя любимая профессия.

4. Профессия моего папы (моей мамы).

ОТВЕТЫ

Часть 1. 1 – 3), 2 – 3), 3 – 2), 4 – 2), 5 – 3), 6 – 4), 7 – 4), 8 – 4), 9 – 1), 10 – 2), 11 – 3), 12 – 1), 13 – 2), 14 – 1), 15 – 2), 16 – 1).

Часть 2. 1 – 2), 2 – 1), 3 – 15), 4 – 13), 5 – 5).

Часть 3

1) Садовод;

2) известный;

3) только (как только, только что);

4) забрезжит(что сделает?) глагол, н.ф. – забрезжить, сов. вид, 2-е спр., непер., изъяв. накл., наст. вр., 3-е лицо, ед. число, в предложении является сказуемым;

5) забрезжив, забрезживший.

Е.В.  ЖУКОВСКАЯ,
г.  Калуга

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru