Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

Я работаю в школе пятнадцатый год и уже много лет выписываю газету «Русский язык». Спасибо за интересные публикации.
Выпуская не первый год одиннадцатиклассников, пришла к выводу, что повторять изученный материал и готовиться к ЕГЭ необходимо на каждом уроке, ведь их всего 34 в учебном году. Сначала было сложно совместить на уроке изучение программного материала и подготовку к ЕГЭ, со временем освоила методику «полетного» повторения. Предлагаю вашему вниманию урок, в основе которого лежит эта методика.

11-й класс

Обобщение и повторение изученного
при подготовке к ЕГЭ

ХОД УРОКА

I. Орфографическая разминка

Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните и выделите орфограммы, а также покажите главное слово в словосочетании, укажите части речи и вид подчинительной связи.

(Не)напечата_ный роман (согласование);

снов_ (не)здоровит_ся (примыкание);

ш_л, (не)смотря по ст_р_нам (примыкание, управление);

(не)д_р_гой, но красивый ситец (согласование);

(ни)чуть (не)широкое ш_ссе (примыкание, согласование);

(не)знающий дороги (управление).

П_ход сост_ялся (это не словосочетание, а простое нераспространенное предложение!).

Сост_ялся (не)см_тря на непогоду (управление);

(не)навидящий лож_ (управление);

п_ступил (не)по-товарищески (примыкание);

скромная (не)забу_ка (согласование).

Назовите основную орфограмму «разминки». (Написание не с разными частями речи.)

Вспомните, как пишется не с разными частями речи. (Ученики формулируют правила, приводят примеры.)

В качестве закрепления предлагаю вам выполнить тесты из КИМов ЕГЭ (в течение года мы работали с ребятами по книге В.И. Капинос, Л.И. Пучковой, Ю.Н. Гостевой и др. «Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2004–2005») (На доске заранее были приготовлены задания для учащихся).

ТЕСТ № 1. Найдите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

1. (Не)изменившаяся за год обстановка сильно подействовала на Елену.

2. Я увидел (не)похожего на отца пожилого человека.

3. В гостиных Пьер казался очень (не)ловким.

4. (Не)доумевая, Сережа внимательно посмотрел на нее.

Правильный ответ – первое предложение. Ребята объясняют правописание каждого примера, называя части речи.

ТЕСТ № 2. Найдите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

1. В классе стоял долго (не)умолкавший шум.

2. Эта задача оказалась далеко (не)легкой.

3. Перечень книг был (не)полным.

4. Командир (не)вмешиваясь слушал доклады подчиненных.

Правильный ответ – третье предложение. Учащиеся объясняют свой выбор, выделяя орфограммы.

II. Работа с тестовыми заданиями

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните их, подчеркивая грамматические основы, указывая границы простых предложений. (Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.)

[– = и – =], (когда = – и – ). СПП с придаточным времени.

Подберите синонимы к глаголам пряталось, раздались. Вспомните, что такое синонимы.

Учащиеся дают определение синонимов, подбирают пару (пряталось – скрылось, раздался – прозвучал.)

Выпишите из предложения слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, подберите проверочные. (Холодные – холод, вершины – верх, беловатый – белый, расходиться – ход, колокольчика – колокол.)

Какие способы образования слов вы знаете? (Ребята отвечают и на доске рисуют схему, приводя примеры.)

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Морфологические Неморфологические
Суффиксальный: лекция – лекционный.
Приставочный: писать – переписать,
спокойно – неспокойно.
Приставочно-суффиксальный:
стол – настольный, море – приморский.
Бессуфиксный: высокий – высь,
привозить – привоз.
Сложение:
сложение слов: школа-интернат, диван-кровать;
сложение основ с помощью
соединительных гласных о и е: лесостепь, пешеход;
сложение начальной части слова
с целым словом: стенгазета, полдыни;
сложение букв: МГУ;
сложение звуков: вуз, ТЮЗ.
Изменение значения существующего слова:
кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) –
кулак (богатый крестьянин).
Переход слова из одной части речи в другую:
мороженое (прил.) мясо – вкусное мороженое (сущ.)
удивлен чудом (сущ.) – чудом (нар.) спасся
Слияние слов:
быстро растворимый – быстрорастворимый (кофе).

Откройте, пожалуйста, наш сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 83, найдите задание А 27, тест № 5.

ТЕСТ № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1) 1, 3; 2) 2; 3) 1, 4; 4) 2, 4.

Ребята, расставляя знаки препинания, подчеркивают грамматическую основу, указывают части речи и рисуют схему предложения.

[– или –, (...которых...), =]. СПП с придаточным определительным.

Подберите антоним к глаголу притягивают. (Притягивают – отталкивают.)

Найдите слово в этом предложении, образованное приставочным способом. (Необычная ¬ обычная.)

Выпишите слово растение, выделите орфограмму. (Чередование безударной гласной в корне слова.)

Подберите семь слов с подобным чередованием, составьте с ними словосочетания и определите вид подчинительной связи.

На уроке были предложены следующие словосочетания: блистать красотой (управление); обмакнуть в сметану (управление); выращенный росток (согласование); проскочить мимо (примыкание); замирать от страха (управление); далекая зарница (согласование); верно излагать (примыкание).

А теперь откройте, пожалуйста, сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 61, найдите задание А 6, тесты № 4, 5 (работа ведется устно, так как сборники есть у каждого ученика).

ТЕСТ № 4. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Акк_рдеонист, отр_слевой, нар_щение;

2) пог_релец, алг_ритмизированный, н_веллист;

3) р_стениевод, пар_доксальный, предпол_жить;

4) я_ственно, путеше_ствие, предчу_ствие.

Вставляя буквы, ребята объясняют и выделяют орфограммы.

Найдите в предложенном тесте слова с чередующейся гласной в корне.

(Отраслевой, наращение, погорелец, растениевод, предположить.)

ТЕСТ № 5. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Ум_лять (значение), пар_докс, перег_реть;

2) ст_рожить, ан_логия, соприк_саться;

3) оп_здание, асс_циация, недор_сль;

4) влас_ный, окрес_ность, ровес_ник.

Вставляя буквы, ребята объясняют и выделяют орфограммы.

Найдите в предложенном тесте слова с проверяемой гласной в корне слова. (Умалять – мало, сторожить сторож, аналогия – аналог, опоздание – поздний.)

Составьте самостоятельно словарный диктант из 12 слов, в который включите слова с непроверяемой гласной в корне слова.

1) Ап_лляция, в_риант, ун_верситет; 2) об_щание, ред_ктировать, к_мпьютер; 3) пр_цедура, предв_рительный, увл_ченный; 4) д_ликатес, в_негрет, уед_ненный.

Откройте сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 69, найдите задание А 13–16, работаем с тестом № 3.

ТЕСТ № 3. Прочитайте предложения и выполните задания.

1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

1) А, В, Б, Г; 2) Б, В, А, Г; 3) В, А, Г, Б; 4) А, Г, В, Б.

2. Сколько грамматических основ в предложении В?

1) Пять; 2) две; 3) три; 4) четыре.

Выполняя это задание, ребята подчеркивают грамматические основы в предложении, отмечают границы простых предложений, входящих в состав сложного, и рисуют схему.

(Когда...), (когда... – =, а = –), (...в результате которой – =), [– =]. СПП с придаточными времени и определительным, с однородным и последовательным подчинением.

3. Укажите верную характеристику предложения Г.

1) Сложноподчиненное;

2) сложносочиненное;

3) сложное бессоюзное;

4) простое с однородными членами.

Выполняя это задание, ученики подчеркивают грамматические основы в предложении, отмечают границы простых предложений, входящих в состав сложного, и рисуют схему.

[– =], (пока...). СПП с придаточным времени.

4. Укажите правильную характеристику слова непоколебимой из предложения Г.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

3) прилагательное;

4) деепричастие.

Выполняя это задание, ученики объясняют слитное написание не со словом (не употребляется без не).

Дополнительные задания (к последнему тесту). Объясните знаки препинания в предложениях А, Б.

А. [сущ.сущ.], а [сущ. – сущ.]. ССП.

Б. [– = ], [= – и –]. БСП.

6. Найдите слова с приставками на з и с. (Раздвинулась, изменились.) Приведите свои примеры слов с данной орфограммой. (Безвкусица – бескормица, воззрение – восстание, изжога – исподтишка, низвергнуть – ниспадать, чрезмерный – чересполосица, раззадорить – расписание.)

7. Найдите в предложении В слово, образованное неморфологическим способом. Представления (о чем?) о прошлом (субстантивированное прилагательное).

III. Домашнее задание.

1. Выполните задание А 27, тест № 4 (с. 83) Найдите слова, образованные суффиксальным способом; выписать по три словосочетания со связью управление и согласование.

2. Повторите условия написания н и нн в разных частях речи. Составьте тест с этой орфограммой.

Т.В. УШАКОВА,
школа № 5,
г. Тимашевск,
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru