Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5–6-е классы

Правописание глаголов

ГЛАСНЫЕ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
И НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

1. Вставьте пропущенные буквы.

• Постав_л вазу на стол, расправ_л скатерть,

• поправ_л цветы, замет_л, как празднично стало в комнате;

• увид_ли щенка, отброс_ли игрушки,

• поглад_ли короткий хвостик,

• щенок зала_л, вытащ_л ведерко из песочницы,

• попят_лся и брос_лся бежать,

• но запут_лся в траве и вырон_л ведерко.

2. Вставьте пропущенные буквы

• Наконец законч_лась долгая зима.

• Снег раста_л, пове_ло теплом,

• световой день прибав_лся,

• но земля не подсохла, се_ть еще рано.

• На пастбище поднялся переполох:

• испуганно бле_ли овцы, ла_ли сторожевые псы;

• пастух сначала наде_лся быстро навести порядок и пытался всех успоко_ть, но потом отча_лся.

3. Вставьте пропущенные буквы.

На детской площадке зате_ли серьезное дело – сооружение железной дороги. Одни стро_ли из кубиков во_зал, другие пытались прикле_ть к пластмассовым рельсам деревянные шпалы, третьи сочиняли объ_вление о том, сколько будут сто_ть билеты, четвертые обсуждали, какой флажок должен ре_ть над во_зальным зданием. И только Петя, который наде_лся стать начальником станции, когда все будет готово, пока ма_лся, не находя себе достойного занятия.

4. Впишите подходящие по смыслу слова из списка, вставьте пропущенную букву.

Обессилил, обезлюдил, обессилел, обезлюдел, обезглав_л.

Подсказка.

Различаются переходные и непереходные глаголы с приставкой обез(с)-: Батальон перешел в наступление и обескровил (кого? – переходный глагол) противника. Противник обескровел (сам – непереходный глагол).

Ужасный трехголовый змей прилетел в тридевятое царство и почти ______ его: бежали прочь и стар и млад, целые деревни _________. Иван   крестьянский сын долго бился с трехглавым змеем и, казалось, совсем ______ и изнемог, но в конце концов он _______, а потом и ________ страшное чудовище.

ТСЯ и ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ

5. Вставьте пропущенные т или ть.

• Хочет научи_ся и обязательно научи_ся;

• гвоздь нам пригоди_ся, не может не пригоди_ся;

• будем ката_ся на санках, брат на коньках катае_ся;

• один не справи_ся; одному не справи_ся;

• он со всеми ссори_ся, а мы ссори_ся не будем;

• старае_ся понрави_ся одноклассникам;

• бои_ся заблуди_ся в дремучем лесу;

• некогда печали_ся, вот она и не печали_ся.

6. Впишите подходящие по смыслу и форме слова, выбрав из списка: поправится, прославится, получится, поправиться, прославиться, получиться.

Таня заболела, а у нее в нашем спектакле главная роль. Правда, она обещала к субботе _______. Если не ________, спектакль приде_ся отменить. А как не хоче_ся! Мы мечтали ________, как настоящие актеры. Думали, что Таня ________ на всю школу как лучшая Баба-яга среди пятых классов. Может, все еще ________ хорошо? Должно ________, как вы считаете?

7. Вставьте пропущенные т или ть.

Море живет и непрерывно изменяе_ся. Вот оно затихло, убаюканное штилем, искри_ся в лучах солнца, и каже_ся, что можно отправи_ся в плавание на легкой байдарке. Но откуда-то надвигае_ся ураган, яростный ветер рвет из рук парус и теснит дыхание, море встает на дыбы в схватке с ветром, и огромные водяные валы с неистовой силой обрушиваю_ся на застигнутые в пути корабли. Теперь каже_ся, что вот-вот разверзну_ся бездонные глубины и поглотят все.

8. Вставьте пропущенные т или ть.

Борей – северный и северо-восточный порывистый, холодный ветер – обычно скрывае_ся за горными хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда. Он дует несколько дней и может внезапно стихнуть, затаи_ся для следующей атаки. Для спасения надо срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море.

9. Вставьте пропущенные т или ть.

Как только берега скрываю_ся за горизонтом, корабль и его экипаж остаю_ся во власти океана. Многие поколения моряков плавали вдоль берегов, запоминая контуры мысов и прибрежных гор. Конечно, есть утесы и вершины, которые запоминаю_ся с первого раза и надолго, например, Гибралтарская скала, словно отрубленная от берегового массива. Но много есть мысов, похожих друг на друга, и, ориентируясь на них, легко очути_ся на острых скалах и песчаных отмелях.

ГЛАСНЫЕ В ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛА

10. Вставьте пропущенные буквы.

Выйд_шь на крыльцо, услыш_шь чириканье воробьев, спуст_шься по ступенькам, посмотр_шь на небо. Ветер гон_т облака, солнце свет_т ярко, дыш_тся легко. Брод_т по двору пес, ищ_т тень, пряч_тся в траве цыплята, хлопоч_т, пересчитывая своих деток, курица.

Если вы не догон_те этих непослушных козлят и не скаж_те, что хозяйка прос_т их вернуться, мне ничего не остан_тся, как самой отправи_ся на поиски.

11. Вставьте пропущенные буквы.

Все ближе подход_т корабль, все ближе, и вид_т кот, что там на капитанском мостике стоит женщина. На плечах у нее белая куртка, а на голове капитанская фуражка.

– Что это на встречном корабле женщина дела_т? – спрашива_т кот у своего друга – капитана.

А капитан и не слыш_т, схватил из ящичка маленькие флажки и стал их то опускать, то подымать... То правую руку вытян_т, а левую опуст_т, то левую подым_т, а правую вытян_т, то скрестит руки. Флажки так и мелькают.

(Е.Шварц)

12. Вставьте пропущенные буквы.

Жил-был на свете один ученый, наст_ящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. Между делом, шутя, постро_л он для дома своего чудес_ые машины, легкие, как перышки. А любимая его машинка была велич_ной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван Иванович из дому, а машинка эта и на т_лефонные звонки отвеча_т, и обед готов_т, и двери открыва_т. Хорошего человека она пуст_т в дом, а плохого прогон_т, да еще зала_т ему вслед, как наст_ящий цепной пес.

Иван Иванович был хороший человек, но очень ра_еянный. То выйд_т на улицу в двух шляпах разом, то забуд_т, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно – напомн_т, когда нужно – поправ_т.

(Е.Шварц)

Ь В ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

13. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму множественного числа повелительного наклонения.

(Поздравить) _____ маму с днем рождения как-нибудь необычно. (Приготовить) _____ ей сюрприз. Например, (раздобыть) _____ побольше цветной бумаги, (нарезать) _____ ее тоненькими полосками и (разбросать) _____ по полу. Или (намазать) _____ специальным клеем дно маминой любимой чашки, чтобы ее нельзя было оторвать от стола. Или, уходя в школу, (оставить) _____ на видном месте записку: «Я ухожу навсегда». (Представить) _____ мамину радость, когда вы все же вернетесь домой, да еще и с цветами!

Н.ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru