Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Соблюдайте грамматические нормы!

Несколько упражнений

В современных экзаменационных тестах есть задания, при выполнении которых у выпускников возникают трудности. Они связаны с поиском и исправлением речевых недочетов и грамматических ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные школьники мало читают, а если и читают, то часто оказывается, что это не высокохудожественные произведения, классика, которые не вызывают прежнего интереса, да и внимание к ним в действующих программах как-то неуловимо, но неуклонно снижается. В старших классах этот процесс прикрыт благими лозунгами: «Уменьшим нагрузку, лежащую на плечах наших детей! Уберем с уроков литературу для взрослых!». В младшем и среднем звене привлекается все больше произведений зарубежных авторов (см., например, программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). Это, с одной стороны, интересно, с другой – вызывает недоумение, а порой и опасение, поскольку когда, как не в младших классах, мы можем привлечь детей к чтению и пониманию того, что по праву является гордостью нации? Или сегодня глагол является следует употреблять в форме прошедшего времени, дескать, все меняется?

О том, что читают современные подростки, много раз писали на страницах приложений к газете «Первое сентября», не раз звучали сетования, что сегодняшние авторы произведений для детей и молодежи и сами зачастую грешат неумением соблюдать грамматические нормы. Таким образом, даже если в семье ребенку привили интерес к чтению и он с удовольствием читает (как правило) «страшилки» и «детские детективы», речевых ошибок и трудностей в соблюдении грамматических норм не становится меньше.

Тот, кто хоть раз в качестве эксперта участвовал в проверке задания С, не мог не заметить, насколько серьезно положение: обычное количество грамматических ошибок – 6–8 (это при допустимых в 2007 году 2!). В тестах ЕГЭ можно обнаружить немало примеров, когда лексическое значение слов детям непонятно, а правила произношения неизвестны, потому что слова эти редко встречаются в обыденной жизни, ребята не слышат их от окружающих (вспомните факсимиле, иконопись, еретик, откупоривать, кровоточить и согласитесь: не так часто они звучат в речи молодых людей). Вот почему необходимы задания, расширяющие словарный запас учеников, обогащающие их речь, а также тренировочные материалы, позволяющие научить детей грамотно использовать новую для них лексику.

Предлагаемые вашему вниманию упражнения составлены на основании материалов Е.А.Окунцовой «Трудности устной речи. Словарь-справочник», опубликованных в газете «Русский язык» (№ 21/2005, стр. 41–47). Они могут быть использованы на занятиях в старших классах при подготовке к итоговому контролю и просто с целью развития речи учеников, а также на уроках обобщения и повторения такой темы, как «Род имен существительных».

При выполнении заданий следует уделить время рассмотрению лексических значений, поскольку в упражнения намеренно включены малознакомые и неизвестные ученикам слова. Было бы целесообразно и полезно привлечь детей к работе со словарями разных типов, используя как индивидуальные. Так и групповые виды деятельности. Можно организовать поиск данных слов в указанных учителем художественных и публицистических текстах. Так ученики узнают, в каких контекстах они встречаются, и быстрее освоят их.

Если упражнения использовались при подготовке к ЕГЭ, в частности, на занятиях, отведенных нахождению и устранению грамматических ошибок и речевых недочетов, завершить тему можно контрольной работой тестового характера.

Упражнения

1. Согласуйте определения с главными словами.

А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_ бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи, троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_ мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_ салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво, великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти, неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях чаще употребляются во множественном числе, но могут выступать и как существительные среднего рода?

Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_ шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_ цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди, состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_ кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_ крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_ атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри, надежн_ протеже.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях могут быть как мужского, так и женского рода, какие имеют только один род?

2. Определив род имен существительных, согласуйте их с определениями и сказуемыми, вставив в предложения вместо пропусков окончания в единствнном числе имен существительных, прилагательных, глаголов. Отметьте существительные, имеющие несколько допустимых норм.

1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.

2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.

3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.

4) В договор нужно внести незначительн_ корректив_.

5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.

6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.

7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.

8) Жителей собрали на площади ударами в обломок железнодорожн_ рельс_.

9) На окнах повешен_ узорчат_ тюль.

10) Пораскинь своим умишк_!

11) В ванной комнате остался запах душист_ шампун_.

12) Совместн_ коммюнике глав государств будет опубликован_ в прессе.

13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_ овощн_ рагу.

14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.

15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.

3. Данные в скобках существительные поставьте в единственном числе и включите в предложения, выбрав нужную форму.

1) На стене гостиной висел_ (акварели) _________ известного художника.

2) После работы зайдите на почту за ценн_ (бандероли) __________.

3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) ___________.

4) Мышца прав_ (голени) ______________ побаливала от напряжения.

5) В парке установлен_ нов_ (карусели) ___________. Дети полюбили кататься на нов_ (карусели) __________.

6) От частого письма на пальце руки образовал_ небольш_ (мозоли).

7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил, но в дальн_ (мишени) ___________ не попал.

8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) _________.

9) Нищий стоял у (паперти) ___________.

10) Примерьте прав_ (туфли) ___________.

11) Плакат написан разноцветн_ (туши) __________.

12) Лев_ (сандалии) __________ стоял_ в стороне.

13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_ (тапки) ________, потом друг_.

14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели) ___________.

15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы) _____________.

* Проведите исследование, какие из существительных в процессе развития языка изменили свой род.

4. Включите данные в скобках существительные в предложения, согласуйте их с определениями.

1) По кухне плыл знакомый запах (ваниль) ____________ – значит, мама печет свое печенье.

2) На обед был подан суп из молод_ (фасоль) _________.

3) Из мягк_ (фланель) _________ получаются удобные костюмы.

4) Он лишился сво_ (спесь) ___________.

5) Открыв плотн_ (ставень) ____________, он пустил свет в комнату.

6) Хорошо бы помыть голову травян_ (шампунь) __________.

7) Крыша дома покрыта ветх_ (толь) _________.

8) Лекарство поможет избавиться от сильн_ (боль) __________.

9) Снаряд пробил огромн_ (брешь) _________ в стене.

10) Протри стекло как_-нибудь (ветошь) __________.

11) Бал начался любим_ всеми (кадриль) _________ .

12) Я осматривал укрепления и был поражен (цитадель) ___________, выстроен_ на неприступной скале.

13) Правой рукой раненый опирался на сделан_ из дерева (костыль) ___________.

14) Мама остановила кровь и залепила рану на коленке бактерицидн_ (пластырь) ___________.

15) Старая фотография была с едва заметн_ (ретушь) ________.

Контрольная работа.
Морфологические нормы

(Количество правильных ответов может быть различным.)

1. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) широкое авеню;

2) до двухтысячи седьмого года;

3) поезжай за мной;

4) несколько песней;

5) хвостатого мыша.

2. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) более естественное;

2) десять апельсинов;

3) две пары носков;

4) принятые на работу бухгалтера;

5) опытные директора.

3. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) у старых сапогов;

2) сливовое повидло;

3) из разных деревень;

4) на шестисот восьмой странице;

5) овощная консерва.

4. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Далекое Онтарио привлекает любителей романтики.

2) Мое визави оказалось интересной собеседницей.

3) Забавное пони быстро привлекло внимание детворы.

4) Суетливый невежда раздражает и мешает работать.

5) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.

5. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и концерт начался.

2) Хватит играться, пора приниматься за уроки!

3) Прием больных в поликлинике ведет опытный доктор Сергеева.

4) Солнечное Сочи гостеприимно встретило приехавших на фестиваль.

5) У обоих старушек были неотложные дела.

Максимальное количество баллов – 25 (по 5 баллов за каждое правильно выполненное задание). Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок. Для получения оценки «4» допустимо не более 1–2 ошибок, оценки «3» – не более 3–4 ошибок в тесте.

Ответы на задания:

1 – 1), 2), 4), 5).

2 – 1), 4), 5).

3 – 1), 4), 5).

4 – 2), 3).

5 – 1), 2), 4), 5).

Е.В.  ЮМИНОВА,
Центр экономического образования
молодежи и предпринимательства,
г.  Ижевск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru