Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2007

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

 

Время и деньги

Несколько лет назад в Историческом музее на Красной площади была открыта выставка. Называлась она «Время и деньги», посвящена была «предстоящей деноминации денег в России» и приехала из Архангельска. И хотя эта выставка была очень короткой и совсем небольшой по количеству экспонатов, разложенных в нескольких витринах, но вызвала она огромный интерес, и не только историков, но и нумизматов, которые увидели на этой выставке истинные редкости.

Из северного Архангельска – в преддверии скорой денежной реформы – прибыли в Москву образцы разнообразных денежных знаков – так называемые «северные деньги», которые выпускались в пятилетие между 1918 и 1923 годами, когда не один раз менялась в Архангельске власть – от белой до красной и обратно.

За эти несколько лет были выпущены разные чеки, боны, кредитные билеты, деньги без названия – они рисовались, штамповались и печатались в Архангельске, Петрограде и Петрозаводске, в Лондоне, в Шенкурске, Вельске, в Каргополе и в деревнях Северной губернии. Этот отдаленный от столицы край в те сложные военные годы отличался бурным деньготворчеством. Никак иначе нельзя назвать этот процесс выдумывания, создания и производства денежных знаков.

Выпущенные в обращение деньги и кредитные билеты имели названия, которые нам теперь совершенно неизвестны, а тогда были знамениты – моржовки, чайковки и Северная Россия. Было много и денежных суррогатов – бумажек, нарисованных от руки, которые по деревням выдавали бабушкам в обмен на картошку, молоко и сметану.

Многие экспонаты выставки представляют значительный интерес и с художественной стороны, как образцы официальной графики. Трудности эпохи, экономический развал и политические перемены отражены в этих клочках бумаги.

После Гражданской войны в Архангельске осталось громадное количество денежных знаков, выпущенных правительством Российской империи, Временным правительством, белогвардейскими властями и советской властью. Было много денег без названия. В оборот вошли принятые разговорные выражения: кусок – для купюры в тысячу рублей, лимон – для миллионов и лимонар – для миллиардных сумм. Обстановка денежного голода, отсутствие реальных денежных масс, неуплата заработанных денег и необходимость покупать породила совершенно новое явление – стихийное деньготворчество. Собственные деньги стали выпускать магазины и аптеки, школы, театры, трамвайные управления и железные дороги. Специальным постановлением Государственного банка Архангельская губерния получила разрешение напечатать свои деньги. 9 января 1918 г. специальная комиссия в помещении городской управы приняла решение выпустить чеки на сумму 100 миллионов рублей. Договорились, что печатать их будут в Петрограде. Десять вооруженных матросов несколько раз выезжали на погрузку и охрану при доставке необычного груза. Новые деньги сразу же получили название моржовки. На купюре достоинством в 25 рублей известным русским художником Сергеем Чехониным, графиком и членом «Мира искусства», создателем «агитационного фарфора» с росписями на революционные мотивы, были изображены различные северные атрибуты – снег, ледяные торосы, белый медведь и морж. Бумага была голубой окраски, отливала инеем и выглядела очень эффектно. В качестве эмблемы города был изображен Михаил Архангел.

После переворота 2 августа 1918 г. Архангельск стал управляться белогвардейским правительством, которое называлось Верховным управлением Северной области. Во главе его стоял известный народный социалист Николай Чайковский. В 1918 г. он был одним из руководителей антибольшевистского «Союза возрождения России», а потом председателем правительства Северной области Архангельск. Снова обстановка в городе и области была очень сложной, и снова казна была пуста. Новый руководитель правительства объяснял, что «большевистская власть перед бегством из Архангельска успела вывезти денежные знаки». Были предприняты два шага для финансовой стабилизации. Первый – ограничение в выдаче наличных денег: только 300 рублей в неделю; и второй – краткосрочный заем под 5%, который назвали «Заем доверия»; и призывали всех «быть Миниными, спасать Россию». На купюрах стояла хорошо читаемая факсимильная подпись, и деньги быстро превратились в чайковки. Напечатанные на простой бумаге и большого размера, чайковки были неудобны в употреблении.

Однако нужна была твердая валюта. И Временное правительство под иностранное обеспечение выпускает государственные кредитные билеты «Северная Россия». Они печатались в Лондоне на хорошей бумаге. Но и тут произошел казус. В спешке были использованы печати старых николаевок, только царские портреты были заменены аллегорическим изображением женщины с надписью Северная Россия, а все остальные регалии царской власти – двуглавый орел, скипетр и держава – остались. На имевших потом хождение деньгах был уже «ощипанный орел» – без короны, скипетра и державы, и это изображение стало гербом Свободного Российского государства. Еще одна особенность этих денег, необыкновенно важная для собирателей и коллекционеров: в тексте вместо слова государственный было написано городской, а слово эмиссионный было напечатано с одним с. Так что даже пришлось принять специальное постановление «О признании действительными кредитных билетов Северной области, изготовленных в Англии с опечатками».

Когда после девятнадцатимесячного пребывания в России союзные войска готовились покинуть Архангельск, иностранные офицеры разными способами обменивали оставшиеся у них северные рубли. Один из генералов в своих воспоминаниях рассказывал, что главнокомандующий отдал приказ уничтожить бумажные деньги, но купюры были плотно упакованы и отсырели, их трудно было сжечь, и тогда их вывезли в открытое море и утопили в самом глубоком месте, «какое только смогли отыскать».

Выставка «Время и деньги» убедительно показывала, что Север действительно был одним из самых богатых денежных хозяйств. Среди 127 наименований находим здесь бумажные денежные знаки смолокуренной артели Шенкурска, лесопромышленного товарищества Вельска и не имеющие названия каргопольские рисованные от руки картинки с цифрами.

И замечательно, что можно было увидеть все это богатое творчество, обычно убранное в музейные шкафы и коробки.

Е.М. СМОРГУНОВА,
г.  Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru