Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
в старших классах лицея

Углубленное изучение лингвистических тем в старших классах совмещается с повторением правописания.

Основная задача данной разработки – способствовать развитию исследовательского и творческого отношения к языку и речи. Поэтому ведущим дидактическим приемом становится проблемная беседа. Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса, на который учащиеся сразу же предлагают несколько вариантов ответа. По этим ответам видно, какие смежные представления нужно скорректировать, чтобы обсуждаемая тема правильно размещалась в системе представлений о языке. После того как выясняется, почему должны быть отброшены те или иные неадекватные варианты ответа, остаются два-три здравых суждения, авторам которых предлагается их аргументировать. В дальнейшем аудитория либо находит слабое место в аргументации одного из суждений, либо приходит к выводу, что суждения не противоречат друг другу. В заключение учитель предлагает терминологически точную формулировку проработанного суждения. В начале тематического цикла такие беседы могут затягиваться на 15 и даже 20 минут. Но если на первых занятиях удалось правильно выстроить базовые представления о языке, в дальнейшем проблемная беседа будет занимать 3–5 минут. Ее ход зависит от суждений, выдвинутых учениками, поэтому в сценарии урока ее можно отразить лишь конспективно: указать проблемный вопрос и терминологически верный итог, к которому желательно прийти.

Другой немаловажной целью школьного курса по изучению родного языка является развитие творческих способностей и художественного отношения к слову. Наряду с поисковыми задачами и закрепительными упражнениями предлагаем творческие задания на лингвистические темы.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цикл уроков по изучению истории русского языка закладывает основы понимания процессов, происходящих в языке; формирует представление о динамичности языковых явлений, о генетических связях между языками, о причинах дистанции между живой разговорной и литературной разновидностью языка.

Увлекательность материала цикла «История русского языка» позволяет почти в полном объеме использовать его на уроках не только в 10-м, но и в 5–9-х классах, а также в качестве элективного курса.

Основные проблемы цикла

1. Родственные языки.

2. Фонетические изменения и фонетические соответствия.

3. Славянские языки.

4. Устная и письменная речь; история литературного и живого разговорного языка.

5. Орфографические и графические реформы в истории русского литературного языка.

6. Праславянский, старославянский, церковнославянский и древнерусский языки.

7. Грамматические особенности церковнославянского и старославянского языка.

Литература (для учащихся)

Энциклопедия для детей (Аванта +), т. 10: Языкознание. Русский язык. М., 1998.

Реформатский А.А. Введение в языкознание (любое изд.).

Новикова-Грунд М.В. Язык: открытый колодец времени. М., 1995.

Дополнительная литература (для учителя)

Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. М., 2005.

Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI–XVII вв. М., 2003.

Улуханов И.С. О языке Древней Руси. М., 2002.

Источники текстов

Киево-Печерский патерик. Киев, 1806.

Остромирово Евангелие 1056–1057. Л., 1988. Факсимильное воспроизведение.

Толстой Л.Н. Сочинения графа Л.Н. Толстаго. Тт. 1–2. М., 1889.

Юности честное зерцало. СПб., 1717.

Продолжение материала представлено в формате .pdf

В.В. ПАЗЫНИН,
Донской лицей,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru