Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2007

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

О разнообразных видах домашних заданий

Сознательное усвоение грамматики – это усвоение теоретического материала в неразрывной связи с его применением на практике. При нарушении этого принципа ученики, даже обладая формальными знаниями правил, могут писать безграмотно, что часто происходит при выполнении ими домашних заданий. В своей практике я использую разнообразные виды домашних заданий, учитывая эти обстоятельства. Вот некоторые из заданий.

1. Делю класс на две подгруппы, ставлю цель каждой из них. Первой группе: выписать слова с орфограммами. Второй группе: дать краткую классификацию теоретического материала, отражающего правописание орфограмм. Продолжение домашней работы уже в классе выливается в своего рода викторину. Форма проведения:

– работа в парах, где один ученик называет слово с орфограммой, другой – подбирает из перечня теоретического материала нужный пункт правила; при этом ученики обсуждают правило правописания;

– взаимопроверка домашнего задания с целью выяснения недочетов партнера.

2. Составление юмористического рассказа с использованием словарных слов. Этот вид выполнения домашнего задания очень нравится ученикам 5–7-х классов. Дети учатся составлять рассказы, не забывая о сюжетной линии и словах-исключениях, написание которых легко запоминается в результате такой деятельности. Приведу для примера два сочинения.

а) Жил-был король. Он был большой обжорой. Сначала король съедал корзину крыжовника, а затем три порции мороженого «Шок». Он ходил в шортах. На шортах у него был цветной шов. Его дочка была такой трещоткой, что все придворные убегали в чащобу. Король тотчас призывал всех идти на поиски придворных. А когда он спал, то всегда пугался шорохов. А утром король ел все, что попадало под руку. После этого его мучила изжога. Позвали чопорного доктора с чемоданчиком. Врач взвесил короля, и с ним случился шок. Врач сказал: «Вам пора сесть на диету». Но король возразил и в знак протеста съел корзину крыжовника. Вот такой был король.

б) Я услышал за окном шорох. Это был друг Женя. Он шел через трущобы, потому что шов на его желтых шортах лопнул. Он позвал в чащобу за крыжовником. Мы пошли по шоссе, где повстречали чопорного господина с шомполом в руках. Вскоре Женя проголодался, достал шоколад «Шок» и стал есть. А вечером мы страдали от изжоги, за что нас прозвали обжорами.

3. Составление текстов, кроссвордов, викторин по темам требует знания грамматики и подталкивает учеников «заглянуть» в теоретический материал. Стремясь сделать учебный процесс более интересным, соответствующим требованиям современного урока, стараюсь не забывать о физических возможностях детей. Поэтому учитываю их способности, условия выполнения творческого домашнего задания. Указываю дополнительную литературу, учу пользоваться справочниками, выделять главное, формировать основную мысль коротко, на правильном литературном языке. На выполнение работы обычно отводится около недели. Домашние задания по русской литературе способствуют развитию орфографической зоркости. Оцениваю такие работы в основном после защиты или выступления учеников перед одноклассниками, учитываю аккуратность в выполнении задания, оформлении титульного листа. В общем, можно сказать, что домашнее задание создает возможность для самоутверждения ученика.

4. Ученикам сильных групп нравится составлять схемы, таблицы. Это задание невозможно выполнить без комплексного освоения раздела или темы. (Можно устроить конкурс: у кого получится удачнее?) Например:

Пол – ? с гласной
с л
с большой буквы

5. Часто использую для проверки домашнего задания информационно-проверяющие таблицы:

Не путайте роль приставки и нового корня при написании н и нн в сложных прилагательных. При появлении приставки следует писать нн, а появление еще одного корня на написание н и нн не влияет.
Крашеный
Свежекрашеный
Покраше?ый
Свежевыкраше?ый

6. В пятом классе использую такую форму домашнего задания: роль учителя поручается родителям. Один из них диктует ребенку заданный текст. В этом случае родители получают представление о степени грамотности сына или дочери. С другой стороны – такая форма имеет воспитательное значение. Родителям предлагается поставить оценку после проверки диктанта и расписаться.

Предлагаемые виды домашних заданий могут помочь ученикам повысить их грамотность. Разумеется, задания творческого характера не исключают традиционных форм: выполнения различных заданий и упражнений по учебнику «Практика».

З.Х. НИЗАМОВА,
гимназия № 4,
Елабужский р-н,
Республика Татарстан

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru