Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

5-й класс

Методические рекомендации
к изучению темы «Имя существительное»

С использованием методики развивающего обучения
на основе учебного комплекса под редакцией
Бабайцевой  В.В.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

(Могут использоваться учителем как для коллективной, групповой, так и для индивидуальной работы.)

Тема: «Понятие о существительном».

Задания на группировку

Распределите слова по тематическим группам.

Определите общее значение сгруппированных слов и запишите обобщающее слово.

Лиственница, восьмерка, крестьянство, фламинго, лягушонок, вестибюль, аквалангист, аристократия, парашют, сотня, орешник, гепард, стюардесса, известь, гололедица, тушь, ураган, бунт, композитор, единица, дрожжи, распутица, честность, перемирие, жар, чернота, зевота, блокада, высь, косьба.

Упражнение № 870 (учебник «Практика» под ред. Бабайцевой В.В.)

Сгруппируйте данные в упражнении слова.

Какие способы группировки можно предложить?

Лингвистический эксперимент

Сочинение-миниатюра

Напишите рассказ «Как я готовился к...», где вместо имен существительных поставьте многоточие. Прочитайте свой рассказ друзьям, одноклассникам. Понятно ли им содержание вашего рассказа? Объясните почему.

Задание на ассоциации

Что представляете себе, когда слышите слово Родина?

Нарисуйте словесную картину «Родина моя» («Моя малая родина»). Назовите имена существительные.

Постановка проблемного вопроса при анализе текста

Запись текста на доске:

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопрос кто? и что?, именами существительными.

Существительные – звучит серьезно. Недаром писатель М.Алексеев озаглавил одну из своих повестей «Хлеб – имя существительное». Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная1.

Ученикам предлагается задание:

Как вы понимаете значение слова существенная? Почему имена существительные получили такое название?

Определите тему и идею текста.

Сопоставьте слова существенное и существительное. Постарайтесь выявить значение имени существительного в русском языке.

Тема: «Имена существительные
собственные и нарицательные».

Задание на сравнение, сопоставление

Прочитайте краткий словарик имен, составленный по книге Л.Щетинина. Найдите в нем свое имя и имена своих товарищей.

Сопоставьте значения женских и мужских имен: какие качества люди хотят видеть в женщине, а какие – в мужчине?

Александр – «защитник людей»
Алексей – «защитник, помощник»
Анатолий – «восточный человек»
Андрей – «мужественный, сильный»
Вадим – «забияка»
Валентин – «сильный, крепкий»
Валерий – «здоровый, бодрый»
Виктор – «победитель»
Дмитрий – «обрабатывающий землю»
Евгений – «благородный»
Иван – «Божья благодать»
Илья – «Божья сила»
Петр – «камень»
Сергей – «высокочтимый»
Юрий – «земледелец»

Анна – «благодать»
Галина – «кротость»
Екатерина – «чистая, непорочная»
Елена – «светлая»
Зинаида – «божественная»
Зоя – «жизнь»
Ирина – «мир, мирная»
Лариса – «чайка»
Людмила – «милая людям»
Марина – «морская»
Мария – «госпожа»
Наталья – «утешение»
Нина – «маленькая девочка»
Софья – «мудрость»
Юрий – «земледелец»

Вариант исследовательской работы

Напишите сочинение на тему «Твоя фамилия» или «Мое письмо путешествует».

Узнайте, что обозначает ваша фамилия.

Постановка проблемного вопроса

Каких существительных в русском языке больше: собственных или нарицательных? Докажите.

Тема: «Имена существительные
одушевленные и неодушевленные».

Лингвистический эксперимент

Одушевленными или неодушевленными являются слова:

Мертвец, труп, леший, ведьма, туз, кукла, народ, покойник.

Задание на группировку

Сгруппируйте существительные из приведенного текста (части текста):

Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега еще нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел.

Раньше серого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустами сквозит. Всем как бельмо на глазу!

В ельник забрался – синицы увидели. Окружили и давай пищать:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди лиса услышит.

Заковылял заяц в осинник. Только под осинкой лег – сороки увидели. Как затрещат:

– Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди волк услышит.

Замелькал заяц в густель. Там елку вихрь повалил. Легла елка вершиной на пень. Как шалашиком, пень накрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. «Вот, – думает, – теперь от всех спрятался!»

Шел по лесу охотник. Заглянул – заяц! Да так близко – ружьем ткнуть можно. Заяц шасть прямо на охотника!

(По Н.Сладкову)

Задание на сравнение

Прочитайте текст.

Какой вопрос надо задать к выделенным существительным? Почему?

А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?».
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!».
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?».

(К.Чуковский)

Задание на развитие
ассоциативного мышления и группировку

Некоторые имена существительные, употребляясь в переносном значении, превращаются в образы-символы.

Предлагается игра: один произносит слово, а другой подбирает к нему синонимический оборот, например.

Сгруппируйте существительные. Какие способы группировки можно предложить?

Березка – стройная девушка, черепаха – медлительный человек, заяц – ..., медведь – …, лиса – ..., слон – ..., волк – ..., петух, – ..., пень – ..., роза – ..., дубина – ... .

Задание на исключение лишнего

Исключите лишние слова.

1. Бабочка, судак, тюльпан.

2. Дерево, кукла, девочка.

3. Насекомое, животное, расписание.

4. Самолет, машина, летчик.

5. Соловей, песня, певец.

Тема: «Род, число, склонение имен существительных».

Задания на группировку

Упражнение № 884, 890, 901, 889 (учебник «Практика» под ред. В.В. Бабайцевой). Сгруппируйте данные в упражнении слова.

Какие способы группировки можно предложить?

Дополнительные задания к упр. 889.

Какое слово может быть лишним?

Ответ: путешествие – ср. р.; абажур – начало на гласную букву.

Исключите слова по цепочке.

Обоснуйте свои суждения.

Абажур (...) – магнитофон (...) – профессия (...) – ? (...)

Сгруппируйте слова по определенному признаку.

Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

Прочитайте слова, распределите их на три равные группы.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Сгруппируйте слова по определенному признаку.

Предложите несколько вариантов группировки.

Сон, ложь, семейство, правда, плод, лечение, луч, мышь, копье, лед, книга, жилье, дом, языкознание, тень, фантазия, средство, язык, имение, род, лань, стиль, грамматика, влияние.

Определите род существительных.

Согласуйте с ними прилагательные.

Сгруппируйте образовавшиеся словосочетания.

Шампунь, модный; тюль, прозрачный; молодежь, современный; полынь, душистый; кофе, черный; рубеж, последний; бандероль, заказной; патруль, ночной; вермишель, пшеничный; янтарь, крупный; оттепель, весенний.

Задания на исключение лишнего

Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово.

Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединил, какао, школа.

По какому признаку сгруппированы данные ниже слова?

Чем определяется последовательность их перечисления?

Какие существительные и по какому признаку являются лишними в приведенном ряду слов.

Бедняга, белоручка, грязнуля, егоза, забияка, задира, зубрила, копуша, лежебока, невежа, невежда, недоучка, непоседа, неряха, обжора, плакса, подлиза, попрошайка, проныра, простофиля, разиня, растяпа, рева, сирота, скряга, сластена, соня, сорвиголова, тараторка, торопыга, тупица, умница, ханжа, чистюля, юла, ябеда.

Найдите четвертое лишнее.

1) Астра, флокс, гладиолус, василек.

2) «Жигули», «Запорожец», «Волга», Камаз.

3) Каша, папа, небо, земля.

4) Стол, стул, семья, трио.

Задания по аналогии

Дополните начатые цепочки по 4, 5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно.

Запишите слова, выделяя окончания.

Лесников, грибников, ... (цветников, сорняков, ...)

Вокзалы, салюты, ... (лопаты, костюмы, ...)

Объяснение, объединение, ... (объявления, ...)

Из данных слов составьте смысловые пирамиды по образцу:

Растения
Деревья, кустарники.
Орех, береза, малина, смородина.

Животные

...

Органы

...

В английском языке нет родовых различий имен существительных. Однако английские слова, попадая в наш язык, получают соответствующий род. На примере слов митинг, трамвай, автобус, яхта объясните, по какому признаку они распределились по родам в русском языке.

Подумайте, почему французские имена существительные мужского рода пальто, лото в русском языке стали существительными среднего рода.

Задания на сравнение

Сравните склонение следующих существительных.

Сделайте вывод.

Башня, тихоня, время, лошадь.

Дополнительные проблемные вопросы. Это интересно.

Задавали ли вы себе такой вопрос: почему иногда в одном и том же склонении и падеже у разных слов бывают разные окончания? Например, п.п., 2-е скл. – в столе, в лесу.

А почему третье склонение состоит из имен существительных разных родов: женского (тетрадь, ночь), среднего (дитя) и слов на -мя (стремя), одного слова мужского рода (путь)?

Как слово путь попало в 3-е склонение?

Справка для учителя

Оказывается, подобные слова мужского рода (конь, огонь, гвоздь, ...) входили в 3-е склонение, но потом все они стали изменяться по 2-му склонению. Все, кроме слова путь.

Одни слова ушли из 3-го склонения, а другие пришли. Например, раньше было 4-е склонение, в соответствии с которым изменялись слова среднего рода на -мя, при склонении этих слов происходило (и происходит) наращивание основы (пламя – пламени – пламенем). Но в окончаниях они отличаются от существительных 3-го склонения только в творительном падеже: временем (как конем) – сравните с ночью.

Наращивание основы происходит еще у двух слов 3-го склонения: мать (матери) и дочь (дочери), а также у слова дитя (дитяти).

Такие переходы слов и изменения их окончаний при склонении происходят в языке постоянно. Кто же переводит слова из склонения в склонение? Мы с вами. Так, когда-то было шесть склонений существительных, потом стало четыре, а теперь – три...

Прочитайте два разных перевода стихотворения великого немецкого поэта Генриха Гейне «Сосна». Сравните эти переводы.

Какую роль в них играет род существительных, которые называют действующих лиц?

На севере диком стоит одиноко
.....На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
.....Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой
.....– В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
.....Прекрасная пальма растет.

(М.Лермонтов)

На севере мрачном, на дикой скале
.....Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
.....И сон его буря лелеет.

Про юную пальму снится ему,
.....Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одинока...

(Ф.Тютчев)

Проблемные вопросы

Есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные – и с мягким знаком на конце.

Кто больше назовет таких слов?

В каком склонении существительных больше всего слов?

Почему?

Можно ли предположить, какое склонение существительных самое маленькое по количеству слов, к нему относящиxся?

Почему?

Тема: «Разносклоняемые существительные».

Лингвистическая задача

Почему существительное путь тоже относится к разносклоняемым?

Карточка № 1

1. Просклоняйте любое существительное на -мя.

2. Просклоняйте существительное путь.

3. Сделайте выводы, определив принадлежность существительного путь к разносклоняемым.

Задание на группировку

Какими способами можно сгруппировать словосочетания?

В пламени костра, шагать к станции, из маленького семени, заронить семечко добра, отдыхать на взморье, время от времени, быть на лекции, тернистый путь, прикоснуться к стремени, гордиться именем.

Способы группировки:

• фразеологические обороты и простые словосочетания;

• по строению словосочетаний;

• группа с разносклоняемыми существительными, группа со склоняемыми существительными.

Дополнительное задание:

Выпишите словосочетания с разносклоняемыми существительными, ориентируясь на порядок следования падежей этих существительных.

Творческое задание

Составьте связный текст, используя в нем как можно больше разносклоняемых существительных.

Лингвистический эксперимент

1. Сравните склонения следующих существительных:

Башня, время, лошадь.

2. Сделайте вывод: к какому склонению относится существительное среднего рода на -мя?

Примечание. Данное задание можно использовать на этапе изучения нового материала.

Тема: «Неизменяемые существительные».

Задание на группировку

Улыбнемся?

Какое языковое явление обыгрывается в шуточном стихотворении В.Савицкого?

На какие четыре группы можно распределить неизменяемые слова, которые встречаются в тексте?

– Ура, ура!

– Ура, ура!

Вчера

Я видел кенгура!

– Не кенгура, а кенгуру.

– А как кричать тогда:

«Уру!»?

– Кричи «Ура!» про кенгуру.

– Которых видел я вчеру?

– Которых видел ты вчера.

– Ура, ура!

– Ура, ура!

Еще там были кенгурята.

Про них-то как кричать: «Уря!» – да?

Сгруппируйте данные существительные.

Сколько способов группировки можно предложить?

Кенгуру, шимпанзе, леди, шоссе, портье, радио, атташе, какаду, маэстро, кафе.

Сгруппируйте данные существительные.

Упражнение 960 (учебник «Практика» под ред. В.В. Бабайцевой).

Сгруппируйте данные в упражнении слова.

Какие способы группировки можно предложить?

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Подберите синонимы с не к данным словам.

Запишите их.

Сомнение (неуверенность)

Болезнь(нездоровье)

Ложь(неправда)

Беда(несчастье)

Противник(недруг)

Возмущение(негодование)

Глупость(нелепость)

Слякоть(ненастье)

Как можно сгруппировать слова с не?

Задание на ассоциации по аналогии

Придумайте такую рифму с существительным, чтобы это тоже были существительные, пишущиеся слитно с не.

Ненастье – ...

Нечестность – ...

Неспокойствие – ...

Непослушание – ...

Сочините с этими рифмами четверостишия.

Сравните с теми, что сочинил ваш сосед. У кого интереснее получилось?

Тема: «Образование имен существительных
при помощи сложения»

Задание на группировку

Упражнение 972 (учебник «Практика» под ред. В.В. Бабайцевой).

Сгруппируйте данные в упражнении слова.

Какие способы группировки можно предложить?

Сгруппируйте сложносокращенные слова по признаку склоняемости – несклоняемости:

Вуз, зарплата, МГУ, универмаг, НИИ, колхоз, медсестра, СМУ, АСУ.

Задание по аналогии

«Спрятанное слово».

В этой записи зашифрованы сложные слова. Расшифруйте и напишите эти слова, указывая их морфемный состав.

Можно ли по данным словообразовательным моделям образовать по нескольку слов? Если можно, то запишите все слова, которые вы вспомнили.


1 Русский язык в школе. № 5, 1987. С. 32.

Л.А. ЖУКОВА,
г.  Ноябрьск,
Тюменская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru