Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Изложение о Царскосельском лицее

Цели урока: формирование навыков культуры речи, проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Задача: закрепить и повторить полученные знания по теме «Суффиксы причастий».

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. 19 октября 2007 года исполнилось 196 лет со дня открытия Царскосельского лицея – привилегированного учебного заведения для мальчиков из дворянских семей. Сегодня вы познакомитесь с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят в учебное заведение, в котором они проживут шесть лет.

После знакомства с темой и целями урока учитель читает текст изложения.

ПРИЕЗД В ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Подробное изложение

И вот с утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. Казалось, хозяин принимает гостей. Со стуком подъезжали кареты, из которых степенно выходили подростки-мальчики в сопровождении родных. Но лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. Они приехали не в гости. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. Возможно, его дядя Василий Львович. А может быть, старинный друг семьи Пушкиных, добрейший Александр Иванович Тургенев, благодаря влиянию которого и удалось поместить двенадцатилетнего Александра во вновь открываемое учебное заведение.

Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. Было ему уже за сорок. Его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. Держался он скромно, просто, приветливо. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их ободрить, успокоить, рассеять.

«Новобранцы» прибывали по одному. Отобедали тут же, у директора. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и памятуя пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».

Родные уехали, и воспитанники остались одни с гувернерами и инспектором.

После вечернего чая всех повели переодеваться. В несколько минут мальчики преобразились. Сброшены неказистые домашние курточки, панталоны, башмаки. На каждом синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.

Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. Одни уже воображали себя министрами, другие сенаторами, третьи просто наслаждались своим парадным видом. Довольны были все.

(233 слова)
(М.Басина)

2. Беседа по услышанному тексту.

О чем рассказывает автор?

В какое учебное заведение прибыли мальчики-подростки?

Что вам известно о Царскосельском лицее?

Объясните лексическое значение существительного новобранцы.

Подберите синонимы к прилагательному неказистые.

Постарайтесь раскрыть значение существительных гувернер, инспектор; сенатор. (Можно воспользоваться словарем.)

Все фамилии и имена-отчества выпишите на доске.

3. Повторение темы «Написание суффиксов причастий».

Перед повторным прослушиванием текста ученики получают задание выписать из него словосочетания с причастиями, указать разряд, время причастий, выделить в них суффиксы, графически объяснить их написание (вновь открываемое учебное заведение; в душе привезенных к нему мальчиков; сброшены неказистые курточки; блестящими гладкими пуговицами).

4. Составление плана изложения.

План

1. Оживление возле директорского дома.

2. Неизвестно, кто привез Александра Пушкина.

3. Василий Федорович Малиновский.

4. «Долгие проводы – лишние слезы».

5. Быстрое преображение «новобранцев».

5. Написание изложения.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru