Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Тренировочные и контрольные работы
в 6–9-х классах

Экзамен в 9-м классе состоит из трех частей.

Первая часть – это изложение по одному из фрагментов текста из «Сборника текстов…» Л.М. Рыбченковой.

Вторая часть состоит из тестирования по четырем вопросам, касающимся общей мысли, объединяющей два текста. (Второй текст, в отличие от первого, неизвестен ученикам, он выдается только на экзамене.)

Третья часть экзамена – это создание учеником своего текста на основе текста из «Сборника текстов…» и нового текста, объединенных общей темой, идеей. Сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) пишут девятиклассники, подготовку же к этому экзамену, по мнению автора публикуемого материала, можно начать уже с 6-го класса.

В.И. Крылова предлагает нашим читателям разработку 2-й и 3-й части экзамена для проведения тренировочных занятий или контрольных работ с учениками 6–9-х классов.

6-й класс

ВАРИАНТ № 1

Контрольная работа

Задание 1. Напишите изложение по прочитанному учителем тексту.

Легенда

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин. Однажды пароход заночевал из-за тумана близ острова Самоа. Толпа веселых подвыпивших матросов съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом стоны и оханье. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе срывать и листочка.

Веселые моряки не погибли. Они вернулись на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда не улыбались.

(152 слова)
(По В.Вересаеву)

Задание 2. Ответьте на вопросы словами да или нет.

1. Тема данного текста – поведение людей в лесу?

2. Текст написан научным стилем?

3. Тип речи текста – описание?

4. Автор написал этот текст для того, чтобы осудить поведение моряков?

5. Согласны ли вы, что эта легенда имеет отношение к нашему времени?

6. Во втором абзаце есть средства художественной выразительности: сравнения, метафоры?

Задание 3. Напишите, какие мысли о нашей современной жизни вызывает у вас эта легенда (50–70 слов).

ВАРИАНТ № 2

Контрольная работа

Задание 1. Напишите изложение по прочитанному учителем тексту и озаглавьте его.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Кот так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все: рыбу, мясо, хлеб и сметану. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями, их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы поймать рыжего кота. Деревенские мальчишки рассказали нам, что однажды на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями, на нем было десять жирных окуней.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздернуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу, кот уронил колбасу, а потом с ужасающим воем сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Под домом был единственный узкий лаз, выхода оттуда не было. Мы закрыли лаз старой рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил, а противно выл до самой ночи. Мы не могли спать, тогда мы вызвали ловкого и бесстрашного деревенского мальчика Леньку.

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые рассмотрели его как следует.

Рассмотрев кота, мы задумчиво спросили:

– Что же нам с ним делать?

– Выдрать! – сказал я.

– Не поможет, – ответил Ленька...

(283 слова)
(По К.Паустовскому)

Задание 2. Продолжите рассказ о дальнейшей судьбе кота (около 50 слов).

Задание 3. Ответьте на вопросы словами да и нет.

1. Тема данного текста – о воровских проделках кота?

2. Текст написан научным стилем?

3. Тип речи текста – повествование?

4. Автор написал этот текст, чтобы показать отношения между людьми и котом (животными)?

5. Согласны ли вы с тем, что животных (кошек) нужно наказывать?

 

7-й класс

 

ВАРИАНТ 1

Контрольная работа

Задание 1. Напишите изложение по прочитанному учителем тексту.

Новогоднее происшествие
(Рассказ молодой учительницы)

Со своим пятым классом мы решили провести чаепитие по поводу встречи Нового года. В назначенный день я с детьми и родителями хлопотала в кабинете, накрывала столы, заканчивали последние приготовления. Все были веселы, нарядны, у детей прекрасное настроение. Дети в новогодних костюмах весело носились друг за другом, визжа от восторга. Сама я тоже постаралась выглядеть понаряднее в этот день. На мне была очень красивая шелковая блузка, ослепительно-белая, волосы были украшены серебряным дождиком, на ногах туфли на высоких каблуках.

Все было уже почти готово. Я вышла из кабинета, чтобы принести призы. Возвращаясь, я предвкушала новый взрыв восторга при виде большого пакета с игрушками и яркими книжками. И действительно некоторые дети выбежали в коридор и, увидев меня, радостно запрыгали, облепили меня, с нетерпением разглядывая большой пакет с призами, приставая ко мне с расспросами. И вот мы у дверей класса. Дети, посторонившись, пропускают меня вперед с моей ношей, и вдруг на меня обрушивается целый поток холодной воды. Оказывается, за дверью спрятался мальчик с бутылкой воды в руках, поджидая обидчика, который обрызгал его. Но вместо долгожданного обидчика вошла я, и Сережа машинально выплеснул воду на меня. На мгновение воцарилась тишина. Сережа смотрел на меня глазами Зайца из мультфильма «Ну, погоди!», когда к нему приближается Волк. Все дети притихли и испуганно взирали на нас обоих. В первый момент я стояла как оглушенная. Моя нарядная блузка вся вымокла и прилипла к телу.

В следующую минуту я уже оценила ситуацию. Что же делать?

(220 слов)

Задание 2. Напишите продолжение рассказа о том, как поступила учительница в данной ситуации (50–70 слов).

Задание 3. Ответьте на вопросы словами да или нет.

1. В заголовке текста выражена главная мысль текста?

2. Текст написан художественным стилем?

3. Тип речи текста – описание?

4. Ваше изложение состоит из четырех абзацев?

5. Учительница написала этот текст, для того чтобы показать, какие бывают безответственные дети?

6. В тексте есть средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры?

ВАРИАНТ № 2

Контрольная работа

Задание 1. Напишите изложение по прочитанному учителем тексту.

Случай с Диккенсом

Желтые облака над Феодосией. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчики сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма – идет теплоход из Одессы. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду – ему скучно. Рядом с рыбаком сидит мальчик и читает книгу.

«Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга», – хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит: «Вот это завинчено, убей меня Бог!».

Мальчик ждет. Рыбак читает уже полчаса. Облака переместились на небе, мальчики уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. «Дядя, – шепотом говорит мальчик, – мне надо домой». – «До мамы? – не глядя на него, спрашивает рыбак. – Успеешь до мамы», – сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать.

Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый сторож с пристани кричит ему: «Петя, чего ты мучаешь ребенка? Отдай книгу, имей каплю совести».

Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет и говорит с сердцем: «На, собственник, базарная душа, подавись той книгой!». Мальчик хватает книгу и бежит по раскаленному портовому спуску.

– Что это была за книга? – спрашивает сторож у рыбака.

– Да Диккенс, – говорит он с досадой. – Такой прилипчивы й писатель – как смола!

(231 слово)
(По К.Паустовскому)

Задание 2. Напишите, какое представление можно составить из этого рассказа о рыбаке как о человеке и о Диккенсе как о писателе. (Около 50 слов.)

Задание 3. Ответьте на вопросы словами да или нет.

1. В заголовке текста выражена главная мысль текста?

2. Текст написан публицистическим стилем?

3. Тип речи текста – рассуждение?

4. Ваше изложение состоит из четырех абзацев?

5. К.Паустовский написал этот текст, для того чтобы читатели увлеклись Диккенсом?

6. В тексте есть средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры?

8-й класс

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ЧАСТЬ С

ВАРИАНТ № 1

К тексту Солоухина: вариант № 52 по
«Сборнику текстов» Л.М. Рыбченковой

Задание. Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) В истории человеческого общества издревле проявляется некий внутренний конфликт; удовлетворение надобностей насущных и первоочередных зачастую противоречило потребностям высшего порядка, не носящим характер повседневности. (2) И всего ощутимее это противоречие обнаруживалось в отношениях между человеком и природой. (3) Увлеченные заботами повседневного бытия, мы представляем порой, что черпать из мира природы можно сколько угодно и когда угодно. (4) Однако иллюзорность представления о неиссякаемости ресурсов природы в последнее время становится все более очевидной.

(5) Возьмем озеро Иссык-Куль. (6) Его называют голубой жемчужиной, имея в виду прежде всего внешние, видимые глазу качества, красоту и чистоту воды. (7) Но ведь есть у жемчуга и другая ипостась – он хрупок и, расколотый, раздавленный, уже не представляет никакой ценности. (8) Хрупка, нежна и, как оказалось, уязвима жемчужина Иссык-Куля. (9) Озеро все сжимается и сжимается. (10) Только за последнее десятилетие уровень воды в нем понизился на несколько метров. (11) При мысли об озере рождается ощущение горечи и тревоги: почти на месяц короче станет купальный сезон, лечебные грязи обречены на гибель, высохнет кольцо облепихи и эфедры, обрамляющее озеро, утратят смысл пляжи, здравницы. (12) Возникновение дефицита воды в озере объясняется тем, что влага рек и речек, впадающих в Иссык-Куль, не достигает водоема, вода выбирается на орошение полей. (13) И получается, что человек не против озера, а против самого себя.

(14) Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только, «потребителем» природы, но ее покровителем, ее сотворцом.

(По Чингизу Айтматову)

Задания 1–4. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Судьба озера Иссык-Куль должна стать своего рода образцом правильных отношений природы и человека.

2) Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только потребителем природы, но и ее покровителем, ее сотворцом.

3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

4) Все сказанное приводит к одному: разрушается природа – разрушается человек. (В.Распутин)

Задание 2. Какое значение имеет слово жемчужина в прочитанном тексте?

1) Никем не изученный.

2) Необычный, диковинный.

3) Искусственный.

4) Отдельное зерно жемчуга.

Задание 3. В каком предложении есть слово, обозначающее ошибочное, не соответствующее действительности представление о чем-либо?

1) 2;

2) 7;

3) 4;

4) 13.

Задание 4. Какие средства выразительности не использованы в предложении 11?

1) Олицетворение;

2) антонимы;

3) синонимы;

4) эпитеты.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

ВАРИАНТ № 2

К тексту Троепольского: вариант № 63 по
«Сборнику текстов» Л.М. Рыбченковой

Задание. Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. (2) Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

(3) – Ты что, одурел? – крикнул ветеринар...

(4) – А вы не лайтесь, это заяц особенный... Его дед прислал, велел лечить.

(5) – От чего лечить-то?

(6) – Лапы у него пожженные.

(7) Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

(8) – Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

(9) Ваня ничего не ответил, вышел в сени и заплакал.

(10) Плачущего мальчика увидела жалостливая бабка Анисья и, выяснив причину его слез, посоветовала отнести зайца в город к Карлу Петровичу.

(11) Ваня с дедом отправились в город. От аптекаря они узнали, где найти Карла Петровича, детского врача.

(12) Когда они пришли к Карлу Петровичу, то состоялся такой разговор:

(13) – Я не ветеринар. Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

(14) – Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела не подсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!

(15) Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца.

(16) Зайца вылечили.

(17) Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой.

(18) Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. (19) Но дед не сдавался. (20) Под диктовку Ваня написал профессору письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин».

(21) Так и остался жить у деда заяц.

(По К.Паустовскому)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

2) В жизни можно встретить больше добрых людей, чем равнодушных.

3) Наша жизнь во многом зависит от хорошего отношения к животному и растительному миру.

4) Человек сильнее и умнее животных, поэтому он должен проявлять милосердное отношение к ним.

Задание 2. В каких предложениях есть просторечные слова?

1) 3;

2) 13;

3) 4;

4) 18.

Задание 3. В каких предложениях есть многозначные слова?

1) 6;

2) 9;

3) 13;

4) 20.

Задание 4. В каком предложении есть прямая речь?

1) 8;

2) 12;

3) 15;

4) 20.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты.

ВАРИАНТ № 3

К тексту Носова: вариант № 69 по
«Сборнику текстов» Л.М. Рыбченковой

Задание. Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Война... (2) Нет в России, пожалуй, ни одной семьи, которой не коснулось бы это страшное слово. (3) Нет ни одного дома, где бы не была оплакана потеря близких, родных людей, отдавших свою жизнь во имя спасения Отечества. (4) И наш интерес к таким семьям не должен угасать, поэтому ребята нашей школы вместе с руководителем музея, учителем истории Христенко Людмилой Михайловной, провели поисковую операцию «Орден в моем доме». 5. И сегодня у нас в зале школы праздник – «Мы – “Наследники Победы”». (6) С одной стороны круглого стола – поисковая группа, с другой – приглашенные гости и учащиеся нашей школы. (7) Во время этого круглого стола мы услышали много рассказов о найденных семейных реликвиях. (8) Ордена и медали, награды...

(9) У Глазатовой Ани (8-й «А») прадедушка – панфиловец Вихрев, Герой Советского Союза.

(10) У Бессоновой Евгении (8-й «Б») прадедушка Горовец А.К – летчик, погиб на Курской дуге, Герой Советского Союза.

(11) У Машкариной Элины (8-й «А») прадедушка – танкист, погиб, освобождая Крым, Герой Советского Союза.

(12) У Хромова Миши (7-й «Б») прадедушка – военврач, хирург госпиталя.

(13) У Епифанцевой Дарьи (10-й «Б») прадедушка ковал победу в тылу, работая на заводе.

(14) У Точилова Евгения (10-й «А») целая военная династия: прадед, дед, отец. (15) Много интересного услышали мы на празднике, всего не перескажешь.

(16) Ушла в историю Великая Отечественная война, но остались воспоминания живых участников войны и рассказы детей о них.

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Память – одно из важнейших свойств человеческого бытия.

2) Праздник Победы над фашизмом – одно из самых ярких воспоминаний о войне.

3) Память – это важнейший творческий процесс, благодаря которому прошедшее входит в настоящее, будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. (Д.Лихачев)

4) Ушла в историю Великая Отечественная война, но остались воспоминания живых участников войны и рассказы о ней.

Задание 2. В каком из нижеуказанных предложений есть слово, обозначающее вещь, хранимую как память о прошлом и являющуюся предметом поклонения, почитания?

1) 4;

2) 5;

3) 7;

4) 14.

Задание 3. В каком предложении есть многозначное слово?

1) 14

2) 4;

3) 10;

4) 15.

Задание 4. Какие средства художественной выразительности не использованы в предложении 14?

1) Метафоры;

2) сравнения;

3) эпитеты;

4) антонимы.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

9-й класс

ВАРИАНТ № 1

К тексту Носова: вариант № 69 по
«Сборнику текстов» Л.М. Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Шел человек с войны. (2) Шел темной осенней ночью от железнодорожной станции, куда привез его санитарный поезд.

(3) Три года не был он дома. (4) Пропавший без вести, контуженный, искалеченный, торопился он теперь домой. (5) По родной улице он уже бежал, как вдруг кто-то сильный, лохматый кинулся на него в темноте, сбил с ног. (6) «Волк», – ужаснулся он в темноте, инстинктивно закрывая рукой горло. (7) Но «волк» завизжал радостно, облизал ему лицо, руку шершавым языком.

(8) И человек сел прямо на дорогу, схватил лохматую морду, прижал ее к себе и зашептал сквозь слезы: «Найда, собачка родная. Узнала меня?». (9) И собака притихла, только сердце ее колотилось так громко, что готово было выскочить наружу.

(10) Она пересекала улицу, когда в нос ей ударил запах, от которого она остановилась. (11) Этот запах был особенный, ни на какой другой не похожий – это был запах хозяина. (12) Никогда в жизни она не бегала так быстро, боясь, что след пропадет, исчезнет, как три года назад. (13) Она ничего не видела перед собой, кроме хромающей впереди фигуры в шинели с вещмешком за плечами...

(14) Радость собаки была настолько велика, что она чуть не сбивала его с ног, бросаясь на грудь, громко лаяла... (15) Собака неистовствовала.

(16) Стукнул засов, показалась хозяйка дома, узнав мужа, она вскрикнула и протянула к нему руки...

(17) А Найда прыгала вокруг обнявшихся людей с радостным лаем. (18) Этот лай разбудил соседей, они спешно одевались, торопясь прикоснуться к чужому счастью, поплакать о погибших, вспомнить страшные дни и еще раз услышать, что эти черные дни не вернутся.

(По Вл. Свинцову)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Память – одно из важнейших свойств человеческого бытия.

2) Память – это важнейший творческий процесс, благодаря которому прошедшее входит в настоящее, будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

(По Д.Лихачеву)

3) Праздник Победы над фашизмом – одно из важных воспоминаний о войне?

4) Маки – это пламя вечного огня в честь погибших на фронте?

Задание 2. В каком предложении текста Свинцова есть инверсия?

1) 1;

2) 7;

3) 10;

4) 18.

Задание 3. Какие средства выразительности использованы в предложении 9?

1) Олицетворение;

2) сравнение;

3) метафора;

4) эпитет.

Задание 4. Какое значение имеет слово неистовствовала в тексте Свинцова (предложение 15)?

1) Неимоверно трудное состояние.

2) Крайне возбужденное душевное состояние.

3) Неистощимо изобретательное состояние.

4) Неисправимо шаловливое состояние.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

ВАРИАНТ № 2

К тексту Балязина: вариант № 47 по
«Сборнику текстов» Л.М.  Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Кажется, сама судьба готовила Денису Давыдову военное поприще. (2) Он происходил из древней дворянской фамилии: предки его, бояре Давыдовы, служили у русских царей стольниками и воеводами, дослуживались до бригадирских или генеральских чинов.

(3) В ближайшем родстве состояли будущие герои Отечественной войны 1812 года: генерал Н.Н. Раевский и генерал А.П. Ермолов. (4) Отец его служил под начальством Суворова, командовал полком. (5) Село Бородино принадлежало отцу Дениса Давыдова.

(6) Сначала Денис Давыдов служил в гвардии, затем в гусарском полку. (7) В 1812 году накануне Бородинского сражения он подал генералу Багратиону план способов партизанских военных действий – и получил под свое начальство небольшой конный отряд (50 гусар и 80 казаков), который начал активно действовать после отступления русской армии и взятия французами Москвы. (8) Историю своих подвигов он потом изложил в дневнике и своих стихах.

(9) Замечательны результаты его партизанских подвигов. (10) Так, в октябре 1812 года его «летучий отряд» взял в плен 3560 рядовых и 43 офицера французской армии. (11) К ноябрю 1812 года «летучий отряд» вырос со 130 до 1000 человек. (12) В стычках с неприятельскими отрядами и транспортами гусары-партизаны демонстрировали чудеса храбрости и изобретательности, отбивая у французов фуры с военными припасами и продовольствием, нападая на шайки мародеров, освобождая отряды русских пленных, которые потом пополняли «летучий отряд».

(13) Вместе с русской армией Давыдов дошел до Парижа. (14) В 1814 г. ему было присвоено звание генерал-майора. (15) Позже он принимал участие в русско-персидской войне, в польской войне. (16) В 1819 г. Давыдов женился на дочери генерала, у них было 6 сыновей, 3 дочери. (17) В последние 20 лет, выйдя в отставку, он жил в своем имении до 1839 года, писал стихи и прозу о войне 1812 года. (18) Это был бой за правдивую память.

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прослушанный и прочитанный тексты?

1) Это и был подлинный патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты. (Балязин)

2) «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно». (Кутузов)

3) История сохранила имена героев Отечественной войны 1812 г., среди них офицеры и генералы, солдаты и унтер-офицеры.

4) Российская армия, сплотившая в своих рядах русских, украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединенных сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству, победила наполеоновское войско, собранное со всей Европы.

Задание 2. Какое определение синонимично слову поприще в данном тексте?

1) Место для бега, борьбы и других состязаний.

2) Место, где что-либо происходит, совершается.

3) Область, сфера деятельности, род занятий.

4) Период человеческой деятельности, жизни. а также сама деятельность.

Задание 3. «Летучий отряд» – в данном тексте – это:

1) фразеологизм;

2) словосочетание, употребленное в переносном смысле;

3) метафора;

4) сравнение.

Задание 4. В каком предложении есть архаизм?

1) 1;

2) 2;

3) 7;

4) 12.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

Продолжение следует

В.И. КРЫЛОВА,
г.Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru