Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"


Нарушевич Андрей Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея. Автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык». Победитель финального тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной речи» для работников учреждений высшего профессионального образования РФ (Белгород, 2006).
C 2002 г. участвует в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, является экспертом по проверке задания С1 (сочинения).

 

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.
18 Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
19 Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 1.
20 Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.
21 Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты.
22 Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.
24 Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
   Итоговая работа.

ЛЕКЦИЯ № 7. Работа с текстом

Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные трудности
анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.

На экзамене учащиеся работают с тремя текстами: два из них включены в задания ЕГЭ, третий – это текст сочинения.

Работа с текстом проверяет следующие умения:

• умение использовать основные приемы информационной переработки текста;

• умение выявлять средства связи предложений в тексте;

• умение определять функциональный стиль и тип текста;

• умение выявлять выразительные средства текста.

Можно предложить три содержательных блока для организации повторения:

I. Текст и его строение.

II. Функциональные стили и типы текста.

III. Выразительные средства текста.

 

I. Текст и его строение

1.1. Текст (от лат. textusткань, связь, соединение) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.

Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например:

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал – ни дед Митрий, ни лесничий. (К.Паустовский).

В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).

1.2. Смысловые отношения между предложениями текста

Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например:

Чаще всего подарки посылались им [Чеховым] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, – новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину – карту Забайкалья; Максиму Горькому – карманные часы (К.Чуковский) – первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).

1.3. Средства связи между предложениями текста

Выделяются следующие средства связи между предложениями текста:

1. Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.).

2. Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.

3. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п.

6. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.

Нахождению средств связи посвящено отдельное задание, например: Среди предложений … найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что в разряде личных местоимений связующую функцию обычно выполняют местоимения третьего лица (он, она, оно, они). Личное местоимение заменяет какое-либо существительное (или словосочетание) из предыдущего предложения: И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (А.Куприн)

В то же время личное местоимение может быть связано с существительным из данного (а не предыдущего) предложения: Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной (В.Белов) – личное местоимение его не является средством связи с предыдущим предложением.

Местоимение это может заменять собой не одно слово, а все предыдущее предложение: Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. Меньше всего имели право на это царствующие особы.… (В.Тендряков)

Среди противительных союзов, связывающих предложения текста, наибольшую трудность представляет союз же, поскольку он находится не в начале, а в середине предложения: Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич (Ф.Искандер), ср.: А меня поражал…...

1.4. Виды связи между предложениями в тексте

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи:

• параллельная;

• цепная.

При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Например:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. (К.Паустовский)

В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Цепная связь – это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например:

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. (К.Паустовский)

Цепная связь Параллельная связь
1. Повтор ключевого слова.
2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.
3. Повтор того или иного члена предложения.
4. Семантические и ассоциативные связи.
1. Одинаковый порядок слов.
2. Одинаковые грамматические формы слов.
3. Анафоры.
4. Риторические вопросы.
5. Вводные слова и наречия места, времени.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю.Трифонов)

Ответ: (2).

2. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А.Куприн)

Ответ: (3).

3. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова.

(1) В ряде случаев обнаружение иностранного слова затрудняется тем, что оно принимает русское обличье. (2) Это происходит нередко вследствие того, что непонятное слово осмысляется по созвучию с русским. (3) Некоторые слои русского населения любят такие переосмысления. (4) Иногда это происходит в порядке шутки, каламбура, в особенности с иностранными фамилиями. (5) Так, известный генерал Барклай де Толли, командовавший русскими войсками при наступлении Наполеона на Москву в 1812 г., был прозван Болтай да и только в связи с его тактикой отступления и уклонения от решительного боя. (Б.Казанский)

Ответ: (3).

4. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза.

(1) Один из мужчин заявил, что зрение его жены становится непостижимо острым, когда ему надо что-то спрятать, но если необходимо загнать машину в гараж задним ходом, то она почему-то становится близорукой. (2) Оценка расстояния между бампером машины и стенкой гаража в процессе движения относится к области пространственной ориентации, которая у большинства женщин развита слабо. (3) Хранительница гнезда, обеспечивающая выживание семьи, не может быть другой. (4) Она должна замечать незначительные изменения в поведении своих детей, которые могут сигнализировать о боли, голоде, ранении, агрессии или депрессии. (5) Мужчины же, добытчики, никогда не задерживались в пещере столь долго, чтобы научиться бессловесной сигнализации или альтернативным способам межличностного общения. (М.Пшеничнов)

Ответ: (5).

5. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим с помощью соединительного союза.

(1) Читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (8) Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. (А.Чехов)

Ответ: (6).

II. Функциональные стили
и типы текста

2.1. В зависимости от содержания традиционно выделяются следующие основные смысловые (функциональные) типы текстов:

описание;

повествование;

рассуждение.

Описание – это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления.

По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Пример текста-описания:

Весна в Фиальте облачна и скучна. Все мокро: пегие стволы платанов, можжевельник, ограды, гравий. Далеко, в бледном просвете, в неровной раме синеватых домов, с трудом поднявшихся с колен и ощупью ищущих опоры (кладбищенский кипарис тянется за ними), расплывчато очерченная гора св. Георгия менее чем когда-либо похожа на цветные снимки с нее, которые тут же туриста ожидают (с тысяча девятьсот десятого года примерно, судя по шляпам дам и молодости извозчиков), теснясь в застывшей карусели своей, стойки между оскалом камня в аметистовых кристаллах и морским рококо раковин. Ветра нет, воздух тепл, отдает гарью. Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково. (В.Набоков)

В приведенном отрывке логически выделяются слова, называющие качества, признаки: облачна и скучна, мокро, похожа на цветные снимки, в аметистовых кристаллах; тепл; тускло-оливково. Глаголы не выражают активного действия, чаще это причастия, имеющие значения признака.

Описание может основываться и на использовании глаголов, однако эти глаголы, как правило, обозначают действия, наблюдаемые со стороны, действия, характеризующие лицо или предмет. Например:

Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трех сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Черное море. (Н.Гоголь)

Повествование – это смысловой тип речи, в котором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.

Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

1) экспозицию – обстановку, предшествующую действию;

2) завязку – начало развития действия;

3) развитие действия;

4) развязку – окончание действия.

Пример текста-повествования:

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. (Н.Гоголь)

Рассуждение – это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

1) тезис – мысль, нуждающаяся в доказательстве;

2) аргументы – факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

3) вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

Пример текста-рассуждения:

Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» (и все романы), не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать (специалисты и подсчитали), сколько лет в общей сложности провел русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно...… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. <...…> Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного Бежина луга? Ведь и Гоголь живал в Риме и писал там «Мертвые души».

Трагедия писателя начинается тогда, когда он перестает ощущать свою аудиторию, когда слово его не находит отклика, а уходит как в вату. Между прочим, такая беда может приключиться с писателем, сиди он хоть в самой середине своей страны, достаточно ему yтратить духовную связь с читателем, а еще громче говоря — с народом.

Тургенев этой связи никогда, ни на одно мгновение не терял. (В.Солоухин)

Наиболее часты ошибки при анализе текста-рассуждения. Следует подчеркнуть, что рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяснение, размышление. Как отмечает Н.А. Сенина, в рассуждении «говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)»1 (см. таблицу внизу).

Описание Повествование Рассуждение
Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.

Преобладают простые предложения

Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

Используются наречия места и времени.

Используются все типы предложений

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения

В пределах конкретного текста могут сочетаться различные функциональные типы. Так, в художественных текстах повествование обычно сопровождается описанием, а в публицистических – рассуждением. Например:

В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» (К.Чуковский) – повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).

Система функциональных стилей современного русского языка может быть представлена в таблице на стр. 20).

УПРАЖНЕНИЯ

Определите функциональный стиль и тип текста.

1. Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налилась, в низах перекликаются коростели, в овсах и ржах то и дело щелкают перепела, соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печет. По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением. (Л.Толстой)

Ответ: художественный, описание.

2. Носитель полнофункционального типа умеет строить монологическую речь, сохраняя логическую нить повествования или рассуждения. Характер применяемых для этого текстовых скреп во многом зависит от функциональной разновидности текста (дискурса), но, как правило, разнообразие используемых для этого слов и целесообразное их употребление – тоже характерная черта носителя полнофункционального типа. В письменной речи это еще и творческое, всегда целесообразное использование абзацного выделения мыслей (абзацного членения). И письменный, и устные дискурсы носителей полнофункционального типа речевой культуры отличаются не только богатством лексики, интонаций и других языковых средств, но и – это самое главное – творческим началом, нештампованностью речи. (О.Сиротинина)

Ответ: научный, описание.

3. Выборы. Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации (РФ), федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями гражданского лица (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Ответ: официально-деловой, описание.

4. Вот еще из впечатлений было что… Когда я первый раз с медведем… Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать, значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение – как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!

Ответ: разговорный, повествование.

5. Сколько чуши в последние годы подается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским телепередачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. «Воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителей», «родители абсолютно беспомощны, педагогически безграмотны», «матери не умеют любить своих детей, мы должны их этому учить…» Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя. (И.Медведева)

Ответ: публицистический, рассуждение.

III. Выразительные средства текста

Задание, посвященное средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведенного списка.

Естественно, ученикам должны быть знакомы определения и примеры основных выразительных языковых средств. Учителю можно порекомендовать следующие пособия, в которых достаточно полно описаны стилистические ресурсы русского языка: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век, 2002; Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Астрель, 2000; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 1998; и др.

Проанализируем типичные трудности работы со средствами выразительности текста.

Тропы или стилистические фигуры?

Лексические средства, или тропы (в ед. ч. троп) (от гр. tropos – «поворот»), – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Синтаксические средства, или стилистические фигуры, – необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксическим средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, градацию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответную форму изложения и др.

Таким образом, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как ___, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах, эпитетах и т.п.

Когда не узнают сравнение

Как уже было сказано, сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых случаях выявление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов)стоит как столб.

Напомним, что сравнение может быть также выражено:

2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола (К.Паустовский) – сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (Н.Гаршин)сравнительное придаточное;

3) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н.Заболоцкий)

Эпитет или метафора?

Надо признать, что между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике можно встретить термин метафорический эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным: седой туман, бездонное небо, ядовитое воспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры, росток сомнения, догорает заря, люди переступают через совесть и т.п.

Особая разновидность этого тропа – развернутая метафора – представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас…... (С.Бэлза)

Эпитет или олицетворение?

Поскольку олицетворение – это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно… непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К.Паустовский)

Вопросно-ответная форма изложения
или риторический вопрос?

Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос, не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигуры речи. Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана.

Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.

Что такое парцелляция?

Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д.Гранин)компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

ТЕСТ

1. Назовите выделенное средство выразительности.

Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В.Харченко)

2. Назовите выделенное средство выразительности.

Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3. Назовите выделенное средство выразительности.

При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи...… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф.Достоевский)

4. Назовите средство выразительности, которое использовано в предложении.

Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

5. Назовите выделенное средство выразительности.

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А.Солженицын)

6. Назовите выделенное средство выразительности.

Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачев)

7. Назовите выделенное средство выразительности.

Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее [родной земли] и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8. Назовите выделенное средство выразительности.

Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К.Чуковский)

9. Назовите выделенное средство выразительности.

Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)

10. Назовите выделенное средство выразительности.

Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

11. Назовите выделенное средство выразительности.

Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.

12. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. (Ф.Кривин)

14. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

15. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин)

Ключ к тесту

1 2 3 4 5
Ответ метафора метонимия градация сравнение эпитет
6 7 8 9 10
Ответ риторич. вопрос антитеза метонимия эпифора риторич. восклицание
11 12 13 14 15
Ответ гипербола синтаксич. параллелизм олицетворение метонимия оксюморон

 

Оценка Количество
правильно выполненных заданий
5 (отлично) 13–15
4 (хорошо) 10–12
3 (удовлетворительно) 7–9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Каковы основные средства связи между предложениями текста?

2. Назовите основные признаки описания, повествования, рассуждения.

3. Составьте список средств выразительности, которые необходимо повторить с учащимися.

Литература

1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004.

2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001.

3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.


* Существует большое количество определений текста. Данное определение достаточно для выполнения практических заданий, предлагаемых частью С.

1 Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006. С. 141.

2 Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. С 139.

Рейтинг@Mail.ru