Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Дидактические материалы,
которые можно использовать
для повторения орфографии в начале года
или при изучении соответствующих тем

Правописание согласных
в корнях слов

1. Вставьте пропущенные буквы.

Ве_ти до_ки в тря_кой пово_ке;

на ни_ко наклонившейся ветке бере_ки;

содержать закла_ки и тетра_ки в полном поря_ке;

кру_ки, пло_ки, ло_ки терялись понемно_ку;

надел пира_ смешной наря_ и в нем собрался на пара_;

моро_ разыгрался не на шу_ку: озя_ в ша_ке и шу_ке;

нажал на тормо_ – разбился термо_;

шагнул за поро_ – обвалился потоло_;

глянул ввы_ь и съехал вни_.

2. Впишите на месте пропусков слова из списка.

______ толстым слоем покрыла стекла, и они едва пропускали дневной свет.

______, слякоть, мокрые скамейки, грязные лужи – невесело гулять поздней осенью.

За окном мелькали домики ______ с гаражами и фабричными корпусами.

Малыш набрал полное ведерко ракушек ______ с песком и камешками.

Я пыталась ______ сестру за руку, но она капризничала, и пришлось ______ ее в коляске.

Легенда рассказывает о том, как будущий великий армянский поэт и богослов дал ______ семь лет пасти деревенское стадо.

Он пригласил стражников на ______.

У меня на сердце ______, ведь почти пуста корзинка, лишь на дне ее травинка и один помятый ______.

Изморось, изморозь, вперемежку, вперемешку, везти, вести, обет, обед, груздь, грусть.

3. Где нужно, вставьте недостающие буквы.

Господин Ч. прогуливался около в_гона. Пер_он был совершенно пуст. Стена во_зала была чисто вымыта – ни пылинки на стеклах. Осл_пительно-белые фигуры проводников у каждого в_гона укр_шали темно-зеленую мас_у состава. С каждым шагом пас_ажира улыбка проводника ст_новилась все шире, и когда ост_валось два шага, он прикладывал два пальца к козырьку белой фура_ки, эл_гантно удерживая другими пальцами _куратно зач_хленные флажки. (С.Юрский)

Правописание гласных в корнях с чередованием

1. Вставьте пропущенные буквы.

Разр_вняем грядки, посадим р_стки, они подр_стут, превратятся в зар_сли; нам_кают от росы, пол_жили на солнце, прол_жили тропинку, предл_гаем прогуляться, поск_кать верхом, вым_кнем под дождем, прик_снулись к стволу, капли бл_стят, не к_саясь мокрых веток, непром_каемая куртка, ср_внили выр_щенные плоды, подск_чили от радости, будем м_кать хлеб в молоко.

Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, выж_гать по дереву интересно, он выж_г свое имя, подст_лить коврик, заст_лать постель, подб_решь по цвету, бл_стающий мир, редкое соч_тание красок, зам_реть от восторга, откл_нился от курса, переходный возр_ст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

а) Детям нравилось замечать, как подр_стают в гнездах птенцы, соб_рать землянику и чернику, низко накл_няясь или опускаясь на корточки, к_саться ладонью нагретых стволов, отд_рать кору от сухих поленьев, разж_гать костер и следить, как он разг_рается все жарче и оз_ряет ближние деревья, неторопливо ужинать, расст_лив скатерть и разл_жив на ней припасенную еду, зам_рев и почти не дыша, слушать соловьиное пение.

б) Мы представляем себе, как мальчишка отд_рет плохо прибитую доску, ни разу не к_снувшись крапивы, проб_рется к дальней грядке, наб_рет выр_щенных нами огурцов, захочет разл_жить их по карманам, но услышит подозрительный звук, прислушается, зам_рая от страха, и бросится уд_рать через ту же дыру в заборе.

3. Впишите подходящие корни из списка: кл_н, л_ж, л_г, р_ст, р_щ, бл_ск, р_с, г_р, т_р, м_р, з_р, ст_л, б_р.

Низко по______ился и стал из______ать свою просьбу;

от______ите это испытание, пусть наследник немного под______ет;

за______елся желанием с______еть этот город с лица земли;

защитники предпочли у______еть, но не сдаться врагу;

от______и пожара о______яли их лица;

дым ______ился по земле;

вы______ают мир и свободу.

Правописание приставок

1. Впишите подходящее слово.

Донесения, ______ в канцелярию, свидетельствовали о том, что многие ______ его величества позволяли себе неодобрительно высказываться о нем.

Петя решил ______ команду своего класса, пришел в раздевалку и даже успел ______ в руках мяч, пока вратарь обувался.

Поданные, подданные;
подержать, поддержать.

2. Вставьте пропущенные буквы: с, сс, з или зз.

а) Ра_тавание ра_тянулось на целых полчаса; провожающие в ра_терянности бормотали и_винения; он не слушал, бе_печно улыбался и ра_еянно смотрел по сторонам; совсем не было заметно, что он ра_троен и и_пытывает тревогу; она обе_покоенно пере_читывала сумки и пакеты, бе_вучно шевеля губами; пудель, внезапно чего-то и_пугавшись или ра_вирепев, ра_разился оглушительным лаем.

б) Не в каждом походе среди туристов есть и_кусный повар. Как приготовить кашу, чтобы она не ра_варилась и при этом крупа не осталась жесткой? И_ледования решили проводить строго по плану: ра_читали сроки проведения каждого эксперимента, ра_пределили обязанности.

Но ра_чет оказался неверным; во_рения ра_работчиков-теоретиков и и_полнителей-дежурных не во всем совпадали; начались бе_мысленные ра_доры, во_никли непредвиденные ра_ходы крупы, молока и соли, бе_печные а_истенты, ра_адоренные борьбой, требовали все новых продуктов, а ра_четливый завхоз во_тал против дополнительных трат; терпение руководителя и_якло; появилась угроза ра_падения группы и_ледователей.

3. Впишите приставки пре- или при-, вставьте пропущенные буквы.

а) На другой день чуть только калиф успел одеться и позавтракать, как визирь, послушный его ___казанию, уже явился.

– Великий калиф! – сказал визирь. – Не пойти ли нам к прудам, что находятся на окраине города? Я не раз видел там аистов. Это ___забавные птицы. К тому же они очень разговорчивые и постоянно болтают на своем птичьем языке.

– Неплохо ___ думано, – ответил калиф, и они отправились в путь.

– Клянусь бородой, всемилостивейший государь, что эти длинноногие заводят сейчас ___любопытный разговор! – воскликнул визирь. – Не ___вратиться ли нам в аистов?

…И тотчас ноги у них стали тонкими, как спицы, длинными, как ходули, и вдобавок покрылись красной шершавой кожей. Их ___красные туфли ___вратились в плоские когтистые лапы, руки стали крыльями, а бороды и_чезли совсем. Зато у них выр_сли ___длинные твердые носы, на которые можно было оп_раться, как на палки.

Калиф и визирь ___таились в густых кустах и ___слушались.

б) Все, кто был за столом, – ___дворные, принцы и принцессы – напрасно старались догадаться, какое лакомство ___готовил им сегодня главный повар. И когда наконец на стол подали хрустальное блюдо, полное спелых ягод, все в один голос во_кликнули: «Ах!» – и даже захлопали в ладоши.

Король сам взялся делить ягоды. Принцы и принцессы получили по две штуки, ___дворным досталось по одной, остальные король ___берег для себя – он был очень жадный и любил сладкое. Король ___двинул блюдо к себе и ___нялся есть.

в) Старуха ___ложила к губам свой свисток, и на кухню ___мчались морские свинки, одетые как люди: в передниках, с поваре_ками и кухонными ножами за поясом. За ними ___бежали белки – много белок, тоже на двух ногах; они были в широких шароварах и зеленых барх_тных шапочках. Это, видно, были пов_рята. Они быстро-быстро кара_кались по стенам и ___носили к плите миски и сковородки, яйца, масло, коренья и муку. А огонь под плитой разг_рался все сильнее. На сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился ___ятный, вкусный запах.

Мать часто стряпала для Якоба всякие вкусные вещи, но ничего лучше этого супа ему не ___ходилось пробовать.

(В.Гауф. Перевод М.Солье и А.Любарской)

4. Вставьте пропущенные буквы.

Многие земли Западной Римской империи захватили варвары – германские племена. Пр_шельцы, храбрые воины и непр_хотливые земледельцы, не пр_выкли к большим городам. Площади Рима были ра_паханы и засеяны, по арене Колизея, где когда-то сражались гладиаторы, бродил скот.

Крупные землевладельцы захватывали крестьянские земли, а крестьян пр_вращали в крепостных. Феодалы построили непр_ступные крепости. Их защищали верные дружины.

(По Г.Кублицкому)

Правописание суффиксов имен прилагательных

Вставьте пропущенные буквы н или нн.

а) И вдруг дверь с шумом распахнулась. Якоб застыл на месте от удивления: потолки и стены в доме были мраморные, кресла, стулья и столы – из черного дерева, украшенного золотом и драгоце_ыми камнями, а пол был стекля_ый и до того гладкий, что Якоб несколько раз поскользнулся и упал.

Старуха свистнула в маленький серебря_ый свисток. И тотчас же по лестнице быстро сбежали вниз морские свинки, совсем необыкнове_ые морские свинки, которые ходили на двух лапках.

– Куда вы девали мои туфли, негодники?! – закричала старуха. – Долго ли я еще буду здесь стоять?

Свинки бегом побежали вверх по лестнице, принесли две скорлупки кокосового ореха на кожа_ой подкладке и ловко надели их старухе на ноги.

(108 слов)

б) Дня через два Маленький Мук решил, что пришло время действовать. На деньги, полученные за ви_ые ягоды, он купил себе большой черный плащ и высокий остроконечный колпак. Чтобы его совсем не могли узнать, он привязал себе дли_ую белую бороду. Карлик пришел во дворец и сказал, что может вылечить короля. Сначала ему никто не поверил. Тогда Мук предложил одному принцу попробовать его лечение. Принц съел несколько ягод, и дли_ый нос и осли_ые уши у него пропали.

(В.Гауф. Перевод М.Солье и А.Любарской)

в) За 3 тысячи лет до нашей эры в государстве Шумер писали, продавливая значки на влажной глине трехгра_ой тонкой палочкой из тростника. Эта письме_ость называется клинописью.

Чтобы значки не смазались, куски глины обжигали в печи, и они становились твердыми, прочными. Такие глиня_ые письма ученые называют таблетками.

По приказу Ашшурбанипала, царя могущественной Ассирии, снимались точные копии со всех записей и надписей в разных дворцах и храмах. Затем гонцы доставляли таблетки во дворец, и там их укладывали по порядку в деревя_ые ящики. Так образовалась огромная библиотека глиня_ых книг.

А в Египте пользовались папирусом, листы которого получали из стволов болотного тростника. Писали черной или красной краской. Папирусные свитки наматывали на деревя_ые или костя_ые стержни и прятали в кожа_ые футляры.

(По Г.Кублицкому)

Правописание числительных и другие орфограммы

Вставьте пропущенные буквы. Запишите словами все имена числительные.

Государствен_ю дорогу из Москвы в Сибирь, Сибирский почтовый тракт, начали строить более чем 250 лет назад.

В начале XIX века тракт пр_вр_тился в довольно хорошую для тех времен дорогу от Москвы до Байкала. Это более 5000 километров. Да еще 2 боковые ветви: на юг, к городу Кяхте, где китайские купцы прод_вали чай для всей России, и на север, к Якутску, а дальше – к Камчатке. Если считать от Петербурга до Петропавловска-Камчатского, то это был самый дли_ый в мире путь почты, дост_вляемой на лошадях. Он прот_нулся на 13 868 километров!

Не смолкал над трактом перезвон бубенц_в и колокольц_в почтовых троек. На них везли не только письма, но и пас_жиров. Вдоль тракта построили более 300 почтовых станций, где ямщики сменяли лошадей, а пас_жиры отдыхали.

Быстро ли можно было доехать из Москвы до Байкала? Невеста сосланного в Сибирь декабриста Анненкова Полина Гебль увидела дома Иркутска всего на 18-й день после выезда. Фельдъегерь – правительственный курьер – однажды добрался из Иркутска через Москву в Петербург с дон_сением царю меньше чем за 14 дней. В сутки он пр_од_левал около 500 километров!

(По Г.Кублицкому)

Н.А. ШАПИРО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru