Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5–6-е классы

Комплексная работа с текстом

Тема: «Глагол»

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посм_трел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если(б) моя сестренка т_нула, а я(бы) ее спас!».

А сестренка тут как тут:

– Погуляй со мной, Юра!

– Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка и отошла. А Юра думает:

«Вот если(бы) на няню волки напали, я(бы) их застрелил!».

А няня тут как тут:

– Убери посуду, Юрочка.

– Убери сама – некогда мне!

Пок_чала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если(бы) Трезорка в колодец упал, а я (бы) его выт_щил!».

А Трезорка тут как тут, хвостом в_ляет:

– Дай мне попить, Юра!

– Пошел вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пош_л:

– Что(бы) мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

– Погуляй с сестренкой, пом_ги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

(В.Осеева)

Задания

1. Определите главную мысль текста.

2. Выпишите предложения с глаголами в форме условного наклонения.

3. Найдите предложения с глаголами в форме повелительного наклонения. Охарактеризуйте их с точки зрения интонации и цели высказывания. Выпишите предложения, в которых есть обращения, расставьте знаки препинания.

4. Найдите предложения с глаголами в форме изъявительного наклонения. В каком времени употреблены эти глаголы? Выпишите четыре глагола и разберите их по составу.

5. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова.

6-й класс

Тема: «Местоимение»

Кто наказал его?

Я обидел т_варища. Я т_лкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от м_ня. Я остался один и горько заплакал.

«Кто нак_зал его?» – спр_сила с_седка.

«Он сам наказал себя», – ответила мама.

(В.Осеева)

Задания

1. Прочитайте текст, определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разговор мамы и соседки оформите в виде диалога.

3. Найдите в тексте все местоимения. Определите их разряд и синтаксическую роль.

С.И. ЖУРАВЛЕВА,
дер. Ивановская,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru