ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Время и деньги
Несколько лет назад в Историческом музее на
Красной площади была открыта выставка.
Называлась она «Время и деньги», посвящена была
«предстоящей деноминации денег в России» и
приехала из Архангельска. И хотя эта выставка
была очень короткой и совсем небольшой по
количеству экспонатов, разложенных в нескольких
витринах, но вызвала она огромный интерес, и не
только историков, но и нумизматов, которые
увидели на этой выставке истинные редкости.
Из северного Архангельска – в преддверии
скорой денежной реформы – прибыли в Москву
образцы разнообразных денежных знаков – так
называемые «северные деньги», которые
выпускались в пятилетие между 1918 и 1923 годами,
когда не один раз менялась в Архангельске власть
– от белой до красной и обратно.
За эти несколько лет были выпущены разные чеки,
боны, кредитные билеты, деньги без названия – они
рисовались, штамповались и печатались в
Архангельске, Петрограде и Петрозаводске, в
Лондоне, в Шенкурске, Вельске, в Каргополе и в
деревнях Северной губернии. Этот отдаленный от
столицы край в те сложные военные годы отличался
бурным деньготворчеством. Никак иначе нельзя
назвать этот процесс выдумывания, создания и
производства денежных знаков.
Выпущенные
в обращение деньги и кредитные билеты имели
названия, которые нам теперь совершенно
неизвестны, а тогда были знамениты – моржовки,
чайковки и Северная Россия. Было много и
денежных суррогатов – бумажек, нарисованных от
руки, которые по деревням выдавали бабушкам в
обмен на картошку, молоко и сметану.
Многие экспонаты выставки представляют
значительный интерес и с художественной стороны,
как образцы официальной графики. Трудности
эпохи, экономический развал и политические
перемены отражены в этих клочках бумаги.
После Гражданской войны в Архангельске
осталось громадное количество денежных знаков,
выпущенных правительством Российской империи,
Временным правительством, белогвардейскими
властями и советской властью. Было много денег
без названия. В оборот вошли принятые
разговорные выражения: кусок – для купюры в
тысячу рублей, лимон – для миллионов и лимонар
– для миллиардных сумм. Обстановка денежного
голода, отсутствие реальных денежных масс,
неуплата заработанных денег и необходимость
покупать породила совершенно новое явление –
стихийное деньготворчество. Собственные деньги
стали выпускать магазины и аптеки, школы, театры,
трамвайные управления и железные дороги.
Специальным постановлением Государственного
банка Архангельская губерния получила
разрешение напечатать свои деньги. 9 января 1918 г.
специальная комиссия в помещении городской
управы приняла решение выпустить чеки на сумму 100
миллионов рублей. Договорились, что печатать их
будут в Петрограде. Десять вооруженных матросов
несколько раз выезжали на погрузку и охрану при
доставке необычного груза. Новые деньги сразу же
получили название моржовки. На купюре
достоинством в 25 рублей известным русским
художником Сергеем Чехониным, графиком и членом
«Мира искусства», создателем «агитационного
фарфора» с росписями на революционные мотивы,
были изображены различные северные атрибуты –
снег, ледяные торосы, белый медведь и морж. Бумага
была голубой окраски, отливала инеем и выглядела
очень эффектно. В качестве эмблемы города был
изображен Михаил Архангел.
После
переворота 2 августа 1918 г. Архангельск стал
управляться белогвардейским правительством,
которое называлось Верховным управлением
Северной области. Во главе его стоял известный
народный социалист Николай Чайковский. В 1918 г. он
был одним из руководителей антибольшевистского
«Союза возрождения России», а потом
председателем правительства Северной области
Архангельск. Снова обстановка в городе и области
была очень сложной, и снова казна была пуста.
Новый руководитель правительства объяснял, что
«большевистская власть перед бегством из
Архангельска успела вывезти денежные знаки».
Были предприняты два шага для финансовой
стабилизации. Первый – ограничение в выдаче
наличных денег: только 300 рублей в неделю; и
второй – краткосрочный заем под 5%, который
назвали «Заем доверия»; и призывали всех «быть
Миниными, спасать Россию». На купюрах стояла
хорошо читаемая факсимильная подпись, и деньги
быстро превратились в чайковки. Напечатанные
на простой бумаге и большого размера, чайковки
были неудобны в употреблении.
Однако нужна была твердая валюта. И Временное
правительство под иностранное обеспечение
выпускает государственные кредитные билеты
«Северная Россия». Они печатались в Лондоне на
хорошей бумаге. Но и тут произошел казус. В спешке
были использованы печати старых николаевок,
только царские портреты были заменены
аллегорическим изображением женщины с надписью Северная
Россия, а все остальные регалии царской власти
– двуглавый орел, скипетр и держава – остались.
На имевших потом хождение деньгах был уже
«ощипанный орел» – без короны, скипетра и
державы, и это изображение стало гербом
Свободного Российского государства. Еще одна
особенность этих денег, необыкновенно важная для
собирателей и коллекционеров: в тексте вместо
слова государственный было написано городской,
а слово эмиссионный было напечатано с одним с.
Так что даже пришлось принять специальное
постановление «О признании действительными
кредитных билетов Северной области,
изготовленных в Англии с опечатками».
Когда
после девятнадцатимесячного пребывания в России
союзные войска готовились покинуть Архангельск,
иностранные офицеры разными способами
обменивали оставшиеся у них северные рубли. Один
из генералов в своих воспоминаниях рассказывал,
что главнокомандующий отдал приказ уничтожить
бумажные деньги, но купюры были плотно упакованы
и отсырели, их трудно было сжечь, и тогда их
вывезли в открытое море и утопили в самом
глубоком месте, «какое только смогли отыскать».
Выставка «Время и деньги» убедительно
показывала, что Север действительно был одним из
самых богатых денежных хозяйств. Среди 127
наименований находим здесь бумажные денежные
знаки смолокуренной артели Шенкурска,
лесопромышленного товарищества Вельска и не
имеющие названия каргопольские рисованные от
руки картинки с цифрами.
И замечательно, что можно было увидеть все это
богатое творчество, обычно убранное в музейные
шкафы и коробки.
Е.М. СМОРГУНОВА,
г. Москва |