Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

8-й класс

 

Обособление приложений

Тест № 1. Укажите номера словосочетаний, в которых нужно поставить дефис.

1) Слесарь инструментальщик;

2) гражданин прокурор;

3) Иван царевич;

4) царевич Дмитрий;

5) газ углерод;

6) юноша калмык;

7) красавица река;

8) Ильмень озеро.

Ответ: 1, 3, 6, 7*, 8.

 

Тест № 2. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обособить.

1. Изменяемую часть слова называют окончанием или флексией.

2. Месопотамия или Междуречье – это область на Ближнем Востоке.

3. Возможно, так им представлялся Велес или «скотий бог».

4. Это были далекие дубы или хижины с крышами из пальмовых веток.

5. У зверей обоняние или чутье развито очень сильно.

Ответ: 2, 3, 5.

 

Тест № 3. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нельзя обособлять.

1. В истории русской поэзии Блок известен как король Серебряного века.

2. Поэт Зинаида Гиппиус явилась ярким представителем раннего символизма.

3. Муж ее Дмитрий Мережковский был теоретиком символизма.

4. Интересный собеседник Иван Петрович был душою общества.

5. Уроженец Южного Алтая Алеша любил такие горные речки.

Ответ: 1, 2, 4.

 

Тест № 4. Укажите номера предложений, в которых приложение будет обособляться.

1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей.

2. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне.

3. Н.Гумилева как человека непоседливого и мечтательного влекла «муза дальних странствий».

4. Второй раз судьба посылала его как нашего спасителя.

5. Евпраксия Васильевна как хозяйка считала себя обязанной не замечать странностей своих гостей.

Ответ: 2, 3, 5.

 

Тест № 5. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Отступник света, друг природы, покинул он родной предел.

2. За весной, красой природы, лето знойное идет.

3. Вестник трудовых забот, над нами жаворонок в небе с утра до вечера поет.

4. Сержант Кузнецов, один из лучших снайперов, до войны был охотником.

5. Берег завален плавником, лесом, выкинутым из моря волнами.

Ответ: 5.

 

Тест № 6. Укажите номера предложений, в которых неверно расставлены знаки препинания.

1. Вот она, северная ночь, нарядная, затянутая серебристой дымкой.

2. Этим летом поехал он в Тарусу – небольшой городок на Оке.

3. Пьер как законный сын получит все.

4. Химик по образованию Ломоносов очень много сделал в этой области.

5. Его молчание было расценено как невежливость.

Ответ: 3, 4.

 

Тест № 7. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова обособляются с помощью тире.

1. Он очень любил эту игру шахматы.

2. Ясень теплолюбивая порода страдает от весенних заморозков.

3. У него сорокалетнего агронома навертывались слезы.

4. Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин.

5. Поэты, писатели акмеисты поставили перед собой задачу заново открыть ценность человеческого земного существования.

 

Ответ: 1, 5.

Тест № 8. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение.

2. Это он, красавец-барин молодой.

3. Старый кот, страшный эгоист, пробирался под столиками.

4. Ловкий импровизатор, он на ходу сочиняет пьесы.

5. Сторож знал Захара Павловича как человека, не ценившего времени.

Ответ: 1.

 

Тест 9. Укажите номера предложений, в которых неверно расставлены знаки препинания.

1. Вольная птица, монастырский дьячок, составлял единственное исключение.

2. Я оборотился назад, но мальчик, провожатый мой, скрылся.

3. Мы старожилы здешних мест, хорошо знаем все тропинки.

4. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, служил при графе Минихе.

5. В сарае у него стоял велосипед – единственное приобретение за последний год.

Ответ: 1, 3.

 

Тест № 10. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обязательно обособить.

1. В течение длительного периода банк зарекомендовал себя как надежный партнер.

2. Новый генеральный менеджер господин Крауз провел первое заседание пресс-клуба.

3. Высокоразвитая страна должна обладать современными средствами связи или иначе говоря телекоммуникациями.

4. Нас студентов университета «Дубна» ждут годы напряженной учебы.

5. Самая важная предпосылка касается политической стабильности гаранта успешного развития в нынешней весьма непростой ситуации.

Ответ: 3, 4, 5.

 

Тест № 11. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова нужно обособить только с помощью тире.

1. С самого своего возникновения психология развивается на пересечении двух областей знания естественных наук и философии.

2. Именно он одним из первых стал применять в лечебных целях психоделические средства химические соединения, которые сильнейшим образом действуют на психику.

3. Ветер нарушитель тишины скользит во мраке ночи.

4. Лондон крупнейший финансовый центр насчитывает около 500 дочерних компаний.

5. Нам россиянам предстоит преодолеть немало трудностей на пути к рынку.

Ответ: 2.

 

Тест № 12. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Позвольте поблагодарить вас за очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно.

2. Крупный русский промышленник, Е.П. Рябушинский приехал в Вену в 1906 году.

3. Антонина Кованько, горничная Сосновской, показала, что в субботу хозяйка зажигала спиртовку.

4. Инженер он великолепно знал свое дело.

5. Проходя вдоль своего вагона – временного нашего жилища, мы увидели в окне знакомую физиономию.

Ответ: 2, 4.

 

Тест № 13. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Было начало июля – самое веселое время года.

2. Ровесники годами, близкие родственники, они никогда не разлучались.

3. Какая-то ночная птица, вероятно, филин, своим криком пугала людей.

4. Плоды облепихи, ягоды с сочной мясистой мякотью, как бы облепляют ветки, отсюда и название.

5. Великий русский писатель, Гоголь – автор комедии «Ревизор».

Ответ: 3, 5.

 

Тест № 14. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Летом 1967 года на радиотелескопе были обнаружены пульсирующие источники радиоизлучения или просто пульсары.

2. На месте бывшего красного гиганта остается очень горячая и компактная звезда, состоящая в основном из гелия, белый карлик.

3. За решение этой трудной задачи взялись двое молодых ученых – Джон Адамс и Урбен Леверье.

4. Возможно, нам жителям Земли, наиболее важно знать астероиды, орбиты которых близко подходят к орбитам нашей планеты.

5. Упомянул Коперник и о Филолае – единственном философе-пифагорейце, о системе мира которого хоть что-то известно.

Ответ: 1, 2, 4.

 

Тест № 15. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Платон Афинский – знаменитый мыслитель в своих представлениях о Вселенной во многом соглашался с пифагорейцами.

2. Учитель Перикла и Еврипида, он большую часть жизни провел в Афинах.

3. Новый календарь по его поручению разработал александрийский математик и астроном Озиген, по происхождению грек.

4. Оседлый народ египтяне не нуждались в астрономических методах ориентирования.

5. Сириус, самую яркую звезду, египтяне назвали именем богини Сопдет.

Ответ: 1, 4.


* По последнему изданию Орфографического словаря / Ин-т русск. яз. им. В.В. Виноградова РАН под ред. В.В. Лопатина дефис ставится в случаях 6) и 7).

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru