Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"


Нарушевич Андрей Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея. Автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык». Победитель финального тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной речи» для работников учреждений высшего профессионального образования РФ (Белгород, 2006).
C 2002 г. участвует в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, является экспертом по проверке задания С1 (сочинения).

 

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.
18 Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
19 Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 1.
20 Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.
21 Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты.
22 Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.
24 Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
   Итоговая работа.

ЛЕКЦИЯ № 3. Морфемика. Словообразование

Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.

Задания по морфемике и словообразованию
на ЕГЭ по русскому языку

Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело дается выполнение этих заданий ученикам. Например, в моей практике был случай, когда учащиеся двух 11-х классов все как один указали, что наречие бесчувственно образовано приставочно-суффиксальным способом. Многие умудрялись находить суффиксы -ан- и -н- в причастиях типа услышанный. А чего стоит горе-разбор слова записка, которое якобы образовано приставочным способом!..

Почему же этот материал так сложен для наших учеников? Можно назвать несколько причин. Cловообразование целенаправленно изучается в 5–6-х классах, когда можно дать только самое общее представление о словообразовательной системе русского языка и рассмотреть достаточно «прозрачные» и потому наглядные примеры морфемного и словообразовательного анализа слов. Знания учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии, однако вопросы словообразования различных частей речи далеко не всегда в центре внимания учителя. В отсутствие продуманной системы повторения невостребованные знания просто забываются.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию. На что обратить особое внимание? Рассмотрим типичные виды заданий.

– Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

– Какое слово неправильно разобрано по составу?

– В каком слове нет суффикса -к-?

– В каком из данных слов есть суффикс -ий- со значением принадлежности?

– Определите, каким способом образовано данное слово.

–  Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Как видим, приведенные задания ориентированы на проверку умения производить морфемный анализ слов (разбор по составу) и словообразовательный анализ.

Методические аспекты изучения
морфемики и словообразования

1. Задача учителя – показать, что морфемный и словообразовательный анализ тесно связаны, хотя цели их различны.

Например, различие в морфемной структуре слов тропинка и перинка убедительно доказывается анализом их словообразовательных связей: троп-а троп-инк-а; пер-о пер-ин пер-ин-к-а. Cр. также: коз-а коз-очк-а; булк-а булоч-к-а; ласточк-а.

2. По критерию Г.О. Винокура производная основа всегда может быть истолкована посредством ссылки на производящую, т.е. производные слова всегда можно объяснить словами, от которых они образованы: светлеть – «становиться светлым», коллекционер – «тот, кто коллекционирует что-либо» и т.п.

Анализ смысловой связи производящего и производного слова поможет избежать многих ошибок. Например, может показаться, что слово безвольный соотносится со словом вольный. Однако прилагательное безвольный означает «со слабой волей, слабохарактерный» и соотносится со словом воля1 «способность осуществлять свои желания, цели». А прилагательное вольный «свободный» образовано от омонимичного существительного воля2 «свобода». Следовательно, анализируемое слово образовано приставочно-суффиксальным способом: вол(я) > без-воль-н(ый).

Важно помнить, что значения многих слов не являются простой суммой значений морфем. Например, слово предприниматель вряд ли можно истолковать как «тот, кто предпринимает что-либо».

3. Как известно, слово может менять свое значение, не меняя формы, поэтому связи между словами, родственными в прошлом, могут разрушаться. Например, в современном языке не являются родственными словами кусать и вкус, питать и воспитать, дерево и деревня. Выявление структуры некоторых слов весьма затруднительно без экскурса в историю. При этом задача учителя – научить различению синхронного и диахронного аспектов в анализе слов.

С точки зрения современного языка в приведенных словах корень совпадает с основой: говядина, кольцо, вкус, неделя, ведьма. Какие морфемы можно выделить в этих словах с позиций истории языка? За справками обращайтесь к этимологическому словарю. (Говяд-ин; образовано от говядо «крупный рогатый скот»; коль-ц-о, образовано от коло «круг»; в-кус, производное от въкусити, преф. образования от кусити «пробовать»; не-дел-я, произведено на базе *ne delati «не делать», первоначальное значение «день отдыха, выходной» (ср. укр. недiля «воскресенье»); ведь-м, образовано с помощью суф. -м(а) от ведь «знать», первоначальное значение – «ведающая, знающая»)1.

Учитель должен знать, что в современной лингвистической науке и школьной практике существуют два подхода к морфемному анализу слова: формально-структурный и структурно-семантический.

Первый подход предполагает, что после выделения окончания в основе слова сначала выделяется корень, а затем в части слова до корня следует выделить приставку (приставки) на основании того, что в других словах встречаются подобные морфемы. Аналогичным образом в части слова после корня выделяются суффиксы: лет-а-тель-н-ый, доказ-а-тель-ств-о.

Структурно-семантический подход, обоснованный в трудах Г.О. Винокура, опирается на словообразовательные связи слова. Как отмечает Е.И. Литневская, «алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь»2. При таком подходе в ходе морфемного анализа постоянно учитывается соотношение значений производного и производящего слова. Например: прилагательное летательный («такой, который летает») мотивировано глаголом летать. Кроме того, в русском языке нет слова *летатель, следовательно, в анализируемом слове следует выделить не два суффикса (-тель- и -н-), а суффикс -тельн-: лет-а-тельн-ый. Ср. также: доказ-а-ть доказ-а-тельств-о.

Формально-структурный подход к морфемному членению слова предлагается в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой, а также в «Словаре морфем русского языка» А.И.Кузнецовой и Т.Ф.Ефремовой. Структурно-семантический подход используется в учебном комплексе под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, учебниках М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, а также в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова и в «Толковом словаре словообразовательных единиц русского языка» Т.Ф.Ефремовой.

Морфемные и словообразовательные упражнения

1. Подберите имена существительные с суффиксом -j-, образующим форму множественного числа. (Листья, братья и т.п.)

Подберите имена прилагательные с суффиксом -ий, обозначающим принадлежность человеку. (Враж-ий, княж-ий, казач-ий, человеч-ий.)

Подберите имена существительные с суффиксами, обозначающими лиц женского пола. (Студент-к-а, сосед-к-а, грузин-к-а; житель-ниц-а, воспитатель-ниц-а, писатель-ниц-а; ткач-их-а, повар-их-а, портн-их-а.)

2. В какой группе не все слова являются однокоренными?

1) Скосить, скашивать, косарь;

2) мост, мощеный, вымащивать;

3) мучной, мучнистый, замучить;

4) лгать, ложь, лживый.

В каком ряду слова являются формами одного и того же слова?

1) Писать, пишут, пишу;

2) мысль, замысел, мышление;

3) рисовать, нарисовать, перерисовать;

4) цветок, цветком, цветы.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) Доучившись;

2) развенчанный;

3) пожалели;

4) сдельный.

В каком ряду строение всех слов соответствует схеме: корень + суффикс (-ин-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)?

1) Старинный, магазинный, каменный;

2) картинный, аршинный, машинный;

3) перинный, блинный, витаминный;

4) вершинный, равнинный, серединный.

4. Разбейте слова на группы в зависимости от значения приставки: приклеить, приподнять, приварить, прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, привязать. (Неполнота действия – приподнять, принарядиться, прищуриться; присоединение – приклеить, приварить, привязать; совершение действия в свою пользу – прикарманить, приберечь, присвоить.)

5. В каком слове нет приставки над-?

1) Надпись;

2) надеяться;

3) надбровье;

4) надкусить.

В каком слове нет суффикса -чик-?

1) Вагончик;

2) обидчик;

3) чуланчик;

4) одуванчик.

В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) Досуха, стряпуха, старуха;

2) олово, заново, одинаково;

3) читая, листая, чистая;

4) вглубь, встарь, вновь.

6. Восстановите слово по описанию морфем.

1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.

4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.

5. Суффикс (окончание) инфинитива. (Рук-о-дель-нича-ть.)

7. От какого слова образовано существительное выход?

1) Ход;

2) выходить;

3) ходить;

4) выходной.

От какого слова образовано слово разобранный?

1) Бранный;

2) брать;

3) разобрать;

4) разбирать.

8. Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.

(Играть выиграть выигрыш выигрышный выигрышно.)

Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.

Служить заслужить заслуженно.

1) Служение;

2) заслуженный;

3) служба;

4) заслуга.

9. Разделите слова на три группы по способу словообразования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.

Побережье, антивирус, взлет, неорганический, соединение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старому, покос, демобилизовать, выкатывать.

1) Антивирус, демобилизовать, неорганический; 2) соединение, приглушенно, выкатывать; 3) беспомощный, по-старому, побережье; 4) взлет, покос, сушь.)

В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) Разворот, синь, голос;

2) выбор, тишь, кросс;

3) отдел, побег, отсев;

4) глушь, закат, плакат.

Методика и практика морфемного
словообразовательного анализа на уроках русского языка
в старших классах

Обращаться к повторению морфемики и словообразования целесообразно в I четверти 10-го класса, после того как завершено повторение фонетики и лексики. Этому материалу следует посвятить не менее трех занятий (от 3 до 6 часов в зависимости от учебного плана).

Наметим три содержательных блока: «Морфемы, их типы и функции», «Морфемный анализ», «Словообразовательный анализ».

Морфемы, их типы и функции

I. Повторение теоретического материала.

Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни?

Что такое приставка, суффикс, окончание, постфикс?

Для чего «служит» каждая из этих служебных морфем? Служебные морфемы служат для образования новых слов и форм слов.

II. Отработка умений и навыков (вопросы, упражнения, тестовые задания).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова?

2. В чем различие корня от других морфем?

3. В какой части слова заключено лексическое значение?

4. Какие части слова выражают грамматическое значение?

5. В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры.

6. Какие части речи не имеют окончания?

7. Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

8. Докажите, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.

9. Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Распределите приведенные слова по графам таблицы.

Неизменяемые слова Изменяемые слова
основа окончание
снова голов-

Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, фойе, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, красный, погасив.

2. Распределите слова на две группы:

1) слова с нулевым окончанием;

2) слова, не имеющие окончания.

Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть.

3. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий, волч-ий.

4. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем).

1) Любить, любой, любовь, любитель;

2) духовный, духовность, духи;

3) долина, доля, обездолить, бездольный;

4) долгий, долго, долгота, долг;

5) плен, пленник, пленарный, пленить;

6) липа, липкий, липняк, липовый;

7) клад, кладоискатель, укладка;

8) город, городской, горожанин, загородка;

9) бурить, бурильщик, буря;

10) воротник, воротить, возврат.

5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-:

1) предмет для осуществления действия;

2) уменьшительно-ласкательное значение;

3) частица однородной массы;

4) вещество, возникшее в результате действия.

Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?

1) Прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) Крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

1) Синеглазый;

2) кто-либо;

3) шестьдесят;

4) кафе-бар.

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше;

2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а;

4) пере-пилить, ши-л, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными?

1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый;

2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;

3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и;

4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.

7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) Надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить;

4) надвинуть, надрезать, надводный.

8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-?

1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок;

4) неподвластный, подследственный, наподдать.

9. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1) Тратите, поднесите, толкните;

2) хотите, красите, согните;

3) стоите, караулите, позволите;

4) берегите, подчеркните, соберите.

10. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) Пончик;

2) зайчик;

3) ключик;

4) грузчик.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 1 2 3 3 2 3 2 4 3 4

Морфемный анализ

Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.

Порядок морфемного разбора

1. Определите часть речи.

2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.

3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.

5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.

6. Выделите корень.

7. Запишите графическую схему слова.

Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа3.

Приведем пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj] о-свобод-и-ть свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

Типичные трудности морфемного анализа
(комментарий для учителя)

Различение нулевого окончания и отсутствия окончания. Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

Разграничение омонимичных морфем. Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бе'г-ом (окончание существительного) – мчаться бег-о'м (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий. Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

Связанные корни. Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.

Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

Исторические чередования. Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны учащимся (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Определение семантики приставок и суффиксов. Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-ицпозволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшитель но-ласкательным значением.

Суффикс -ий- (-j-). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных -ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.

Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения:

1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности;

2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола;

3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия;

4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:

кочк(а) – нечленимая основа;

кадк(а) кадоч-к(а);

кость( ) кост-очк(а);

тетрадь( ) тетрад-к(а) тетрад-оч-к(а);

 

желудок желудоч-н(ый);

карт(а) карт-очн(ый);

ель ел-к(а) ел-оч-н(ый).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова?

2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами.

3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий?

4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?

5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами.

6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

УПРАЖНЕНИЯ

1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов:

1) законность, готовность;

2) центральный, вязальный;

3) столярничать, сотрудничать.

Ответ:

1) закон закон-н-ый закон-н-ость; готов-ый готов-ность;

2) центр центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) вяз-а-льн-ый;

3) столяр столяр-нича-ть; труд со-труд-ник со-труд-нич-а-ть.

2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

Ответ:

1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь ноч-н-ой ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.

2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.

3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-.

В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй лентяй-нича-ть.

Словообразовательный анализ

Ключевое понятие словообразования – производность.

Суть механизма словообразования составляет соотношение производных и производящих слов. В каждом производном слове материально представлено или все производящее слово, или его основа: диспансер диспансер-изова-(ть); удивленн(ый) удивленн-о. Кроме того, значение производного слова определяется значением производящего: садик «небольшой сад», волейболист «тот, кто играет в волейбол».

Производные слова в русском языке образованы различными способами.

Способы словообразования

1. Все разновидности морфологического способа образования слов довольно обстоятельно изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном (бессуффиксном) способе. Это – образование новых слов без добавления суффикса: широкий – ширь, глубокий – глубь, поливать – полив, выходить – выход.

Не все ученые признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, В.В. Лопатин, Е.А. Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словообразовательный суффикс. Этот способ словообразования предложили называть нулевой суффиксацией.

2. Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грамматические признаки.

В современном русском языке наблюдается:

1. Переход имен прилагательных и причастий в имена существительные (субстантивация): больной человек (прил.) – принимает больного (сущ.), раненый боец (прил.) – принесли раненого (сущ.).

2. Переход числительных в имена прилагательные: первый звонок (числ.) – первый математик в классе (прил.).

3. Переход причастий в прилагательные: рассеянные семена (прич.) – рассеянный взгляд (прил.), изысканные деньги (прич.) – изысканные манеры (прил.).

4. Переход деепричастий в наречия: стоя на одной ноге (дееприч.) – ехать стоя (нареч.), сидя на земле (дееприч.) – разговаривать сидя (нареч.).

5. Переход имен существительных в наречия: заниматься бегом (сущ.) – не догнать бегом (нареч.), любоваться весной (сущ.) – вернуться весной (нареч.).

3. Лексико-синтаксический способ – сращение компонентов словосочетания в одно слово: сего дня – сегодня, с ума сшедший – сумасшедший; быстро растворимый – быстрорастворимый.

4. Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате распада многозначного слова на омонимы: крепость вина – старая крепость, набрать ягод – набрать текст, состояние здоровья – скопить состояние.

После повторения способов словообразования напоминаем схему словообразовательного анализа.

1. Дать толкование лексического значения слова.

2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.

3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

4. Построить словообразовательную цепочку.

5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

Приведем примеры словообразовательного анализа.

Бездонный

1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2. Образовано от слова дно. Производящая основа – -дон- (чередование нуль звука – о).

3. Образовано с помощью приставки без- и суффикса -н-.

4. Дно бездонный.

5. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный).

Надпись

1. Существительное надпись означает «короткий текст на чем-либо».

2. Образовано от глагола надписать. Производящая основа – надписа.

3. Образовано отсечением суффикса -а- (по другой точке зрения – с помощью нулевого словообразовательного суффикса).

4. Писать надписать надпись.

5. Слово образовано бессуффиксным способом (по другой точке зрения – способом нулевой суффиксации) (запись, вывод, покос).

Обращение к сложным случаям словообразовательного анализа поможет ученикам избежать возможных ошибок при выполнении тестовых заданий.

Существительные типа вход, поход, взлет часто ошибочно относят к словам, образованным приставочным способом (по аналогии с ходить – входить, лететь – взлететь). В качестве производящей основы указанных слов выступает глагольная основа, уже имеющая приставку, присоединенную на предыдущем шаге словообразования: ходить входить вход; лететь взлететь взлет.

В современном словообразовании в рассматриваемых словах выделяют нулевой словообразовательный суффикс. Для его выделения необходимы два условия:

1) слово должно быть производным;

2) должно быть словообразовательное значение, которое в аналогичных словах представлено материально выраженным суффиксом: широкий ширь, широкий шир-ин-а.

Нулевой словообразовательный суффикс чаще всего встречается в именах существительных:

1) со значением абстрактного действия: ходить ход, взлетать взлет;

2) со значением абстрактного признака: широкий ширь, зеленый зелень;

3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию: запасать запас, накипеть накипь; вода + падать водопад.

Наличие в структуре слова приставки и суффикса далеко не всегда свидетельствует о том, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом. Например, наречия типа бесчувственно, безболезненно, досрочно ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования. Обращаем внимание учеников на то, что производящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени прилагательного: бесчувственн(ый) бесчувственно, безболезнен(ый) безболезненно, досрочн(ый) досрочно. Все эти наречия образованы суффиксальным способом.

Слова железобетонный, водопроводный, рыболовство и др. часто ошибочно относят к способу основосложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов: железобетон железобетонный, рыболов рыболовство. Можно указать на то, что сложение основ произошло на предыдущей ступени словообразования, а на данной ступени новое слово образуется с помощью суффикса: сер(а) + водород сероводород сероводородный.

С другой стороны, от слов первого типа следует отличать единицы, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а) черносмородинный; пили(ть) лес лесопилка и т.п.

Поскольку суффикс -j- виден только в фонетической записи, многие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, ошибочно относят к приставочному способу. Обратите внимание на типичные словообразовательные модели:

БЕЗ (БЕС) + J: дело бездельjе; дорога бездорожьjе; деньги безденежьjе.

ВЗ (ВС) + J: море взморьjе; холм всхолмьjе.

ЗА + J: гора загорьjе; Карпаты Закарпатьjе; Байкал Забайкальjе.

ПО + J: берег побережьjе; Волга Поволжьjе.

ПРИ + J: море приморьjе; Карпаты Прикарпатьjе.

ПЕРЕ + J: путь перепутьjе.

РАЗ (РАС) + J: путь распутьjе.

Слово может иметь не одно, а два (реже три и более) производящих. Это явление встречается среди имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Например, наречие неаккуратно может быть мотивировано наречием (аккуратно не-аккуратно – приставочный способ) или прилагательным (неаккуратн(ый) неаккуратн-о суффиксальный способ). Ср. также: аккуратность не-аккуратность или неаккуратн(ый) неаккуратн-ость; колено на-колен-н(ый) наколенн-ик или колено на-колен-ник.

Разумеется, подобные примеры не должны встречаться в тестовых заданиях.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Задания для закрепления материала

1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница;

2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание;

3) страховать перестраховать ... перестраховочный.

Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка.

2. Объедините слова в словообразовательные цепочки.

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

Ответ: печаль печалить опечалить опечалиться; печать печатать отпечатать отпечаток; печь пропечь пропекать пропекаться; петь запеть запевать запевала.

3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Ответ: дел(о) без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый) весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть) бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией.

Итак, изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, закладывает теоретическую основу для применения многих орфографических правил. Обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, расширит лингвистический кругозор наших учеников и подготовит их к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку.


1 По материалам «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой.

2 Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: http://www.gramota.ru.

3 В лингвистике звук [й], скрытый в орфографической записи, принято обозначать без транскрипционных скобок буквой j: гениj-я, со-тряс-ениj-е. Это позволяет не загромождать запись лишними условными знаками.

Литература

1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. Баранова М.Т. М., 2001.

2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе, 2000, № 4.

3. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: http://www.gramota.ru.

4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

7. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ, 2004.

8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.

9. Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе, 1978, № 6.

10. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953

Словари и справочники

1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005.

2. Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004.

3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., 1974.

4. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз., 1990.

6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2005.

7. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.

Рейтинг@Mail.ru