Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

Готовимся писать сочинение:
разберемся в характере героя

(По сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»)

Интегрированный урок
(2 часа)

ХОД УРОКА

Учитель. Дома вы читали сказку К.Паустовского «Теплый хлеб» и отмечали ответы на 5 заданий теста. К тесту мы с вами вернемся в конце урока, а пока поговорим о сказке.

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Что в этом произведении показалось вам необычным?

3. Чего в сказке больше – выдуманного или реального? Как вы думаете: почему?

4. Кто является главным героем сказки?

5. Как характеризует автор главного героя?

6. Почему он живет с бабкой, а не с родителями? (Наверняка они на войне.)

7. Как они живут? (Живут бедно, свидетельствует об этом хлеб с солью – еда Фильки.)

8. Почему его называют не Филипком, не Филиппом, не Филей, а Филькой? (Недолюбливали за его грубую речь и упрямый характер.)

– Ответьте письменно на вопрос: кто такой Филька?

Записываем 3–4 предложения в тетради по развитию речи. Одну строку перед записью оставим чистой для заглавия, которое дадим в конце.

(Филька – главный герой сказки К.Паустовского «Теплый хлеб». Он живет один с бабкой в деревне. Первое, что бросается в глаза, – его грубость, поэтому нам кажется, что он всегда смотрит косо, из-под нахмуренных бровей. Наверняка он одет неопрятно, волосы растрепаны. С ним не дружили ребята, так как он был нелюдим, груб. А кому хочется постоянно слышать: «Да ну тебя!»?)

– Какие чувства у вас вызывает этот мальчик?

После ответов учеников учитель обобщает:

– Мне Фильку жалко. Неласковому и нелюдимому живется на свете труднее, чем доброму и ласковому. Мы не должны таких ребят отталкивать – словом, взглядом, поведением. Мы, наоборот, должны быть к ним внимательнее, добрее, и тогда наша доброта сделает этих людей лучше. Помните, как в истории Кая и Герды: ее доброе храброе сердце растопило лед не только в замке Снежной королевы, но и в сердце Кая.

Что же случилось с Филькой в этом рассказе? Найдите и прочитайте эпизод, в котором описывается, как Филька обидел коня.

(Ученик читает от слов «В один...» до слов «Иди копай!».)

– Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А как в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело? (Грех.)

– Составим цепочку «плохой поступок – проступок – грех». Можем ли мы продолжить ее? Да, словом преступление. У нас получился синонимичный ряд.

Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте спросим это у нашего Толкователя слов.

Толкователь (ученик готовится заранее). В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех – это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского. «Грех – это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение».

– Какой же грех совершил Филька?

Отвечают дети, один ученик записывает схематично на доске.

Грехи Фильки:

1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;

2) ударил по губам;

3) кинул хлеб на землю;

4) не поделился с голодным и нуждающимся.

– В тетради по развитию речи запишите то, что записано на доске в виде одного-двух предложений. Как вы думаете: может, стоит его записать с абзаца? Как вы это объясните? (Новая микротема: новый вопрос – новый ответ.)

(Примерный ответ. Однажды зимой Филька, пренебрегая всеми законами нравственности, жестоко обошелся с конем: он не только не накормил голодного, но и ударил его, обозвал нехорошими словами. А бросать хлеб на землю всегда считалось безнравственным.)

Беседа по вопросам

1. Как вы думаете: понимал ли Филька, что совершил плохой поступок? (Да.)

2. Как вы думаете: жег ли, мучил ли грех Фильку? (Да.)

3. Как воспринимает лютый мороз Филька? (Как наказание.)

4. Как вы думаете: догадалась ли бабка о том, что Филька обидел коня? (Да.)

5. Почему же она не ругала, не стыдила внука, а рассказала историю про солдата?

(Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.)

– Перескажите историю солдата близко к тексту. (Пятиклассники пересказывают.)

– История с солдатом – это не обычная история, а притча. А что вы знаете об этом слове – притча? Давайте спросим у Толкователя слов.

Толкователь слов. Притча – это поучительный рассказ, основанный на аллегории (иносказании). Этимология слова такова: сначала слово притча обозначало «особенный случай», «какое-либо происшествие», а затем – такой «рассказ о происшедшем, который поучает».

Учитель. В какой книге мы с вами найдем, пожалуй, самое большое количество притч? (В Библии, а именно – в Новом Завете – Евангелии.)

– В Евангелии есть притча о хлебе. Послушайте отрывок из нее. «Как Иисус накормил голодных хлебом».

Беседа после прочтения. Почему же все наелись, как вы думаете? (Отвечают дети.)

Обобщает учитель. Наверное, потому все наелись, что «не хлебом единым жив человек», живет он еще и верой в добро, в общее благо. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» – с этим произведением вы познакомитесь чуть позже – есть эпизод, когда пленного Андрея Соколова немцы, пораженные его стойкостью, храбростью и мужеством, одарили буханкой хлеба с кусочком сала, – и голодный солдат не съел его в одиночку, а принес в барак и разделил среди таких же голодных товарищей. Не кусочек сала, а сочувствие сделали этих людей на мгновение счастливыми.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Собиратель пословиц. «Больному помогает врач, а голодному – калач», «Порою пир и хлеб с водою», «Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова», «Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска», «Без хлеба и медом сыт не будешь», «Без хлеба куска везде тоска», «Хлеб – батюшка, вода – матушка», «Хлеб в человеке – воин», «Хлеб ногою топтать – всему народу голодать», «Хата бела, да без хлеба – беда» и др.

Учитель. Какую пословицу выберем для нашей сказки? («Хлеб ногою топтать – всему народу голодать».) Давайте введем ее в нашу запись. Но можем ли мы просто вот так записать пословицу? Нет, ее надо «привязать» к нашему сочинению. Как это сделать?

(Ответ записываем в тетрадь по развитию речи. Но в народе не зря говорят: «Хлеб ногою топтать – всему народу голодать». Так и случилось в деревне, где жили Филька и оставленный солдатами раненый конь.)

– Не только в пословицах хранится народная мудрость. Многие обычаи русского народа связаны с хлебом. Какие обычаи и традиции, связанные с хлебом, вам известны?

Знаток обычаев (ученик готовится заранее). У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели веснянки – песни-заклички. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб – каравай – и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения.

– И вот мы вернулись с вами к грехам, которые совершил Филька. Он не поднял хлеб, не накормил коня, не попросил у него прощения. За четыре греха Филька должен пройти четыре этапа покаяния. Перед вами четыре таких этапа.

1. Страх наказания и стыд за содеянное – это первая стадия осознания своего греха. Если человек боится, что его накажут за провинность, – значит, он осознает, что поступил плохо. А если он испытывает еще при этом и стыд – значит, это его совесть жжет и мучит, а раз есть совесть – будут и муки, будет и раскаяние.

2. Вторая ступень – это преодоление страха и стыда и чистосердечное признание своей вины. На этой ступени провинившийся просит прощения у обиженного.

3. Третий этап – искупление, т.е. исправление греха. Здесь необходимы и терпение, и мужество, и смелость.

– Вернемся к нашей записи. Что теперь мы можем написать о Фильке? (3–4 предложения.)

(Примерный ответ. Почти сразу же Филька устыдился своего поступка. Несмотря на наступивший лютый холод, мальчик сумел преодолеть стыд и честно признаться Панкрату в содеянном. Искупление греха потребовало от Фильки и смелости, и примирения с ребятами, и немалых затрат сил. Но мы видим, как упорно добивается Филька цели. В конце концов и холода отступили, и мельница заработала, и с конем Филька подружился.)

– Как вы думаете: для чего была написана эта сказка? Чему она нас учит?

Перечитайте текст, который у вас получился в тетради. О чем или о ком он? Согласны ли вы, что это не краткий пересказ произведения? Это характеристика героя. Мы писали с вами только о Фильке – главном герое этого произведения. Закончено ли наше сочинение? Чего-то в нем не хватает. Чего? Правильно, ответа на вопрос: чему же научила эта история героя? Запишите 2–3 предложения.

(Раскаявшись, Филька понял, как плохо быть грубым человеком. Эта история научила его быть лучше.)

– Теперь пересмотрите свой тест, который вы делали дома. Все ли ответы остались без изменения? Какие ответы у вас совпали?

Тест «Первичное восприятие текста и его рефлексия»

1. О чем эта сказка (тема произведения): а) о труде и взаимной выручке; б) о заботливом отношении к животным; в) о грехе и покаянии; г) о бережном отношении к хлебу.

2. Для чего Паустовский рассказал нам эту историю (идея произведения): а) для того, чтобы мы задумывались над своими поступками; б) для того, чтобы мы делились едой; в) для того, чтобы мы поняли, что только совместным трудом можно чего-то добиться.

3. Как вы думаете: какое назначение у слова теплый в названии сказки: а) недостаточно горячий, остывший; б) согревающий тело, сытный; б) обладающий теплотой, приветливостью?

4. Что же спасло деревню от голода и холода: а) сорока; б) раненый конь; в) покаяние Фильки; г) перемена направления ветра?

5. Что объединяет истории воина-инвалида и раненого коня: а) время года, б) людская злоба; в) образ рассказчика?

– Если все ответы у вас остались без изменений – значит, вы правильно поняли основную мысль произведения. Можете себя похвалить.

Какой мы сделаем вывод из сегодняшнего урока? Надо не бояться признавать свои грехи, иметь мужество признаться в совершенных проступках и попросить прощения у тех, кого обидели.

Иногда бывает трудно об этом сказать, но вы можете написать об этом в виде домашнего сочинения «Хочу попросить прощения за...».

А к характеристике главного героя мы теперь постоянно будем обращаться с вами на уроках литературы.

Вы поняли, как надо характеризовать героя? Попробуйте составить план по той записи, которая получилась у вас в тетради, а также самостоятельно прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Может быть, вам удастся написать характеристику одного из главных героев (Жилина или Костылина – по вашему выбору).

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru