Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

Поговорим по телефону

Сценарий урока

Предлагаемый урок посвящен обсуждению вопросов культуры речи и речевого этикета. На уроке происходит разговор людей разных поколений. Каждый ощущает себя ответственным за то, как он говорит на родном языке.

Занятие представляет собой реализацию мини-проекта: создание памятки говорящему по телефону.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся коммуникативной компетенции через проектирование речевых ситуаций разговора по телефону на уроке, привлечь внимание педагогов, учащихся, широкой общественности к проблемам речевого этикета во время разговора по телефону.

Участники урока: учащиеся 5-го «Б» класса, учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, библиотекарь школы, родители, дедушки и бабушки учеников 5-го «Б» класса.

Основная форма работы на уроке – групповая. Ребята вместе со взрослыми разделены на 5 групп.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Satellite-Rent.Ru». Посетив сайт интернет проекта «Satellite-Rent.Ru», Вы сможете, не покидая кресла за своим компьютером, купить и арендовать высококачественные спутниковые телефоны Iridium. Спутниковая связь Iridium - это возможность осуществлять качественные голосовые телефонные переговоры и на высоких скоростях работать в сети Интернет в любой точке планеты, находясь вне зоны покрытия сотовых операторов. Квалифицированные консультанты интернет проекта «Satellite-Rent.Ru» ответят на все интересующие вопросы и помогут подобрать модель спутникового телефона, оптимально подходящую под Ваши требования.

ХОД УРОКА

Слово учителя и беседа с участниками.

– Сегодня мы продолжим наш разговор о речевом этикете.

Нет, наверное, в наше время ни одного человека, который бы не знал, что такое телефон.

• А что такое, по-вашему, телефон? Каково его назначение?

• Как связаны между собой речевой этикет и телефон?

• А почему так важно культурно, правильно разговаривать по телефону?

• А вы хотите этому научиться?

Итогом нашей работы на уроке будет проект памятки говорящему по телефону.

Немного истории. Слово телефон пришло к нам из греческого языка. Теле – далеко, фон – звук. Телефон изобрел американский ученый Александер Белл в 1876 году.

Первый разговор по телефону состоялся между Нью-Йорком и Чикаго.

• Перечислите жизненные ситуации, когда мы обращаемся к телефону.

Задания группам: разыграть речевые ситуации, которые предложили участники.

1-я группа. Звонок другу домой с определенной целью (узнать домашнее задание).

2-я группа. Вызвать «скорую помощь».

3-я группа. Звонок папе на работу с определенной целью.

4-я группа. Заказать билеты в театр юного зрителя на спектакль «Ночь перед Рождеством».

5-я группа. Звонок мамы в школу с определенной целью.

• Разговор по телефону – это диалогическая или монологическая речь? Конечно, это диалог. Значит, вы должны продумать речь каждого: того, кто звонит, и того, кому звонят.

• Кстати, на какой слог падает ударение в этих словах: звонят, звонит? Запомните и всегда произносите эти глаголы с ударением на втором слоге.

Выступления по группам.

В то время как группа разыгрывает предложенную речевую ситуацию, присутствующие отмечают положительные и отрицательные моменты в их речи по следующим критериям:
1) правильность речи; 2) содержательность; 3) выразительность.

Одновременно каждая группа начинает составлять памятку.

Уже после выступления первой группы ребята отметили, что любой разговор нужно начинать с приветствия. Предлагается разделить формулы приветствия на две группы: со знакомыми людьми и незнакомыми.

«Привет!», «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Здорово!», «Приветствую вас!».

После телефонного разговора второй группы вспоминаем местные телефоны Скорой помощи, пожарной части, милиции.

Ребята задают вопросы, у них вызывает затруднение задание 4-й группы. На помощь приходят взрослые. Идyт совместная работа, обсуждение в течение всего урока.

Учитель читает отрывок из книги А.А. Дорохова «Как себя вести», главу «Это не мелочи» о телефонных хулиганах.

• Как правильно поступить с телефонным хулиганом?

Результатом совместной работы явилось создание проекта памятки говорящему по телефону.

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка, особенно если звоните по экстренному номеру. Не забудьте назвать свой адрес.

6. Телефон – это не игрушка, долго говорить по нему нельзя. Помните: ведь кто-то не может до вас дозвониться, кому-то нужна «скорая помощь».

Из детского журнала «Маруся» ученица прочитала общепринятые правила телефонных разговоров, которые дополнили нашу совместную памятку:

• если разговор прервался, то перезвонить должен тот, кто звонит первым;

• если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать: «Какой это номер?», «Куда я попал?» или «Это кто говорит?» – лучше переспросить: «Это номер такой-то?»;

• неприлично сразу спрашивать: «Таню можно?» или задавать глупые вопросы: «Алло, это кто?»;

• если нужного человека не оказалось дома, то, прежде чем спросить, где он и когда будет, надо обязательно представиться (например: «Это Маша Иванова, Ромина одноклассница. Скажите, пожалуйста, а когда ему лучше перезвонить. чтобы застать дома?»);

• если вы хотите узнать, с кем разговариваете, то не надо говорить: «А это кто?».

Просто можно спросить: «Простите, а с кем я разговариваю?» – и после этого обязательно представиться самому;

• если вы звоните кому-то, не кладите трубку, пока не услышите 4–6 длинных гудков – собеседнику может потребоваться некоторое время, чтобы подойти к телефону;

• отправляясь в гости, в случае необходимости можете оставить своим родственникам телефонный номер того места, куда идете; правда, необходимо спросить разрешения хозяев заранее;

• телефон не всегда гарантирует полную конфиденциальность (объяснить значение слова) вашей беседы; по технической ошибке или через параллельную линию разговор может быть случайно или преднамеренно прослушан; помня об этом, старайтесь не обсуждать по телефону то, что не предназначено для чужих ушей, особенно в те моменты, когда вы не уверены в том, что рядом с вами и вашим собеседником никого нет;

• как правило, столкнувшись с телефонным хулиганом, лучше всего немедленно повесить трубку, не вдаваясь ни в какие разговоры. Если звонки продолжаются – не берите некоторое время трубку;

• идя в театр, на концерт или в музей, следует отключить звонок или вообще выключить сотовый телефон;

• сотовые телефоны недешевы, разговор по ним в несколько раз дороже, чем по обычной телефонной линии; громкий и без особой нужды продолжительный разговор в окружении многих людей наверняка не прибавит вам авторитета в их глазах, напротив, оставит у них впечатление о выскочке, желающем пустить пыль в глаза.

В заключение предлагается тест «Проверьте себя».

Ответьте да или нет на следующие вопросы, и вы узнаете, насколько владеете телефонным этикетом.

1. Вы всегда здороваетесь, когда звоните, даже если к телефону подошел кто-то другой.

2. Поздоровавшись, вы дождетесь, когда собеседник ответит на приветствие и лишь потом зададите свой вопрос.

3. Разбудив друга (или подругу) телефонным звонком, вы извинитесь и скажете, что перезвоните позже.

4. Никогда не занимаете телефон больше 20 минут.

5. Вы не перебиваете собеседника, не кидаете трубку, а если куда-то спешите, то тактично объясните причину, по которой не можете продолжать разговор.

6. Вы никогда не жуете (даже жвачку) во время разговора по телефону.

7. Вы никогда не тараторите, а говорите спокойно, размеренно.

8. У вас рядом с телефоном всегда есть ручка и бумага для записей.

9. Когда вам звонят, вы всегда уменьшаете громкость музыки и телевизора.

10. У вас дома есть телефонная книга, в которую записываются координаты друзей, знакомых, магазинов и т.п.

11. Вы никогда не звоните знакомым после 22.00 (кроме экстренных случаев).

12. Вы всегда представляетесь, когда звоните, – чтобы абонент (работа над словом) не переспрашивал.

Сколько раз вы ответили да?

1–4. Вы совсем не умеете разговаривать по телефону и никогда не задумываетесь, что этому надо учиться. Не забывайте простое правило: разговаривайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они разговаривали с вами.

5–8. Есть над чем работать! Вы человек настроения: когда хотите, бываете само обаяние и вежливость, но если вы не в духе, то лучше не попадаться вам под руку. Старайтесь контролировать свои эмоции и будьте приятным в общении в любой ситуации.

9–12. У вас отличная манера ведения разговоров по телефону. Вы тактичны, вежливы и аккуратны, поэтому вашим друзьям можно только позавидовать. Продолжайте в том же духе и показывайте пример окружающим.

Т.Г. КУЛИКОВА,
пос. Нижнеивкино,
Куменский район,
Кировская обл.

Рейтинг@Mail.ru