Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2007

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

11-й класс

Тренировка на уроке

При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. За 40 минут урока, конечно, невозможно прорешать весь экзаменационный вариант, поэтому я разработала небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания по орфографии, пунктуации, микротексту, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Много времени, как правило, такие тесты не занимают, зато позволяют на каждом уроке проверять знания и «набивать руку».

Тест I

А1. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) Сошью;

2) прелестный;

3) елка;

4) сбить.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) Бутики;

2) жалюзи;

3) кухонный;

4) ржаветь.

А3. В каком предложении вместо слова интеллигентный нужно употребить интеллигентский?

1) Сапожников – интеллигентный, доброжелательный человек и проектирует такие же ландшафты.

2) И пассажиры понимали: вот едет рядом с ними интеллигентный пассажир, интересный мужчина.

3) Понятно, что интеллигентный комплекс вины за произошедшее, выливавшийся два года назад в страдания на тему «Кто потерял Россию?», не мог стать притягательным для широкой публики.

4) И Митрофану Васильевичу представился целый ряд ужасных возможностей: он человек интеллигентный, любит науки и искусства, бывает в театре, на всяких собраниях и лекциях, три раза был в университете на защите магистерской диссертации – и везде он может встретиться с девушкой!

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Солнечный Сочи;

2) более высшая форма (тоталитаризма);

3) трое юношей;

4) у четырехсот пятидесяти человек.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Занимаясь изучением языков,

1) у меня обнаружились способности.

2) мама записала меня на курсы.

3) поможет словарь.

4) нужно пользоваться словарем.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Мастер погибает, одержав поражение.

2) Убедившись, что понять этого он не может, Сергей заскучал.

3) Конечно, отдыхая на опушке, грибов не наберешь.

4) Директор оценил важность поставленной проблемы.

А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Густой смешанный лес, через который мы пробирались, мгновенно озарился зловещим светом.

2) Вряд ли знает грозу человек, который не встречался с ней в лесу.

3) Туча, которая медленно надвигалась от самого горизонта, неожиданно оказалась над нами.

4) Молнии, которые не переставали все время сверкать, только ослепляли путников.

Тест II

А1. В каком слове количество звуков и букв не совпадает?

1) Льется;

2) зима;

3) подъем;

4) сбит.

А2. В каком слове под ударением звук [о]?

1) Бытие;

2) опека;

3) истекший (год);

4) никчемный.

А3. В каком предложении вместо слова нестерпимый нужно употребить нетерпимый?

1) Потом остановка, потом снова тихо; громче и громче, и опять нестерпимый, оглушительный звон.

2) В конце восьмидесятых годов отмеченный автором парадокс превратился в какой-то нестерпимый гротеск, немыслимый абсурд.

3) С утра раскаленное солнце начинало свою опустошительную работу, медленно плыло в белесом, выцветшем небе, излучая нестерпимый зной.

4) Наш сосед – страшный зануда и нестерпимый брюзга.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Одно евро;

2) много апельсинов;

3) наиболее трудный;

4) лягте на кровать.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь калькулятором,

1) расчет производится точно.

2) нам удается не ошибаться.

3) не остается сомнений в правильности расчета.

4) можно быстро получить ответ.

А6. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Живет на черте бедности.

2) Все возвращается на свой круг.

3) Ребятам предложили снять картины с обеих стен.

4) Он умолчал неприятное известие от матери.

А7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Сельское хозяйство, которое можно рассматривать как продукт насилия человека над природой, приводит к разрушению биологических систем.

2) Среди существующих технологий есть технологии, которые оказывают положительное воздействие на окружающую среду.

3) Шахматы – игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал очаровательной бесцельностью.

4) В приемной сидело несколько журналистов, которых пригласили на встречу с редактором.

Тест III

Прочитайте текст и выполните задания 1–7.

(1)… (2) Теперь необходимо было подтвердить влияние магнитных явлений на электрические. (3) Эту задачу блистательно решил Майкл Фарадей. (4) Опираясь на опыты своих предшественников и опираясь на несколько собственных, к 1812 году Фарадей напечатал «Историю успехов электромагнетизма». (5) …В это время он составил вполне правильные понятия о сущности явления отклонения магнитной стрелки под действием тока.

1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) После открытий Эрстеда и Ампера стало ясно, что электричество обладает магнитной силой.

2) Эрстед и Ампер занимались вопросами влияния магнетизма на электричество.

3) Эрстед и Ампер вместе и отдельно сделали несколько открытий.

4) Занимаясь вопросами магнетизма, Эрстед и Ампер сделали важные открытия.

2. Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении (5) текста?

1) Уже;

2) поэтому;

3) таким образом;

4) однако.

3. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений текста?

1) Необходимо было;

2) Майкл Фарадей решил;

3) Фарадей напечатал;

4) он составил.

4. Укажите верную характеристику предложения (4).

1) Сложноподчиненное;

2) простое с однородными обособленными обстоятельствами;

3) сложное с сочинением и подчинением;

4) простое с обособленным обстоятельством.

5. Укажите в тексте односоставное предложение.

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

6. В каком предложении есть неопределенное наречие?

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

7. В каком предложении есть указательное местоимение?

1) 2; 2) 3; 3) 3, 5; 4) 5.

Тест IV

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

У горстки людей, оторва(1)ых от всего родного, было такое чувство, что они неизвестно когда снова увидят рубле(2)ые, давно не краше(3)ые дома, которые аккуратно расставле(4)ы по улице.

1) 1, 2, 3, 4;

2) 2, 4;

3) 4;

4) 2.

А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) Произр_стать, пром_кать, озн_комление;

2) подозр_вать, скл_няемый, предр_кать;

3) эт_лон, засв_стеть, зав_хрение;

4) отм_чать, зам_нированный, пол_нялый.

А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр_смыкаться, пр_ходящий (успех), пр_следовать (цель);

2) п_едестал, дет_ясли, ш_ют;

3) дез_нфекция, с_мпровизировать, об_ндеветь;

4) в_бить, _бить, ра_дача.

А4. В каком ряду в слове на месте пропуска пишется буква е?

1) Этот птенец скоро вылет_т из гнезда.

2) Выпрыгн_те из поезда на ходу!

3) Эти мысли его сильно тревож_ли.

4) Она никогда ни от кого не завис_ла.

А5. В каком варианте ответа указано слово (слова) с пропущенной буквой и?

а) Ландыш_вый;

б) усидч_вый;

в) затм_вать;

г) черешн_вый.

1) а, б, в, г; 2) б, в; 3) а, б; 4) б.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?

Природа (н_)дала (1) ему (н_)какой (2) резкой черты, (н_)дурной (3), (н_)хорошей (4).

1) 1, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3.

А7. В каких предложениях все выделенные слова пишутся слитно?

1) (Не)дуг стал (по)немногу отступать.

2) Николаю все (не)удавалось, и (не)ловко было приступать к разговору.

3) И Касьян приходил в смятение, (по)чему ему так (не)приятно и тягостно.

4) Я ему (ни)чего (не)скажу. Я его (не)встревожу (ни)чем.

А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?

1) Бился как рыба об лед, (не)доедал, (не)досыпал.

2) Требуется (не)перечисление фактов, а их анализ.

3) Многие рукописи (не)расшифрованы.

4) Есть на земле люди, вообще (не)знающие, что такое снег.

Тест V

А1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Случайно броше(1)ый мяч ударился о краше(2)ую стену и угодил в соломе(3)ый абажур лимо(4)ого цвета.

1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2; 4) 2, 4.

А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Нав_вать сны, пог_релец, р_ликтовый;

2) р_сточек, проскл_нять, обл_ко;

3) выч_тать, ув_зать, скр_петь;

4) прим_рять (соперников), г_рчица, н_гой.

А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Не_тмеченный, н_зрел, з_щищенный;

2) не_добровать, во_славить, ра_дача;

3) пр_держать, пр_оритет, пр_шить;

4) под_тожить, супер_стория, сверх_дейный.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква я?

1) Лепеч_щий, чу_щий;

2) жал_щий, во_щий;

3) кол_щий, шепч_щий;

4) езд_щий, вер_щий.

А5. В каком варианте ответа верно указаны все слова с пропущенной буквой и?

а) Нул_вой;

б) доверч_вый;

в) завистл_вый;

г) оранж_вый.

1) а, б, в, г; 2) а, б; 3) а; 4) б, в.

А6. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?

Я (н_)мог (1) (н_)сколько (2) раз (н_)улыбнуться (3), хотя (н_)понял (4) (н_)слова (5) из этого странного письма.

1) 1, 2, 3, 4, 5;

2) 5;

3) 2, 5;

4) 3, 5.

А7. В каком ряду все три слова пишутся через дефис?

1) (Матч)турнир, (пол)стола, (темно)кожий;

2) (норд)ост, (бутылочно)зеленый, (по)медвежьи;

3) (ну)ка послужи, (в)натяжку, (серо)зеленый;

4) (по)английски, (бал)маскарад, (живо)родящий.

А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?

1) Этот бережок (не)низок, а высок.

2) Вовсе (не)приятно об этом говорить.

3) В комнате было (не)убрано.

4) (Не)досмотрим – точно потеряем.

Тест VI

А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

В зеркальных стеклах качались сосны_ и плыли грузные серые облака.

1) Простое предложение с однородными членами предложения, перед союзом и нужна запятая.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая (общий второстепенный член предложения).

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами предложения, перед союзом и не нужна запятая.

А2. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?

Людские голоса (1) сначала заглушив собой шум поезда (2) быстро пропали (3) и уже издалека долетел до Аночки рокот колес (4) учащаясь (5) и затихая.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 3, 4; 4) 3, 4.

А3. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?

Зато такой инструмент (1) во-первых (2) красивее (3) а (4) во-вторых (5) отлично сбалансирован и подходит для исполнения виртуозных ударов.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 3; 3) 1, 2, 3, 5; 4) 3, 5.

А4. Укажите номер предложения, в котором необходимо поставить одну запятую.

1) Но это был не городской да и не сельский звук.

2) Только песни я любил да товарищей.

3) Не ведаю я ни ветра ни холода ни зноя.

4) Ветер да дождь не сделали прогулку приятней.

А5. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Подходим ближе: стая морских птиц колыхается на волнах.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой.

А6. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?

Теперь (1) мы можем сказать (2) что в России сказки Андерсена (3) которые (4) Добролюбов называл рассказами (5) уже более столетия наводят на размышления (6) взрослых и детей.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 2, 3, 4, 5; 3) 2, 3, 5; 4) 2, 3, 5, 6.

А7. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?

И сам бродяга вынужден был признать (1) что пробираться без дорог вслепую (2) не зная точно (3) где находишься (4) и (5) куда идешь (6) становится все труднее.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 2, 3, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 6; 4) 1, 2, 6.

Ответы

Тест I: Тест II:
А1 – 1;
А2 – 2;
А3 – 3;
А4 – 2;.
А5 – 4;
А6 – 1;
А7 – 1.
А1 – 1;
А2 – 4;
А3 – 4;
А4 – 1;
А5 – 4;
А6 – 3;
А7 – 1.

Тест III:

1 – 1; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 3; 7 – 3.

Тест IV:

1 – 2; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 1, 3; 8 – 1.

Тест V: Тест VI:
А1 – 3;
А2 – 4;
А3 – 3;
А4 – 4;
А5 – 4;
А6 – 2;
А7 – 2;
А8 – 4.
А1 – 2;
А2 – 2;
А3 – 3;
А4 – 1;
А5 – 2;
А6 – 3;
А7 – 2.

Е.В. ДАВЫДОВА,
школа № 10,
г.  Сочи;

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru