Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2008

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

 

7-й класс

 

Сочетание разных типов речи в тексте

Урок русского языка по системе Занкова

Ученики делятся на группы и получают индивидуальное задание, являющееся частью общего. Общее задание – составить текст, в котором сочетаются разные типы речи, используя полученные задания. Вначале каждая группа выполняет свое задание, а затем образуются новые микрогруппы из членов всех трех групп. Выполненные части заданий анализируются, и составляется один текст. По окончании работы группа защищает свой проект.

1-й этап. Работа в группах. Учитель выполняет роль консультанта.

Задание 1. Прочитайте внимательно текст и выполните задания.

РОЗА

Не менее четырех тысяч лет назад из шиповника была выведена роза. Родина розы – Восток. Персы выращивали розы в таком количестве, что даже страну свою назвали «Сад роз». Персы верили, что, когда соловей поет над розой, он убеждает ее в своей любви. Они не знали, что соловьи любят жить в кустах роз потому, что колючки растений защищают их гнезда.

Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во время прогулок фараона и его гостей дорожки усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала символом храбрости. Выдающиеся военачальники и политические деятели награждались венками из роз. В Средние века во Франции роза стала символом красоты. На празднике роз выбирали королеву – самую красивую девушку. Поэты посвящали розе стихи и поэмы.

А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455 году два знатных рода не могли договориться, кто из них займет королевский трон. Началась Тридцатилетняя война, которая получила название Войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.

Сейчас роза, как и раньше, носит гордое название царицы цветов, радует людей своей красотой. (По Ю.Дмитриеву)

1. Определите тип речи.

2. Составьте план текста.

3. Кратко изложите содержание каждой микротемы.

Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания.

Я держу в руках самый замечательный цветок, символ любви – розу. Он похож на гордую красавицу. Наверное, чтобы его было лучше видно, он стоит на тонкой и прочной ножке, высоко неся свою голову, увенчанную многочисленными лепестками, бархатными и шелковисто-мягкими. Не сразу и не каждому открывает роза свое лицо. Медленно, по лепестку, словно присматриваясь, раскрывает она свои объятия, оберегая себя от любопытных глаз. Роза – недотрога. Ее стебель унизан шипами-колючками. Она словно говорит: «Не трогай меня». Как и любая избалованная красавица, она любит быть в центре внимания и не терпит с собой ничьего соседства. Поэтому гордо возвышается в вазе букет из роз. Если их лелеять, они долго могут стоять у вас дома, медленно сбрасывая свои лепестки. Но век розы недолог. Проходит время, и ты начинаешь замечать, как гордая головка розы опускается все ниже и ниже: она медленно умирает. Ну что ж, она порадовала своей красотой!

1. Определите тип речи.

2. Попробуйте нарисовать словесный портрет розы.

Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания.

Удивляюсь я людям, которые не любят цветов! Цветы дарят нам не только радость и наслаждение, они помогают выразить наши чувства, скрашивают жизнь. С помощью цветов можно передать свое состояние. Существует даже наука по составлению букетов, потому что с помощью подбора различных цветов человек передает свои мысли другому человеку.

А язык цветов! Узнать его просто интересно. Сегодня вы редко выбираете цветы в соответствии с тем посланием, которое хочется донести своеобразным поэтическим языком. Но почему бы не вернуть этот чудесный обычай? А вот его некоторые «тайны»:

белая роза – невинная красота;

желтая роза – вы легкомысленны;

красная роза – я пылко люблю;

тюльпан – у меня истинная любовь;

ирис – вы непостоянны;

лилия – вы чисты;

нарцисс – вы любите только себя.

1. Определите тип речи текста.

2. Сформулируйте основную мысль текста.

2-й этап. Перегруппировка. Ученики объединяются в другие группы так, чтобы в них вошли ученики из прежних групп. Задание: составить новый текст, используя материалы работы групп, в котором сочетались бы все типы речи. Придумать связки между частями текста.

3-й этап. Защита своего проекта.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru