Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Как отграничить односоставные предложения
от внешне сходных конструкций

Трудным грамматическим вопросом для анализа в школе является разграничение односоставных предложений и внешне похожих на них конструкций – двусоставных неполных предложений, обращений и именительного представления.

Сначала отработаем навыки определения типов односоставных предложений. Они различаются прежде всего грамматической формой, то есть способом выражения главного члена, а также грамматическим значением. Следовательно, сначала надо определить способ выражения главного члена, а затем – грамматическое значение предложения.

Например, определенно-личные предложения имеют главный член сказуемое, выраженное глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед. или множ. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения, а также глаголом в форме 2-го лица ед. или множ. числа повелительного наклонения. Личные окончания данных глагольных форм указывают на определенное лицо (я, мы, ты, вы), то есть грамматическое значение определенно-личных предложений – отношение к определенному лицу.

Как различить полные и неполные предложения? Надо ориентироваться на то, что неполнота – это структурное понятие. Основной особенностью неполных предложений является наличие незамещенных синтаксических позиций. Так, во второй части предложения Я иду на футбол, ты в театр есть незамещенная синтаксическая позиция сказуемого, о чем говорит обстоятельство в театр, входящее в состав сказуемого. Значит, второе предложение в нашем примере неполное двусоставное. Подчеркнем, что отсутствие второго главного члена в односоставных предложениях не является признаком неполноты, так как в структуре односоставных предложений для второго главного члена нет синтаксической позиции.

Односоставные предложения являются неполными в тех случаях, когда имеют незамещенные синтаксические позиции единственного главного члена или какого-либо обязательного второстепенного члена, на что указывают те или иные сигналы. Приведем пример:

– Куда идешь?

– На футбол.

Во втором предложении диалога есть лишь обстоятельство – показатель незамещенной синтаксической позиции сказуемого, которая может быть замещена глаголом иду (см. предыдущий пример). Глагол в форме 1-го лица ед. числа настоящего времени изъявительного наклонения может быть главным членом односоставного определенно-личного предложения, о грамматическом значении которого мы уже знаем: отношение к определенному лицу. Следовательно, предложение На футбол – односоставное определенно-личное, неполное.

Еще пример:

– Идешь на футбол?

– Иду.

Второе предложение из этого диалога также односоставное, определенно-личное, неполное. Почему односоставное определенно-личное, уже выяснили. Почему неполное? Потому что сказуемое выражено глаголом движения, всегда требующим обстоятельства со значением направления движения (идти – куда?). В анализируемом предложении синтаксическая позиция обстоятельства есть, но она не замещена.

С назывными, или номинативными, предложениями сходны по форме обращения и именительный темы: их форма – именительный падеж имени существительного. Различаются они следующими признаками:

1) грамматическое значение назывных предложений – утверждение бытия, существования явления, предмета. Обращения же называют лицо, предмет, к которым обращаются с речью. А именительный темы называет тему последующего сообщения;

2) обращения отличаются от именительного темы. С обращениями в последующем контексте «соотносятся» личные местоимения второго лица ты, вы или/и употребляются глаголы в форме второго лица. Именительный же темы в последующем контексте «подхватывается» личным местоимением 3-го лица, указательным местоимением или сочетанием существительного с местоимением; глагол употребляется также в форме 3-го лица. Ср.: 1) Музыка, ты облагораживаешь человека (музыка – обращение); 2) Музыка, она облагораживает человека; 3) Музыка, это искусство облагораживает человека (музыка – именительный темы).

Обратим внимание на то, что тип конструкций нельзя определять по знакам препинания. И обращение, и именительный темы нередко отделяются от последующего контекста одинаковыми знаками: запятой, как в приведенных выше примерах (1–3), восклицательным знаком, ср.: Музыка! Ты облагораживаешь человека и Музыка! Она облагораживает человека; Музыка! Это искусство облагораживает человека. Они могут отделяться от последующего контекста различными знаками: так, после именительного темы часто ставят многоточие, что нехарактерно для обращения: Музыка... Она облагораживает человека.

Предлагаем дидактический материал для работы по данной проблеме. В текстах упражнений встречаются как простые, так и сложные предложения. В последнем случае необходимо анализировать каждую часть сложного предложения…

Задание 1. Найдите односоставные предложения. К каким типам относятся другие предложения? Ответ аргументируйте.

1) Они много читают, потому что знают: чтение – лучшее учение. 2) Давно считают, что чтение – лучшее учение. 3) Давно считается, что чтение – лучшее учение. 4) Всем известно, что чтение – лучшее учение.

Задание 2. Выпишите односоставные предложения. Определите их грамматическую форму и грамматическое значение. Назовите их типы.

Весна. Солнышко. Птички поют.

Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой – сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошел. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.

Смотрю – машина стоит, шофер что-то в машине смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я... я не умею.

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошел...

Эх, чем бы заняться?.. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно...

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов, пять экскаваторов землю роют... Зачерпывают ковшами землю и в сторону сыплют. Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

– В ковш хочешь попасть?

Я обиделся:

– Зачем мне ковш? Я в кабину хочу. На экскаваторе покатайте меня.

– Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают.

Я говорю:

– Я тоже хочу на нем работать.

(В.Голявкин)

Задание 3. Найдите и выпишите неполные предложения. Какими по грамматическому составу являются другие предложения с одним главным членом? Ответ аргументируйте.

Приезжаем на аэродром. Нас шефы-летчики пригласили.

Весь класс наш в один самолет уместился. Хочешь – сиди, хочешь – стой. Валерка петь стал. Только когда загудел самолет, он почему-то вдруг перестал петь.

– Летим уже? – спрашивает.

Вдруг выходит к нам летчик. Улыбается, спрашивает:

– Ну как?

Валерка как заорет:

– Ой, идите за руль! Самолет упадет! И заплакал.

Летчик смеется:

– Не беспокойся. Там ведь еще летчик есть.

(В.Голявкин)

Задание 4. Сколько типов односоставных предложений в данном упражнении? Назовите их.

1) Только уважая учителя, можешь сам стать учителем. 2) Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (Пословица) 3) Когда вы глядите на цветок в природе, то думаете: не может такого живого прекрасного цветка создать человек.

Задание 5. Определите функцию инфинитива в следующих предложениях. Какие это предложения по грамматическому составу и по наличию – отсутствию незамещенных синтаксических позиций?

1) И я перед сном забыл песню спеть. (В.Голявкин) 2) Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить. (В.Голявкин) 3) Иду в школу учиться. 4) Стремление учиться похвально.

Задание 6. Выпишите последовательно предложения в зависимости от синтаксической функции именительного падежа существительного: а) подлежащее или сказуемое двусоставного неполного предложения; б) главный член назывного предложения; в) именительный темы; г) обращение.

1) Ярмарка! В Симбирске ярмарка! (Е.Евтушенко) 2) Лето... Оно дарит каникулы, отдых на море. 3) Лето, ты даришь каникулы, отдых на море. 4) Лето – это каникулы. 5) Лето. Каникулы. Отдых на море.

Задание 7. Охарактеризуйте по грамматическому составу каждое предложение из рассказа В.Голявкина «Как я помогал маме мыть пол». Выпишите неполные предложения.

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, – говорит, – у тебя...»

Посмотрим, как не получится!

...Опрокинул я ведро и пролил всю воду. Так гораздо удобней мыть пол. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще одно ведро на пол вылить. Вылил еще ведро – вот теперь красота! Тру тряпкой, тру – ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился. Тут мама в комнату входит.

– Что такое, – кричит, – почему вода?

– Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.

– Какой насос?

– Чтобы воду качать...

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И воды на полу не стало.

Все оказалось так просто. Как я до этого не додумался! А мама мне говорит:

– Ничего. Ты мне все же помог.

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru