Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2007

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

 

Словесники об экзамене
по русскому языку в 9-м класcе

Редакция решила соединить в одном материале отзывы о новой форме аттестации в
9-м классе, полученные от сочинских учителей и от их коллег из других регионов.
Мнения, кажется, совпадают.

Подготовка к ЕГЭ проходила трудно. Ребята не могут выразить правильно свою мысль, не говорю об ошибках, т.к. 90% учащихся не русские, хотя и ребята из русских семей пишут и говорят с ошибками.

Подготовка трудна тем, что мы до конца не знали, какой окончательный вид (бланк задания) будет на ЕМЭ.

Мы писали пробный экзамен. Из 27 учащихся 25 написали на «2».

Масса текста в изложении и сочинении, и сделать не более 5 ошибок в них нереально для среднестатистического троечника.

Тексты для чтения и анализа трудно воспринимаются современными школьниками.

Написать сочинение на тему «Что такое интеллигентность?». Тема вводит детей в ступор.

Есть ведь отличные тексты, легкие для восприятия.

При проверке экзаменационных работ в 9-м классе возникли разногласия: правильно ли написано сочинение-рассуждение? Одни доказывали, что достаточно, чтобы аргументы были из литературных источников или из жизненного опыта. Другие утверждали, что доказательства должны быть из предложенных текстов, и если нет опоры на текст, то выставляется 0 баллов.

Проверять экзаменационные работы по большому количеству критериев достаточно тяжело.

Я не сталкивалась с ЕМЭ, но я считаю, что такая форма экзамена для учащихся 9-х классов сложна, не все могут справиться с заданием. Я за старую форму экзамена. Если в классе большая часть учеников – армяне, которые дома говорят только на своем языке, как эти дети смогут написать ЕМЭ? Мне кажется, им легче будет написать изложение, и учителю проще с такой работой.

Своих детей к ЕМЭ я готовлю только в этом году. Считаю этот экзамен сложным. В нашей сельской школе дети читают очень мало. Думаю, что на выпускных экзаменах и в 9-м, и в 11-м классе должны быть варианты для детей, имеющих проблемы со здоровьем, неразвитых по медицинским или социальным показателям, необучаемых. Пусть будет экзамен в форме диктанта, изложения, сочинения – выпускник выберет сам, но право поступления в вуз имеет только тот, кто сдал ЕГЭ.

Та же схема и в 9-м классе. Не все способны сделать за 4 часа три вида работы – сочинение, изложение, тест. Проверяем 9-й класс – работы правим синей пастой, так как ошибок – море. Но дело не в них даже. Речь не развита. Дети не умеют размышлять над проблемой, высказывать свое мнение. Нельзя уравнивать всех детей.

Сборник Рыбченковой давно устарел. Навяз в зубах.

Меня тревожит и трехбалльная система оценивания в школе. Оценка «1» не разрешена, не узаконена. «2» мы не ставим («Не хотите проблем? Не ставьте! Будете доказывать, чем занимались в четверти, в году; почему все-таки выходит «2»? – такая установка). Остается «3», «4», «5». С «5» – понятно. «4» и «3» – тому, кто недоучил, и тому, кто больше не может. «3» – тому, кто не тянет дальше, и тому, кому «нельзя» ставить «2».

ЕГЭ сдавал очень слабый класс с низкой мотивацией к обучению. Результаты: «4» 23, «3» – 9. Хорошо? Да! Но...

Учащиеся умудрились списать друг у друга сочинения, но переделывая предложения и сохраняя смысл текста. Получились разные работы. Очень жаль, что мало творческих детей.

Трудность в сопоставлении двух текстов. Трудность в определении основной мысли. Трудность в изложении собственной позиции.

Учащимся сложно сравнивать тексты, выражая при этом свое мнение. Думаю, более удачна была мысль писать изложение с элементами сочинения; при этом задание для сочинения должно быть четко сформулировано.

При современных средствах связи экзамен как в 9-м, так и в 11-м классе становится фикцией. Сюжет. Мальчик пришел на ЕМЭ по русскому языку в 9-м классе. В руке зажат мобильный телефон. Попробуете отыскать? Не имеете права. Отберете? А он скажет, что у него нет телефона.

Наушник мальчик вставляет в ухо. Диктует сестре, «сидящей» на другом конце провода, тест (или устный билет, как на экзамене по литературе; это только в фильме про Шурика смешно: «Билет номер девять, прием!». Сейчас это реальность).

Другая ситуация: девочка во время экзамена просится в туалет, дескать, у нее болит живот. Выходит вместе с телефоном и черновиком. Кто-то (скажем, ее репетитор) надиктовывает ей все, что нужно, вплоть до сочинения. Я уже не говорю о телефонах с встроенной орфографией.

Учителя-предметники обложены во время экзаменов десятком телефонов. «Смольный на проводе». Ведь их дети сдают ЕГЭ! Никакой честности в современных экзаменах нет. Это государственные деньги; это утопия, которой лет через десять точно не будет.

Идейные вдохновители ЕГЭ ничего, кроме презрения, не вызывают. Что они вещают с экрана телевизора? О каком непредвзятом подходе говорят?

Рейтинг@Mail.ru