Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2007

АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

11-й класс

Еще раз о мотивированном чтении

В 11-м классе, анализируя повесть И.А. Бунина «Митина любовь», мы вместе с учащимися обращаем внимание на стихотворение, которое нам понадобится в дальнейшем и которое звучит в тексте повести в устах Кати. Это известное стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре», и оно проявляет сущность названного произведения из бунинского цикла «Темные аллеи».

Важно обратить внимание на совершенно неправильное понимание и истолкование самого стихотворения, которое становится «камнем преткновения» для большинства, особенно если дети (а речь идет о современных детях, для которых компьютер – свет в окошке) не приучены получать закодированную в некотором смысле информацию письменных носителей. Напоминаем, как звучит блоковское стихотворение.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче,

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у царских врат
Причастный тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

К.А. Сомов. Портрет поэта А.А. Блока. 1907
К.А. Сомов.
Портрет поэта А.А. Блока.
1907

По прочтении стихотворения, которое дети готовили дома, задается вопрос: «Как девушка пела?» – ведь в первой строке второй строфы мы читаем:

Так пел ее голос...

Каких только ответов вы не услышите, если вообще услышите! Хорошо, если найдется один внимательный ученик (как правило, такой находится), который даст верный ответ, заключающийся в том, что голос был сладок, а это первые четыре слова последней блоковской строфы.

О чем можно говорить, когда дети не приучены к внимательному чтению? Эта проблема побуждает педагога искать и находить «свои задания», соответствующие классам различного уровня. Эти задания помогут расставить акценты и обусловливать в дальнейшем мотивированное, внимательное чтение. Кроме того, данное стихотворение может стать основой для дальнейшего обсуждения как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

Например, можно предложить детям задание такого типа: «Что изменится, если в последней строке блоковского стихотворения заменить предложение О том, что никто не придет назад на О тех, кто уже не придет назад?». Или, предваряя разговор о словах-паронимах, необходимых, в частности, для выполнения тестовых заданий ЕГЭ, можно попросить заменить в блоковском стихотворении усталых на уставших и определить правильность такой замены. То же самое задание можно предложить в самом начале урока о певце уходящих дворянских гнезд, предлагая детям найти недостающее звено, поставленное эпиграфом к уроку:

И горько я, и сладостно тоскую,
И грезится мне светлая мечта,
Что воскресит мне радость неземную
........................ земная красота.

К.А. Сомов. Дама в голубом. Портрет Е.М. Мартыновой. 1897–1900
К.А. Сомов. Дама в голубом.
Портрет Е.М. Мартыновой. 1897–1900

Подскажите детям, указав на «асимметричность» данного бунинского стихотворения, проявляющуюся в антонимичных парах, и искомое прилагательное – эпитет печальная – будет найдено.

Можно предложить еще одно задание: на доске (экране, компьютере, в конце концов на разрезанных полосках бумаги даны условия выполнения – формула Только в мире и есть, что, которая звучит три раза, а в четвертый она приобретает несколько измененный вид, а именно: Только в мире и есть этот, и набор слов-лексем в начальной форме: дремлющий, тенистый, задумчивый, душистый, чистый, милый, лучистый; детски, влево; клен, шатер, взор, убор, пробор, головка. Необходимо, используя фетовскую поэтическую формулу и слова-скрепы, воссоздать оригинал знаменитого стихотворения великого русского поэта. В классах достаточно подготовленных возможна подсказка: Только в мире и есть, что тенистый... Можно предложить такой графический вариант, который будет выглядеть следующим образом:

Только в мире и есть, что тенистый
......................................
Только в мире и есть, что ...........
......................................
Только в мире и есть, что ...........
......................................
Только в мире и есть этот ...........
..........................

В результате непростой работы (возможно, групповой) дети, «проникая» в поэтическую мастерскую автора, получают единственно правильный (но не единственно возможный) фетовский вариант:

Только в мире и есть, что тенистый
///////////////////Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
///////////////////Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
///////////////////Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
///////////////////Влево бегущий пробор.

Возможно построить задания с выбором ответа. Так, например, читая и анализируя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», давая характеристику Павла Петровича Кирсанова, предлагаем, предварительно обратив внимание учащихся на слова Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь... сколько иностранных... и бесполезных слов. Русскому человеку они даром не нужны», – следующее задание: какое из слов имеет значение «самодовольный, пошлый франт, щеголь»?

1) Ханжа.

2) Фат.

3) Парвеню.

4) Сноб.

Ученики при внимательном чтении не только дадут правильный ответ (ведь он звучит в тексте тургеневского произведения), но и обязательно поинтересуются лексическим значением и других незнакомых слов.

Все эти и подобные задания (а их в арсенале каждого учителя найдется немало) позволят не только улучшить качество обучения, но и ввести уважаемого учащегося в увлекательный мир словесного искусства.

А.Ю. ФИНАГЕНОВ,
гимназия № 92,
г.  Выборг

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru