Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2007

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

 

8-й класс

Тренировочные тесты по пунктуации

Каждый раз, решая, какой материал отправить в газету, я исхожу из того, какую практическую пользу может он принести. Поэтому и сегодня посылаю вам материалы, которые сама активно использую. Во-первых, это тренировочные тесты по различным темам пунктуации. Каждый блок состоит из предложений, посвященных какой-то определенной теме, которая отрабатывается на занятии. Использую подобные тесты я следующим образом.

1. Сначала объясняется и записывается правило (в виде таблицы или схемы).

2. Затем ученики выполняют тест № 1. У каждого свой лист с тестами, на котором расставляются и графически объясняются знаки препинания, обводятся нужные номера ответов.

3. Потом учитель дает правильные ответы, комментируя при этом каждое предложение.

4. Выполняется тест № 2 и т.д.

Таким образом, на занятии удается рассмотреть большое количество предложений и действительно потренироваться. Уже потом, на следующем занятии, мы закрепляем правило, записывая предложения. Правда, нужно сказать, что подобные тесты я применяла только на занятиях с учениками старших классов (на уроках в школе и на подготовительных курсах).

Предложения были взяты из следующих пособий:

1. Блинов  Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Пособие для учителя. М: Просвещение, 2001.

2. Владимирова  Г.В., Ушакова  Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов: Учебн. пособие. М.: Высшая школа, 1982.

3. Громов  С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. М.: Московский лицей, 2004.

4. Розенталь  Д.Э. Справочник по пунктуации: Словарь-справочник. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

5. Отдельные предложения были взяты из разных томов энциклопедий для детей издательства «Аванта+».

С уважением,

Л.Ю. ОХЛОПКОВА,
г.  Дубна,
Московская обл.

Обособление определений

ТЕСТ № 1. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. И только река, (не)видимая в темноте, шумит.

2. Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас заволокло туманом.

3. Замкнутый, осторожный, трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким.

4. Мир солнечный, пахучий, окружал нас.

5. Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит.

Ответ: 4, 5.

ТЕСТ № 2. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Нам любо упрямым в исканьях и споре людей узнавать по широким делам.

2. Пашка пропустил меня вперед и идет, обиженный, сзади.

3. Проснулся он бодрый, отдохнувший.

4. Льет дождь, холодный, словно лед.

5. В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым.

Ответ: 1.

ТЕСТ № 3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полосы дождевой воды голубой от дыма.

2. Шустрые, до невозможности дикие, лисята не подпускали к себе.

3. С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность.

4. Звон колокола, чистый, нежный, доносится до нас.

5. Вместе свалились обманутые снежным пухом в глубокую яму.

Ответ: 1, 5.

ТЕСТ № 4. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

2. Черные, похожие на горы вздымаются вокруг корабля валы.

3. С утра зарядил дождь, мелкий, но злой и холодный.

4. Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

5. Шлюпка медленно плыла у подножия возносившейся в небо скалы.

Ответ: 2, 4.

ТЕСТ № 5. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Из-за хребта грузно поднимались взбудораженные ветром тучи.

2. Сокрытое неприступными берегами горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным.

3. Лес стоит над потускневшими снегами, весь обновленный в хвойном бархате.

4. Взволнованный переживаниями дня, я долго не спал.

5. Мир солнечный, пахучий окружал нас.

Ответ: 3.

ТЕСТ № 6. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Лицо его имело выражение, довольно приятное, но плутовское.

2. Мечтой то грустной, то прелестной, его встревожен поздний сон.

3. Голубые, лиловые, розоватые, лежат на снегу тени.

4. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный туннель.

5. Дождь, до этого лишь приятно освежавший, усиливается.

Ответ: 1, 2.

ТЕСТ № 7. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Город задыхался от неслыханно буйно цветущей акации.

2. В лесу было черно и пестро, в овраге шумит вода, и над ней припекаемый солнцем выкинул орешник золотые сережки.

3. Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и местами залитую водой, и пошел дальше.

4. Кукушки нежный плач в глуши лесной звучит мольбой тоскующей и странной.

5. Уже поздно ночью усталого, разбуженного, укладывала меня мать.

Ответ: 2, 3, 5.

ТЕСТ № 8. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Невидимая, посреди реки плывет лодка.

2. Открыв глаза, я увидел легкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, (не)покрытый попонами и белую лежанку*.

3. Ослепленный мраком, старик долго молчал, тревожно прислушиваясь к лесному шуму.

4. Хрустит снежок, морозный, жесткий.

5. Осенний день, ясный и чистый, клонился к вечеру.

Ответ: 2.

ТЕСТ № 9. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Раздосадованный и огорченный, я вышел на улицу.

2. Море, взволнованное бурей, не умолкало.

3. Погруженный в темноту полярной ночи великолепным электрическим ожерельем блистал город.

4. Ночь, темная, беспросветная, окружала нас.

5. Проснулся он, бодрый, отдохнувший.

Ответ: 3, 5.

ТЕСТ № 10. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обособить.

1. В черном полушубке, с засученными рукавами, в валенках и шапке она похожа на маленького мужичка.

2. Между тем показался третий овраг пошире и поглубже первого.

3. Второй мальчик и постарше и повыше ростом стоял рядом.

4. Серые, задумчивые они смотрели на все окружающее удивительно ласково.

5. Комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину дома.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

ТЕСТ № 11. Укажите номера предложений, в которых в указанных местах нужна запятая.

1. Дорога припыленная на взгорьях__ и прохладная в низинах часто поворачивала то вправо, то влево.

2. Я вижу траву скошенную, но еще не высохшую__ и старый наш дом.

3. Снежок выпавший ночью__ и тающий у нас на глазах делает склон еще более скользким.

4. На этой улице были дома крытые черепицей__ и выложенные плиткой тротуары.

5. Проснулся он на рассвете бодрый и__ очарованный вышел на улицу.

Ответ: 4, 5.

ТЕСТ № 12. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Суп, сваренный в тайге из кусочков мяса, картошки и одной луковицы – объедение.

2. Сестра и Наташа, приехавшая с ней, студентки политехнического института.

3. Леса, расположенные по обоим берегам реки, – охотничьи угодья.

4. Живописные долины, горные склоны покрытые буковыми лесами, – типичные картины Прикарпатья.

5. Телеги с медленно поворачивающимися колесами, лошади, афишные тумбы, прохожие скапливающиеся у магазинов, все это мелькало и проносилось мимо.

Ответ: 1, 4, 5.

ТЕСТ № 13. Укажите номера предложений, в которых в указанных местах нужно поставить запятую.

1. Все__ сказанное отцом было для меня важно.

2. Подавленный тоской, подгоняемый ветром__ я бессильно брел по улицам.

3. И текла вдоль по коре смола__ прозрачнее стекла.

4. Сажусь на берегу и__ думы полный гляжу на голубые волны.

5. Нагретая солнцем__ пашня щедро отдавала тепло.

Ответ: 2, 3, 4, (5).

ТЕСТ № 14. Укажите номера предложений, в которых в указанном месте нужно поставить запятую.

1. Всегда уравновешенный и терпеливый__ капитан становился беспощадным, когда узнавал о потерях.

2. Мне навстречу__ омытые утренней прохладой__ неслись звуки колокола.

3. Никто не знал, где Дима: обиженный отцом__ хлопнул дверью и ушел в ночь.

4. Он стоял__ ошарашенный этим предложением.

5. Вернер – человек__ замечательный по многим причинам.

Ответ: (1), 2, 3.

ТЕСТ № 15. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Уставшие до предела альпинисты не могли продолжать восхождение.

2. Все, давно забытое, вспомнилось вдруг удивительно отчетливо.

3. Наташа не заметила моих мучений, потому что гордая своим успехом за весь вечер ни разу не повернула головы в мою сторону.

4. Дождь шуршал по вишеннику, обвевал только что развернувшиеся листья.

5. Приподнимаюсь, еще сонный, и вижу: отец дома.

Ответ: (1), 2, 3.

ТЕСТ № 16. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Вы выбрали судью, довольно строгого.

2. Собака лаяла беспрерывно и злющая от голода готова была броситься на прохожего.

3. Сторож, красный от выпитого вина, преградил нам путь.

4. Низенький и худощавый, он обладал страшною силой в руках.

5. Как я люблю это пространство, всегда спокойное и величавое!

Ответ: 1, 2.

ТЕСТ № 17. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Деление рассматривается как действие, обратное умножению.

2. Молнии, исполосовавшие небо, освещали кустарники.

3. Он вселился в квартиру полностью обставленную.

4. Пушкин написал роман, замечательный во всех отношениях.

5. Сестра больше похожая на мать к тридцати годам располнела.

Ответ: (3), 5.

В ответах в скобки взяты номера вариативной постановки запятой. – Ред.)


* Лежанка – небольшая печка (северо-запад России).

Л.Ю. ОХЛОПКОВА,
г.  Дубна,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru