Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

8-й класс

Обособленные члены предложения

Материал для самостоятельной работы

Предлагаемые материалы – фрагмент пособия, которое готовится к публикации в издательстве «Дрофа» (в серии «Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку», 8-й класс).

Задачи пособия – способствовать тому, чтобы занятия по синтаксису и пунктуации были более интересными для учащихся, более эффективными для осмысления ими рассматриваемого языкового материала и осознания полезности его изучения, более действенными для интеллектуального, духовного и речевого развития школьников. Этими задачами определяются особенности предлагаемого материала.

Он представляет собой своеобразный диалог автора и ученика. Задания в форме повелительного наклонения (прочитайте..., найдите..., подчеркните и т.п. – без них не обойтись в нашем деле), как правило, предваряются вопросами, которые приглашают ученика к совместному с автором размышлению, осмыслению предмета рассмотрения (Почему...? Для чего...? По каким признакам...? Что помогает...? Как доказать...? Что может вызвать затруднение...? Как действовать...?)

Общение участников учебной деятельности – того, кто учит, и того, кто учится, – активно продолжается в опорных материалах, разных по содержанию и многофункциональных по назначению: дать справку, выделить наиболее существенное, подсказать ход учебных действий, продемонстрировать тот или иной прием, предупредить о возможных затруднениях, сообщить о типичных ошибках и путях их преодоления...

В центре внимания при рассмотрении синтаксических конструкций – триединство: грамматическое значение – форма (строение, средства выражения значения) – функция (назначение).

Особое внимание в пособии уделяется ведущей составляющей приведенной выше «формулы» – грамматическому значению синтаксического явления. К ответу на закономерный вопрос, для чего полезно изучать грамматическое значение синтаксической конструкции, учащиеся подводятся в ходе практических занятий.

Из средств выражения грамматического значения синтаксических конструкций отметим усиление внимания к интонации и порядку слов.

В качестве языкового материала для упражнений во многих случаях используются не отдельные предложения, а тексты, в которых видно, как «живет» данное языковое явление в определенном контексте, как взаимодействует с другими явлениями языка. Эта особенность дидактических материалов делает более эффективной работу над функцией рассматриваемой синтаксической конструкции.

В пособии мало заданий на расстановку в тексте недостающих знаков препинания. И это не случайность: если мы заботимся о формировании у школьников навыков грамотного чтения (а это актуальная проблема нашего времени), нельзя лишать читателя одного из главных инструментов адекватного восприятия письменной речи – знаков препинания. Умение видеть знаки препинания, правильно «озвучивать» их функции в интонировании читаемого текста положительно сказывается и на формировании умений правильно оформлять пунктуационно собственную письменную речь.

Данный материал позволяет не только закрепить умения учащихся расставлять знаки препинания в безальтернативных позициях, но и уделить внимание факультативному использованию пунктуации. Работа над обоснованием факультативных, авторских знаков, выяснение мотивов их применения обогащает практику чтения и помогает преодолеть боязнь полноценного использования знаков препинания в своей письменной речи.

1. Термин «обособленный член предложения» был введен Александром Матвеевичем Пешковским. В его книге «Русский синтаксис в научном освещении» дано описание соответствующего синтаксического явления. Особое внимание в разработке данной темы уделено интонации.

Познакомьтесь, как начинается глава, посвященная обособленным членам предложения.

Сравним два сочетания:

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

(Л.Толстой. Анна Каренина)

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Оба сочетания на первый взгляд синтаксически совершенно совпадают друг с другом. Но если вслушаться внимательно в произношение, то обнаружится большая разница в интонации и ритме.

В первом сочетании голос прежде всего повышается до первой запятой, затем переходит на низкую ноту и резко повышается к слову вы..., затем снова переходит на низкие ноты и в третий раз повышается вплоть до добротой, с этого же места понижается равномерно до конца. Таким образом, интонация первой фразы выразится приблизительно так*:

Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.

Сравнивая с этой интонацией интонацию второго сочетания, замечаем, что там после первого повышения сразу начинается равномерное понижение до самого конца. Значками это можно изобразить так:

Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого.

Кроме того, есть разница и в ударениях. В первой фразе четыре сильных ударения: я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого; во второй только два: я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого. Таким образом, разница в интонации и в ритме между обоими сочетаниями очень большая, и мы вправе спросить себя: ...не имеет ли эта разница грамматического значения**?


* Все чертежи даны в крайнем упрощении (cноска из книги А.М. Пешковского).
** Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 6-е. М., 1933. С. 373.

2. Проверьте себя: слышите ли вы интонацию обособления? Это очень важно для того, чтобы опознать обособленные члены предложения и выделить их знаками препинания.

1. Читая предложения одного и того же лексического состава, примите во внимание различия в их интонации, схематично обозначенной графически.

2. Расскажите, каковы особенности интонации обособления.

3. Какие виды определения могут выступать как обособленные второстепенные члены предложения? Подтверждайте ответ примерами.

Продолжая лингвистический эксперимент, А.М. Пешковский обнаруживает, что интонация, свойственная обособленному второстепенному члену предложения, является важнейшим средством выражения грамматического значения этого синтаксического явления – значения добавочного сообщения.

3. Продолжим и мы эксперимент: попробуем выявить, какое грамматическое значение приобретают второстепенные члены предложения благодаря интонации обособления.

1. Сравните синтаксические конструкции в каждой группе данных ниже высказываний. В каких предложениях можно обнаружить, кроме основного сообщения (центром которого является сказуемое), добавочные сообщения? Подчеркните обособленные второстепенные члены, которые, обозначая добавочное – по отношению к сказуемому – сообщение, играют роль как бы его помощника, второстепенного сказуемого.

1) Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц (М.Пришвин). Ср.: Прилетел болотный лунь. Болотный лунь – большой любитель птичьих яиц. – Прилетел болотный лунь, который является большим любителем птичьих яиц.

2) Останавливаясь, прислушиваясь, с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», поставленной для верности вверх, прошла лиса (М.Пришвин). Ср.: Прошла лиса. Она останавливалась, прислушивалась. Лиса – с острым ушком, белой грудкой и драгоценной «трубой», которая поставлена для верности вверх.

* Обособленный член предложения, выраженный причастным или деепричастным оборотом или именным словосочетанием (простым или сложным), подчеркиваем как распространенный член предложения. Его вид определяется по синтаксической роли в предложении главного слова словосочетания (каковым является и причастный, и деепричастный оборот). Например:


* Так обозначены опорные материалы.

Содержащиеся в учебниках по русскому языку сведения об условиях, в которых происходит обособление членов предложения, помогают опознать и пунктуационно оформить на письме данные конструкции. Но при этом не следует недооценивать роль умения слышать интонацию обособления.

Во-первых, интонация обособления является отличительным признаком, общим для разных видов обособленных членов предложения, и благодаря этому опора на нее уменьшает необходимость в процессе письма искать в памяти нужное правило. Во-вторых, она помогает опознать обособленный член предложения и в таких условиях, которые не предусмотрены изучаемыми в школе правилами. Примеры этого вы найдете в следующих упражнениях.

4. 1. Внимательно читая данные ниже предложения, подумайте, есть ли в обособленных определениях, расположенных перед определяемым существительным, обстоятельственный оттенок значения (причины, уступки), что делало бы объяснимым их обособление в соответствии с правилом, которое дается в школьных учебниках.

2. Обозначьте графически элементы интонации обособления (повышение и понижение голоса, паузы, «сильные ударения»).

3. В учебных целях преобразуйте данные предложения так, чтобы обособленный второстепенный член превратился в состав полноценного сказуемого. Что более ясно обнаружится при этом?

Способы преобразования показаны в упражнении 3.

4.Какие варианты сопоставляемых конструкций более лаконичны, динамичны, экспрессивны?

Экспрессия [лат. expressio] – выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

5. 1. В данных ниже предложениях знаки препинания расставлены так, как это сделано в авторском тексте. В каких случаях объяснить постановку запятых или их отсутствие можно, опираясь только на интонацию? Подчеркните эти пунктограммы.

1) Дождливая и безморозная осень не давала лесу выцветиться, пожелтеть (И.Велембовская). 2) Одетая в валенки, шапку, шубку, Машенька смеялась-заливалась, вспоминая, как профессор высунул розовый язык и облизнулся (Г.Бакланов). 3) Три года не затихавшие, смолкли военные громы (В.Кетлинская). 4) Окрыленный, гордый невероятно столь ответственным поручением, полный энергии и жажды выполнить задание, ехал Андрей на станцию (В.Богомолов). 5) Ни на какой другой материк не похожа Антарктида... Прикрытый легким снежным одеялом, купол этот почти правильной сферической формы (В.Санин).

2. Представьте, что вам поручено провести в классе диктант, используя данные предложения. Потренируйтесь в их чтении вслух.

Помните: диктуя текст, необходимо соблюдать интонацию, предусмотренную автором. Непозволительно провоцировать ошибки нарочито искаженным интонированием текста!

Провокация [лат. provocatio] – побуждение кого-либо к заведомо вредным для него действиям.

6. 1. Произведите синтаксический и пунктуационный анализ текста.

2. Подготовьтесь к интонированию предложений, заданному автором: обозначьте в тексте место пауз, повышения и понижения голоса, логических ударений.

Взлохмаченный, красный, растрепанный, молодой человек был растерян и удивлен. А тем временем его обступила со всех сторон многочисленная прислуга; наклонив головы и вытянув шеи, улыбаясь любовно и подобострастно, садовники и кухарки, официанты и парикмахеры, массажисты и экстрасенсы громко наперебой приветствовали долгожданного молодого хозяина...

(В.Золотуха)

3. В какой конструкции есть обособление согласованных определений, которое можно объяснить только особенностями их интонации, значением добавочного сообщения и ролью второстепенного сказуемого? Как обосновать свой ответ?

4. Продумайте, на какие сегменты (части) целесообразно членить предложение при его повторном чтении для записи.

Продиктуйте себе этот текст и запишите. Сверьте свою запись с исходным текстом.

7. В тексте из предыдущего упражнения найдите деепричастные обороты.

1. Сколько пунктуационных задач нужно было решить в связи с оформлением деепричастных оборотов в данном тексте? Поясните ответ.

2. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

(Продолжение следует)

А.Ю.  КУПАЛОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru