Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

9 класс

Окончание. Начало см. № 3/2008

Тренировочные и контрольные работы
в 6–9-х классах

 

ВАРИАНТ № 3

К тексту Н.В. Гоголя: вариант № 26
«Сборника текстов» Л.М. Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Поговорим о музыке.

(2) Она делится на народную и профессиональную. (3) Последняя бывает классической (вокальной и инструментальной), сюда можно отнести и духовную классическую музыку; и эстрадную – легкую, развлекательную. (4) В настоящее время широкое распространение получила джаз- и рок-музыка, которая передает восприятие мира человеком новой эпохи, жизнь, которую резко изменили техническая революция, мировые войны и общественные катастрофы.

(5) Что значит понимать музыку? (6) Наверное, в первую очередь уметь слушать, для этого нужны определенные усилия и терпение. (7) Особенно трудно слушать классическую музыку.

(8) Что же для этого нужно? (9) Умение сосредоточиться, морально и интеллектуально подготовиться, чтобы войти в мир этой музыки, нужно большое желание и немного терпения. (10) Тогда слушатель поймет, что произведения, написанные много лет назад, рассказывают о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор сумел заглянуть к нему в душу. (11) Что обретает человек, сделавший над собой усилие слушать глубоко музыку? (12) Музыка влияет на внутренний мир человека и или доставляет ему наслаждение, или вызывает сильное душевное беспокойство, открывает ему ранее неизвестные стороны жизни, побуждает его к размышлению и действию.

(13) Не влияет ли музыка на здоровье человека? (14) Более 100 лет назад русские ученые И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов открыли, что с помощью музыки можно регулировать ритмы, появляющиеся у человека при стрессе: при мелодичных звуках сердце как бы «вслушивается», пульс замедляется, артериальное давление падает, сосуды расширяются; а вот поп-ритмы заставляют его «испуганно встрепенуться» и заторопиться.

(15) Во многих клиниках мира весьма эффективно используют и лечение музыкой. (16) При депрессии и психозе больным рекомендуется слушать элегии, ноктюрны, колыбельные и музыку, возвращающую в безмятежное детство. (17) При бессоннице помогают «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесы Чайковского.

(18) А пение, кстати, благотворно влияет на деятельность сердца, нормализует функцию почек и работу щитовидной железы...

(Из Русского народного календаря)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

2) Музыка открывает человеку чудесный мир, наполненный звуками, красотой и одухотворенностью, побуждает его к размышлению и действию.

3) Музыка бывает народная и классическая.

4) Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела... и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.

(В.П. Астафьев)

Задание 2. Выберите подходящее лексическое значение слова рок-музыка (из прочитанного текста).

1) Предназначенная для исполнения на эстраде.

2) Грозящая бедами и несчастьями рока (судьбы).

3) Эксцентрическая эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах с участием голоса, насыщенная социально-драматической экспрессией.

4) Импровизированный парный танец, исполняемый в быстром, эксцентрическом темпе.

Задание 3. Какое определение соответствует прослушанному тексту?

1) Научный стиль, рассуждение.

2) Публицистический стиль.

3) Художественный текст, рассуждение.

4) Научный стиль, повествование.

Задание 4. Депрессия в тексте – это:

1) угнетенное, подавленное психическое состояние;

2) веселое, радушное настроение;

3) упадок, застой в хозяйственной жизни страны;

4) расцвет в развитии хозяйственной деятельности.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты.

ВАРИАНТ № 4

К тексту И.И. Пущина: вариант № 1
«Сборника текстов» Л.М. Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) 9 июня 1817 года был торжественный акт, посвященный окончанию Лицея. (2) Характер его [Пушкина] был совершенно иной. (3) Он был «тих и скромен». В ту же залу пришел император Александр в сопровождении одного тогдашнего министра народного просвещения, уже не Разумовского, а князя Голицына.

(4) В зале мы все были, с директором, профессорами, инспектором и гувернером. (5) Директор прочел коротенький отчет за весь шестилетний курс, после чего конференц-секретарь Куницын провозгласил утвержденные свыше постановления о выпуске.

(6) Вслед за этим всех нас представили императору с объявлением чинов и наград. (7) Государь выступил с кратким отеческим наставлением воспитанникам и изъявлением благодарности директору и всему штату Лицея.

(8) Наш хор после этого пропел лицейскую прощальную песенку на слова Дельвига. (9) Государь был тронут поэзией и музыкой, понял слезу на глазах воспитанников и наставников, простился с нами с обычной приветливостью и пошел во внутренние комнаты, чтобы посмотреть на наши сборы по-хозяйски: везде были вещи, чемоданы, ящики – пахло отъездом. (10) На прощание он признательно пожал руку директору Лицея.

(11) В тот же день, после обеда, начали разъезжаться: прощаниям не было конца. (12) С Пушкиным мы тут же обнялись на разлуку: он должен был ехать в деревню, потом вернуться на службу в Петербург в коллегию иностранных дел.

(13) Мне удалось поступить в образцовый гвардейский батальон. (14) Пока Пушкин гулял и отдыхал после Лицея в Михайловском, я успел вступить в тайное общество, которое возглавляли братья Муравьевы. (15) При последующей встрече с Пушкиным в Петербурге я не решился рассказать ему об этом и правильно сделал. Пушкин мог последовать моему примеру. (16) Меня потом сослали в Сибирь за участие в восстании декабристов. (17) А Пушкина я сохранил как величайшего поэта для России.

(По воспоминаниям Пущина)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1. Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

2. Дружба – это дружеское расположение, доброжелательные отношения.

3. Знакомство Пущина и Пушкина вскоре в Лицее переросло в дружбу.

4. Пущин был на дружеской ноге с Пушкиным.

Задание 2. Какое лексическое значение в тексте Пущина имеет словосочетание торжественный акт?

1. Торжественная, праздничная обстановка.

2. Победа, полный успех, вершина чего-либо.

3. Празднество в ознаменование какого-либо выдающегося события, юбилейной даты.

4. Чувство радости, ликования по случаю победы, успеха в чем-либо и т.д.

Задание 3. В каких предложениях есть слова с переносным значением (текст Пущина)?

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 17.

Задание 4. Какое средство художественной выразительности есть в предложении 9 (текст Пущина)?

1) Инверсия;

2) антитеза;

3) метафора;

4) фразеологизм.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

ВАРИАНТ № 5

К тексту Л.Волынского: вариант № 61
«Сборника текстов» Л.М. Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Сенька уже целый час прошагал. (2) Нагнал Сеньку сосед из деревни.

(3) – Здорово, мужик, – сказал сосед, – куда путь держишь?

(4) – В огромадный город, где самолеты строят.

(5) – Ты, чтобы не плутать, вот на этот бугор залезь, с него далеко видно!

(6) – Ладно, – сказал Сенька. (7) Показалось ему, что в словах соседа есть правда.

(8) Полез Сенька на бугор, поднимается все выше, и земля все шире становится. (9) А когда он поднялся на самый верх, то стало ему далеко видно. (10) Вокруг разноцветные поля простирались с овсом и гречихой. (11) Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат.

(12) Березы белоствольные у озера, желтый орешник, калина возле болота.

(13) Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено возит, кто граблями работает, кто с коровами. (14) Всех сверху увидел Сенька. (15) И других жителей из других деревень. (16) И поезд увидел, что за лесом идет. (17) Даже город дальний на горизонте...

(18) От своей земли, от ее прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. (19) Обернулся, а сзади отец, дедка Савельев.

(20) – Вы тут зачем?

(21) – А за тем же, зачем и ты. (22) Землю свою смотрим.

(23) – Ух ты, – подумал Сенька, – куда от такой земли уйдешь, если она моя. (24) И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди, соседи и птицы – все мои.

(25) Не знал пока Сенька, что называется это Родиной. (26) Но где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

(По Р.Погодину)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Чужеземная природа способна затмить русскую.

2) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной земли.

3) Нужно беречь и охранять природу.

4) Родина – это место рождения, происхождения человека.

Задание 2. В каких предложениях текста Погодина есть просторечные слова?

1) 1;

2) 3;

3) 4;

4) 18.

Задание 3. В каком лексическом значении употребляется фразеологизм Куда путь держишь? из предложения 3?

1) Куда идешь?

2) Идешь своей дорогой?

3) Какую дорогу ты выбрал?

4) Знаешь куда идешь?

Задание 4. Стиль прочитанного текста Погодина:

1) рассуждение;

2) рассказ, повествование;

3) описание;

4) рассказ с описанием и диалогами.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты.

ВАРИАНТ № 6

К тексту Н.Бедник: вариант № 66
«Сборника текстов» Л.М. Рыбченковой

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

(3) Николай Михайлович Пржевальский променял великосветский Петербург, парады, банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была вылита специальная медаль.

(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг.

(7) Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. (9) Молодые люди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.

(10) А как же подвиг?

(11) И все же, мне кажется, есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. (12) Вспомните жизнь Александра Селькирко (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове с его победой над собой: над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (13) Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

(14) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(15) Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. (16) Надо только вовремя уметь поддержать, подправить того, кто стал уходить от этого устремления. (17) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

(18) Жизнь пестра и однообразна. (19) На одном ее полюсе героизм и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (20) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость, мещанство. (21) Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдет человек, зависит от него самого.

(По Н.Дубинину)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

2) Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.

3) В жизни всегда есть место подвигу.

4) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое.

Задание 2. Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7?

1) Анафора;

2) антитеза;

3) сравнения;

4) параллелизм.

Задание 3. Вирус трахомы – это:

1) болезнь уха;

2) болезнь желудка;

3) болезнь глаз;

4) болезнь сердца.

Задание 4. В каких предложениях есть многозначные слова?

1) 2;

2) 4;

3) 10;

4) 20.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты.

ВАРИАНТ № 7

К тексту Л.Обухововй: вариант № 48
«Сборника текстов» Л.М. Рыбченковой
«Москвич Пушкин»

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

(1) Памятник... (2) В энциклопедическом словаре памятник – это: 1. Объект, составляющий часть культурного достояния страны, человечества. 2. Произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст...

(3) Мысль поставить памятник Пушкину возникла еще в 1843 году у Белинского. (4) Но это возможно стало только после смерти Николая I. (5) В 60-е годы XIX века начался всенародный сбор денег. (6) Правительство не торопилось, решали, где ставить: в Царском Селе, в Петербурге, в Москве?

(7) В 1875 году решили: в Москве (Москва родила, – Петербург убил. – М.И. Цветаева). (8) Объявили конкурс проектов. (9) Первое место занял проект А.М. Опекушина. (10) Наконец 6 июня 1880 года, в день рождения А.С. Пушкина, на Страстном бульваре был открыт памятник поэту Пушкину – первый в России памятник Поэту.

(11) 6 июня стало днем всенародного торжества... И.С. Тургенев сказал: «Это памятник учителю!»...

(12) А чему же нас учил Пушкин?

(13) Вспомним сказки: «...О царе Салтане....», «...О рыбаке и рыбке» и др. (14) Все они – гимн добру и справедливости, в них осуждение корысти и жадности... (15) А стихи? (16) Поэмы? (17) Разве это не гимны борьбе за свободу, гимны любви, дружбе, человечности?

(18) Пушкин всегда с нами, он наш путеводитель и друг. (19) В школах и специальных средних учебных заведениях мы участвуем в вечерах, посвященных Пушкину: читаем его стихи, разыгрываем роли на сцене из его произведений.

(20) Он жив! (21) У всех душа нетленна.

(22) Но он особенно живет!

(По Кузьмину)

Задание 1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Памятник – это объект, составляющий часть культурного достояния страны, человечества.

2) Пушкин – это «наше все».

3) Когда мы, молодые, стоим перед памятником А.С. Пушкину, он говорит нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»...

4)

Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.

(В.В. Маяковский)

Задание 2. Каким стилем написан прочитанный текст?

1) Научным;

2) художественным;

3) публицистическим;

4) деловым.

Задание 3. В каком значении надо понимать слова, сказанные Тургеневым,памятник учителю?

1) Человек, желающий наставлять, поучать.

2) Человек, являющийся высоким авторитетом в какой-либо области, имеющий последователей.

3) Человек, который преподает какой-либо учебный предмет в школе, преподаватель.

4) «...Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало».

Задание 4. В каких из названных предложений есть инверсия?

1) 4;

2) 8;

3) 9;

4) 10.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

9-й класс


п/п
Вариант 1
по № 69
Вариант 2
по № 47
Вариант 3
по № 26
Вариант 4
по № 1
Вариант 5
по № 61
Вариант 6
по № 66
Вариант 7
по № 48
1 2 2, 4 2 1 2 3 4
2 1 3, 4, 20 3 3 3, 4 2 3
3 1, 2, 3 20 2 2, 3 1 3 2
4 2 20 1 3 4 2, 4, 20 9, 10

8-й класс

№ п/п Вариант 1 по № 52 Вариант 2 по № 63 Вариант 3 по № 69
1 2, 3, 4 2, 4 3, 4
2 2 3, 4 7
3 4 20 4
4 1, 2, 3 20 2, 4

7-й класс

№ п/п Вариант 1
«Новогоднее происшествие»
Вариант 2
«Случай с Диккенсом»
1 да нет
2 да нет
3 нет нет
4 да (вместе с продолжением) да
5 нет да
6 да да

6-й класс

№ п/п Вариант 1
«Легенда»
Вариант 2
«без заголовка»
1 да да
2 нет нет
3 нет да
4 да да
5 нет нет и да
6 да  

В.И. КРЫЛОВА,
г.Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru