Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

 

8-й класс

Второстепенные члены предложения.

Их виды по значению и средствам выражения1

1. Проверьте себя: что вы уже знаете о второстепенных членах предложения?

1. На какие виды по значению они подразделяются?

2. От слова какой части речи может зависеть а) определение, б) дополнение, в) обстоятельство?

3. Какие обобщенные грамматические значения имеют а) определение, б) дополнение,
в) обстоятельство?

4. Какая связь существует между темами «Грамматическое значение словосочетания» и «Второстепенные члены предложения»?

2. 1. Обозначьте члены предложения в данных ниже конструкциях.

Как вы думаете, почему и для чего выбраны эти предложения для разбора?

1) Блистательным днем ехали золотым лесом на машине. (Г.Николаева)

2) Летним вечером вышли на прогулку, идем высоким обрывистым берегом... (Л.Пантелеев)

2. Выпишите из первого предложения словосочетания, которые соответствуют таким схемам:

Что общего в этих словосочетаниях? От чего зависит их грамматическое значение?

3. Какая связь существует между грамматическим значением словосочетания и синтаксической ролью его зависимого слова, когда словосочетание используется в предложении?

4.* Если выделять распространенные второстепенные члены предложения, сколько их можно обнаружить в первом предложении? А во втором? Какие это члены предложения по значению?


* Так обозначены задания, к которым даны ответы.

** Так обозначены опорные материалы.

5. Как доказать, что в приведенных выше предложениях слова днем, лесом, вечером, берегом не являются наречиями? К какой части речи их следует отнести в данном употреблении?

3. 1. Понаблюдайте, как усиливается выразительность высказывания благодаря использованию однокоренных слов, относящихся к разным частям речи и выступающих в роли разных членов предложения. Подчеркните эти слова как члены предложения и укажите их морфологическую принадлежность.

Он всегда говорит о серьезном, но никогда не говорит серьезно. Суждения его всегда резки, бранчливы, но благодаря мягкому, ровному, шутливому тону как-то так выходит, что резкость и брань не режут уха и к ним скоро привыкаешь. (А.Чехов)

2. Найдите в данном тексте языковые явления (из области словообразования, лексики, грамматики и пунктуации), которые заслуживают пояснений.

4. Какое слово в тексте стихотворения Бориса Заходера «Сова» является ключевым для понимания смысла произведения?

Мудрейшая птица на свете –
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!

1. Обозначьте грамматическую основу первого предложения. Какие две проблемы вам придется решить при этом?

1) Каким из главных членов является слово сова? Ответ зависит от того, как мы поймем замысел автора. Это отразится на интонации. Сравним:

Последующая часть текста говорит о том, что главное для автора – не выбор самой мудрой птицы (см. второй вариант разбора). Главное в том, чтобы в иносказательной форме привлечь внимание читателя к проявлениям мудрости в речевом поведении. Каким проявлениям? Сформулируйте и запишите.

В данном случае логическое ударение падает на слово мудрейшая (см. первый вариант разбора), без которого главный член – сказуемое – по смыслу недостаточен.

2) Можно ли выделять в качестве члена предложения словосочетание? Обратите внимание: речь идет не об устойчивых сочетаниях слов (например, иметь в виду, принять к сведению, играть роль, иметь значение и др.), не о фразеологизмах (например, мартышкины очки, за тридевять земель, сизифов труд и др.), а о свободных словосочетаниях, без зависимого компонента которых в данном употреблении член предложения по смыслу недостаточен.

В школе чаще всего производится пословный разбор предложения по членам, что означает преимущественное внимание к формальному устройству конструкции. Однако не стоит бояться выделять распространенные члены предложения, выраженные свободными словосочетаниями: такой анализ строения предложения в ряде случаев делает восприятие высказывания более осмысленным, а работу – более разумной и полезной.

2. В личном или безличном значении употреблен в данном тексте глагол хватает? Обратите внимание на правописание этого глагола с отрицательной частицей не.

Хватать1 – брать резким поспешным движением руки или зубов.

     Хватать2 – быть достаточным для чего-нибудь...

3. Приготовьтесь записать стихотворение по памяти.

5. 1. Прочитайте начало стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер». Какие средства языка делают картину бури осязаемой, видимой, слышимой?

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Обратите внимание:

– какие звуки в мерно повторяющихся слогах стихотворных строк создают звуковой фон бури;

– какова изобразительная роль однородных сказуемых с повторяющимся союзом то – то;

– какой ритм текста создают простые глагольные сказуемые;

– как изменяется грамматическое значение сказуемых по мере развития сюжета; какое значение им придает приставка за-;

– случайно ли: путник не постучит, а застучит?

2. Подчеркните второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Объясните, почему их называют второстепенными.

Обратите внимание:

сравнительный оборот в роли обстоятельства образа действия зависит от сказуемого, отвечает на вопрос как?, образно рисует, как происходит действие или как проявляется состояние, признак; на письме выделяется запятыми;

сравнительный оборот, который связан с подлежащим, образно рисует, каков предмет речи, то есть выполняет роль сказуемого, на письме запятыми не выделяется.

3. Объясните остальные пунктограммы в тексте.

6. Какие слова являются ключевыми в данном ниже тексте? Как они конкретизируются в последующем развертывании основной мысли автора?

Этот дар открывателя и воспитателя он (С.Я. Маршак) унаследовал от своих учителей – от В.В. Стасова и А.М. Горького. Очень и очень многих заметил, нашел, выискал, высмотрел Самуил Яковлевич среди тех бывалых людей, к которым принадлежал и штурман дальнего плавания Житков, и натуралист Бианки, и пожарник Потулов, и водолаз Золотовский, и полярник Безбородов, и медсестра Будогоская, и физик Бронштейн, и почетный академик Ферсман... (Л.Пантелеев)

1. Какие виды определений использованы в тексте? Каково их назначение? Выпишите словосочетания, в составе которых это обнаруживается (по одному примеру словосочетаний с согласованным определением, с несогласованным определением, с определением-приложением).

2. Зачем понадобился автору ряд однородных сказуемых, которые выражены глаголами, близкими по значению (см. второе предложение)? Какой оттенок придает приставка вы- значению последних двух слов в этом ряду?

3. Как соотносится многоточие в конце текста с использованием повторяющегося союза и в однородном ряду подлежащих последнего предложения?

4. Подготовьтесь к записи данного текста.

7. 1. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

Объясните свои действия любым способом (краткие записи на полях, подчеркивание в тексте, схемы).

Каплями унизана ветка,
И на ветке пташка-егоза.
Черный галстук желтая жакетка
Сразу же бросаются в глаза.
...Вот – на тонком прутике малины
Так забавно спела егоза
Что с вершины дуба-исполина
Покатился желудь как слеза.

(С.Смирнов)

2. Какие виды определений использованы в тексте? В чем особенность каждого из них по значению, средствам выражения и оформлению на письме?

8. Всегда ли наличие второстепенного члена в предложении оправданно? Прочитайте, как на этот вопрос отвечает К.И. Чуковский.

Всякая штампованная речь многословна. Ведь тот, кто пользуется истертыми штампами, говорит по инерции, спустя рукава, его внимание к каждому слову ослаблено, поэтому он так и сыплет словами-паразитами, словами-пустышками, превращающими его речь в болтовню.

...У нас часто поздравляют с достигнутыми успехами, исправляют имеющиеся ошибки, рассматривают полученные предложения, овладевают настоящим мастерством, обсуждают результаты проведенных выборов, горячо аплодируют приглашенным гостям и т.д., хотя никому не пришло бы в голову поздравить с успехами, которых не___________, исправлять ошибки, которых_______, рассматривать___________ предложения, овладевать______________ мастерством, обсуждать результаты____________ выборов или аплодировать гостям, которых забыли___________.

1. Какие слова опущены? Их легко восстановить, если внимательно прочитать и осмыслить высказывание. Запишите свои «находки».

2. Найдите и обозначьте в тексте приложения. Как вы понимаете образные характеристики слов, передаваемые ими?

3. Не или не-? Объясните, как вы решали эту орфографическую задачу, записывая слова.

9. Расставьте недостающие знаки препинания, чтобы было легче найти правильную интонацию чтения текста и точнее осмыслить его.

Человеческую жизнь можно сравнить с ручейком берущим начало свое в недрах земли. Ручейки эти сливаясь образуют величественные реки общей человеческой жизни замутненные потоками сточной воды. Из светлого ручейка материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни. (И.Соколов-Микитов)

1. Оглядываясь назад и забегая вперед! Найдите второстепенные члены предложения, выраженные причастным оборотом и деепричастием.

Какие они по значению, строению, интонационному оформлению (обозначьте это в тексте подчеркиванием члена предложения, вертикальной чертой на месте пауз, стрелками над местом повышения и понижения голоса).

2. Какие изобразительные средства позволили автору создать емкое по содержанию, лаконичное по оформлению и лирически окрашенное высказывание?

10. Проверьте свое лингвистическое чутье и подготовку: что послужило основанием для объединения в одну подборку следующих предложений?

1. Он никак не мог считаться заметным парнем, видным парнем, первым парнем на деревне. (В.Солоухин) 2. Он [Андерсен] писал всюду, где его заставала жажда писать. (К.Паустовский) 3. Лопатин с усмешкой вспомнил о своих напрасных стараниях научить ее сначала думать, а потом говорить. (К.Симонов) 4. Какая это любовь при полной неспособности подумать о другом человеке – что для него хорошо и что плохо? (К.Симонов) 5. В нынешнем году я нару шил давний обычай никуда не ездить в летние месяцы. (Ю.Нагибин) 6. Сосна под пилой наконец хрустнула, верхушка ее дернулась, замерла еще в последнем отчаянном усилии удержаться, выстоять и не смогла – пошла, повалилась, раздирая оставшуюся ткань. (В.Распутин) 7. Варюша купила махорки, завязала ее в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть поезда. (К.Паустовский) 8. Вопросы были разные  – и удивлявшие Лопатина своей проницательностью, и удивлявшие своей наивностью. Но и в этой наивности тоже присутствовала сила души, не боящейся наивных вопросов, тот глубокий интерес к людям, при котором стремление знать важнее самолюбивой боязни показаться глупой. (К.Симонов)

Читать – мое любимое занятие.

1. Определите и обозначьте в тексте синтаксическую роль инфинитива.

Какого случая из тех, что отражены в опорных материалах, не встретилось в данных выше предложениях? Подберите или составьте примеры самостоятельно.

2. При каких существительных зависимое слово приобретает синтаксическую многозначность?

3. Организуйтесь в группы, распределите между группами данные выше предложения так, чтобы в каждом из них найти как можно больше заслуживающих внимания орфограмм, пунктограмм, интересных явлений языка и речи. Обсудите результаты работы в группе, а затем сделайте их достоянием всего класса.

11. Вашему вниманию предлагается отрывок из предисловия, написанного Э.Казакевичем к посмертно изданной книге Ю.Олеши «Ни дня без строчки». Познакомьтесь, как живописно представлен образ писателя.

Олеша – один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши.

...Его отношение к слову... было поразительным. Каждое слово он пробовал на зуб, как золотой, рассматривал в лупу, как алмаз, ворочал так и эдак, примеряя и пригоняя к другим, прежде чем поставить на место, в строчку. Даже в обыкновенном житейском разговоре было заметно, как он прислушивается, приглядывается, даже «принюхивается» к каждому слову, интонации, к игре разнообразных звуков и словосочетаний. Впрочем, «обыкновенного житейского разговора» Юрий Олеша вовсе не умел вести. Ход его мыслей был всегда оригинален, реплики – неожиданны, ассоциации – очень богаты, переходы – остры.

...Точеность и музыкальность его фразы несравненны. Это давалось не только силой таланта, но и беспрестанным трудом.

 1 Какие языковые средства делают текст динамичным, емким по содержанию, выразительным?

2. Объясните (на полях или в самом тексте) постановку знаков препинания. В каких случаях у вас возникли затруднения?

Ср.: ход его мыслей был всегда оригинален, реплики – неожиданны...

Ход его мыслей был всегда оригинален, реплики были всегда неожиданны...

В каком варианте изложение более эмоциональное, энергичное: когда компоненты состава сказуемого повторяются или когда повторяющаяся его часть опускается?

На месте оправданного пропуска члена предложения или его части ставится тире, предполагающее особо напряженную интонацию между словами (повышение голоса – пауза – понижение голоса).

3. Произведите орфографический анализ текста.

12. Пользуясь приведенным ниже текстом, докажите, что уместно использованные второстепенные члены предложения делают речь ясной, точной, выразительной.

Тела диких зверей вылеплены любовью, страхом и голодом – главными ваятелями всего живого. Это страх наделил зайца большими ушами, голод изобрел клыки и когти, любовь украсила оленя рогами. А раскрасила эти живые скульптуры – земля родная.

Пустыня песчаная выкрасила детей своих в тона желто-песчаные, а пустыня снежная – в белоснежные. Белый песец, белая куропатка, белый полярный заяц. Белые на белом – как невидимки.

Ну а летом, когда тундра становится темной? Мать-природа и это предупредила: всех на лето перекрасит в темное. И песца, и зайца, и куропатку.

Предупредительный этот художник – природа! Так вылепит каждого и раскрасит, что остается тому только жить и радоваться. (Н.Сладков)

1. В каком стиле речи исполнена эта миниатюра? Какими средствами?

2. Рассмотрите второй абзац: вы заметили необычный порядок слов – инверсию? В чем она проявилась и чем вызвана? Обозначьте логические ударения при необычном порядке слов в предложении.

3. Произведите орфографический и пунктуационный разбор текста.

Обратите внимание на случаи постановки авторских знаков препинания.

4. Подготовьтесь к свободному диктанту: читаете, осмысливаете, стараетесь запомнить абзац и излагаете его «близко к тексту».

Ответы к заданиям повышенной сложности

2. 4.

 

6. 2. В ряду однородных сказуемых каждый последующий член уточняет значение предыдущего, и весь ряд в целом подчеркивает многогранность и большую активность С.Я. Маршака в поисках людей, заслуживающих внимания и поддержки.

3. Однородные члены с повторяющимся союзом и представляют собой открытый ряд, который может быть продолжен. Эта конструкция, а также многоточие в конце высказывания подчеркивают, что перечень людей, которых «открыл и воспитал» С.Я. Маршак, не является исчерпывающим.

8. 1. Не достигли; нет; неполученные; ненастоящим; непроведенных, пригласить.

9. 1.

11. 1 Композиционная стройность, краткость и точность зачина, содержательность концовки. Отбор лексических средств, точных, неизбитых, выразительных. Оригинальность сравнительных оборотов в роли обстоятельств при однородных сказуемых. Сказуемые-метафоры. Глаголы с приставкой при-, подчеркивающие особую тщательность работы писателя над словом. Сложное предложение, в грамматических основах которого с опущенной связкой между подлежащим и сказуемым возникает выразительная интонационная напряженность.


1 Фрагмент «Тетради для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 8-й класс», выпуск которой готовится в издательстве «Дрофа».

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru