Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

6-й класс

ТРИ УРОКА ПО СЛУЖЕБНЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ

Учебник под редакцией М.В. Панова

 

Необходимый комментарий

Свершилось: наконец-то учебники М.В. Панова и его авторского коллектива обрели «законный» статус – недавно они получили долгожданный гриф «Рекомендовано Минобрнауки Российской Федерации»! Такое официальное признание этих учебников произошло во многом благодаря усилиям издательства «Русское слово». Спасибо ему за настойчивость и целеустремленность. Возможно, теперь гораздо больше коллег обратятся в своей работе именно к пановским учебникам. Их главная отличительная черта от всех имеющихся – высочайшая научность. На страницах этих учебников представлена современная лингвистическая наука, причем не на репродуктивном уровне: «Слушайте (читайте) и запоминайте», – а на исследовательском. Главное, как считают авторы программы, – «пробудить активность мысли ученика, желание и умение искать решения лингвистических вопросов. Еще более, пожалуй, важно, что ученика убеждают, приводят доводы в пользу определенного решения изучаемых проблем; его вовлекают в научные дискуссии, он – участник поиска научной истины, он овладевает научным способом познания: учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать языковые законы». На мой взгляд, работа по учебникам М.В. Панова позволяет вести с детьми убедительный, доказательный, заинтересованный разговор об устройстве русского языка, силе его «законодательной базы», просторе для творческого использования, скрытых резервах, открывающихся только людям ищущим, неравнодушным и терпеливым.

Предлагаю коллегам три урока, проведенных нами с шестиклассниками, по теме «Служебные части речи».

Общая цель предлагаемых уроков – создание условий для расширения представлений учащихся о синонимических возможностях русского языка.

Промежуточные задачи:

• выявление общего в значении предлогов из-за, по, за, благодаря, ввиду, вследствие, по причине, в связи, установление стилевого и смыслового различия в их употреблении;

• определение синонимических средств выражения временных отношений в сложноподчиненном предложении, обогащение пунктуационных навыков учащихся;

• установление тождественности оттенков значения, вносимых в предложение ограничительно-выделительными частицами лишь, всего лишь, только, один, единственно, исключительно, и сферы их употребления.

УРОК ПЕРВЫЙ

ОЧЕНЬ ПОХОЖИЕ, НО... ВСЕ-ТАКИ РАЗНЫЕ!

(Предлоги-синонимы, § 37)

Предыдущий материал – § 36 «Употребление и правописание предлогов».

Задание 1. Повторение изученного. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Пок_залась из-за леса, (не)урожай (в)следстви_ засухи, по(с,сс)орились (изза)дачи, не здоровается (изза)зав_сти, купил (изза)в_сти, отменили (по)причине тумана, возмущались (в)связи с повышением цен, утеплили (в)виду предстоящего пох_лодания, пострадал (за)критику, ур_нил по (не)осторожности.

• Проверка выполнения задания.

Задание 2. Произведите синтаксический разбор всех словосочетаний и определите, какие отношения между главным и зависимым словом выражают предлоги.

Вывод учащихся: во всех словосочетаниях, кроме первого, предлоги выражают причинное отношение, так как от главного слова к зависимому задается один и тот же вопрос – почему? Поэтому все эти предлоги можно считать синонимами.

Слово учителя. В предыдущих классах вы познакомились с лексическими синонимами – словами, либо совпадающими в значении, либо близкими по смыслу. Например, спешить – торопиться, громадный – огромный, холод – мороз... Приведите свои примеры. Являются ли лексическими синонимами примеры из задания 1? (Нет, разумеется, это уже предложно-падежные конструкции, входящие в различные словосочетания!)

Итак, задача нашего урока – расширить представления о выражении синонимических отношений в русском языке.

Задание 3. Лингвистический эксперимент № 1.

Замените поочередно в каждом словосочетании предлог другими, выражающими причинное отношение, сделайте выводы об их взаимозаменяемости.

Результат выполнения.

Показалась из-за леса – предлог из-за выражает пространственное отношение, поэтому не может быть заменен никаким другим из встретившихся в задании. То, что он способен выражать разные, не связанные друг с другом отношения, говорит о его омонимичности.

Неурожай вследствие засухи – из-за засухи, по причине засухи, в связи с засухой, ввиду засухи. (Словосочетание неурожай ввиду засухи у вас не вызывает сомнений? Скоро мы к нему вернемся.) Варианты с предлогами за и по невозможны.

Поссорились из-за дачи? (Вариантов нет.)

Не здоровается из-за зависти – вследствие, по причине. Удачны ли выражения вследствие зависти, по причине зависти? Здесь происходит смешение стилей, «вследствие, по причине» как бы из другой речи... – Молодцы! Об этом мы сейчас тоже поговорим. Вариант с предлогом в связи с вызывает смех, предлоги за и по вовсе неуместны.

Купил из зависти – вследствие, по причине, в связи с. (В классе хохот – уродливо-канцелярский характер выражений понимает каждый.) Ситуация с предлогами за, по та же, что и в предыдущих примерах.

Отменили по причине тумана – вследствие, из-за, в связи с, ввиду (за и по невозможны).

Возмущались в связи с повышением цен – вследствие, из-за, по причине, ввиду. (Предлоги за и по снова «лишние»).

Утеплили ввиду предстоящего похолодания – вследствие (очень сомнительный вариант), из-за, по причине, в связи с. О предлогах за и по не может быть и речи.

Пострадал за критику – вследствие, по причине, в связи с (варианты малопривлекательны – смешение стилей), из-за – равноценный вариант. Предлоги по и ввиду использовать невозможно.

Уронил по неосторожности – вследствие, по причине, в связи с, из-за – заменяемость та же, что и в предыдущем примере, с предлогами за или ввиду словосочетание невозможно.

Выводы.

1) Предлог из-за является нейтральным и используется во всех стилях речи, не всегда может быть заменен синонимическими предлогами.

2) Производные предлоги вследствие, по причине, в связи с, ввиду используются в деловой или научной речи и могут быть заменены предлогом из-за.

3) Предлоги по и за не являются взаимозаменяемыми, оба не могут употребляться вместо производных предлогов с причинным значением. И за, и по взаимозаменяемы с предлогом
из-за.

4) Предлоги вследствие и ввиду имеют свои особенности употребления.

Учитель. Молодцы, ребята, вы сделали очень точные и верные выводы. В нашем языке наряду с лексическими синонимами есть и морфологические, в данном случае – предложно-падежные конструкции, в которых для выражения причинных отношений используются различные предлоги. Обратимся к последнему вашему выводу. Давайте разберемся, когда нужно использовать предлог вследствие, а когда – ввиду.

Задание 4. Лингвистический эксперимент № 2.

Прочитайте предложения, на место пропусков попытайтесь вставить предлоги вследствие или ввиду, определите речевые ситуации, в которых они употреблены. Сделайте вывод об особенностях их использования. Если затрудняетесь, оставьте пропуск незаполненным.

1) _________ предстоящей командировки лектора лекция переносится на следующую пятницу.

2) _________ недостаточности внесения удобрений урожайность зерновых оказалась значительно ниже прошлогодней.

3) _________ продолжительной болезни учащийся 6-го класса Бутузов Владимир отстал по многим предметам и нуждается в экстренной педагогической помощи.

4) _________ обильного снегопада вся снегоуборочная техника вышла на улицы города.

5) _________ прогнозируемого синоптиками урагана в городе объявлено штормовое предупреждение.

6) _________ грядущего повышения цен люди срочно стали запасаться продуктами первой необходимости.

Выводы.

1) Предлог вследствие указывает на результат события или явления (событие или явление уже произошло), предлог ввиду используется, когда речь идет о предстоящих еще событиях (явлениях). Поэтому встретившееся выше словосочетание Неурожай ввиду засухи является неграмотным – была засуха, поэтому и урожай получился плохой, то есть речь идет об уже состоявшемся факте.

2) В данных предложениях использованы такие возможные речевые ситуации: объявление (№ 1), отчет председателя сельскохозяйственного кооператива (№ 2), выступление завуча на школьном педсовете (№ 3), сообщение в выпуске новостей по телевидению или радио (№ 4–6).

3) Оба предлога характерны для книжной или деловой речи. Также они могут использоваться и в разговорной, если разговаривают ученые (так выразились дети!).

Задание 5. Проверочная работа. Вставьте пропущенные предлоги, синонимичные предлогу из-за, допишите окончания существительных и прилагательных, заполните орфографические пропуски.

1) _______________ жар_, уст_новивш_ся две недели назад, вся зелень начала ув_дать.

2) _______________ предстоящ_ встреч_ глав государств полици_ пр_шлось принять бе_прецедентные меры безопас_ност_.

3) ______________ капитальн_ ремонт_ де_ский сад был закрыт на два месяца.

4) ______________ ураган_, обрушивш_ся на город, аэропорт был закрыт, и все полеты пришлось отменить.

5) ______________ многокилометров_ пробк_ мы решили доб_раться до в_кзала на метро.

6) ______________ объявленн_ на завтра временн_ отключени_ электроэнергии Настя отправилась в магазин за свечами.

7) ______________ приближающ_ся ледоход_ рыбаки были вынуждены отказаться от зимней рыбалки.

Домашнее задание. Составьте несколько объявлений (в том числе и шуточного характера), используя предлоги вследствие, ввиду, в связи с.

УРОК ВТОРОЙ

СОЮЗЫ-«КУРАНТЫ»

(Подчинительные союзы, выражающие временные отношения)

Предыдущий материал – § 41, «Подчинительные союзы» (урок-дайджест: отношения, выражаемые подчинительными союзами).

Задание 1. Вернемся к таблице, с которой мы работали на предыдущем уроке.

Простые Отношения Составные Отношения
где

чтобы

будто

словно

точно

если

хотя

пока

едва

ибо

что

место

цель

сравнение

сравнение

сравнение

условие

уступительность

время

время

причина

пояснение

из-за того что

потому что

оттого что

вследствие того что

так как

так что

как будто

несмотря на то что

в то время как

до тех пор пока

как только

причина

причина

причина

причина

причина

следствие

сравнение

уступительность

время

время

время

 

Основные подчинительные союзы и выражаемые ими отношения

• Назовите союзы-синонимы.

• Сегодня на уроке мы более подробно займемся союзами, выражающими временные отношения. Их гораздо больше, чем представлено в таблице. Кроме перечисленных, временные отношения выражают также союзы когда, лишь только, едва лишь, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока не, после того как и др. У вас наверняка уже возник вопрос: а внутри союза запятую ставить? В ходе урока мы рассмотрим разные способы пунктуационного оформления сложноподчиненных предложений с этими союзами и установим причины двоякой постановки запятых. Но вначале убедимся еще раз, насколько важна роль знаков препинания в языке. О казнить нельзя помиловать вы уже знаете. Вот еще один показательный пример.

Информация для любознательных!

ЦЕНА ОШИБКИ

Самая дорогостоящая ошибка в пунктуации сделана в США в ноябре 1962 года. Из-за того что в программе вычислительной техники был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Канаверал, пришлось подорвать. А она стоила 18 миллионов долларов... (Из газеты «Педагогический вестник»)

– Надеюсь, комментарии излишни? Вернемся к временным союзам.

Задание 2. В данных предложениях поставьте пропущенные запятые (в каждом предложении пропущена только одна! – на границе главной и придаточной частей), обведите союзы, выражающие временные отношения.

1) Как только давление в трубках падало кристаллы начинали частично растворяться. 2) Когда в ХIII веке индийские алмазы появились в Европе ювелиры долго не могли справиться с огранкой этого сверкающего камня. 3) С тех пор как около пяти тысяч лет назад миру стал известен алмаз он не переставал привлекать к себе внимание людей. 4) После того как твердые останки животных и растений падают на дно в ходе тысячелетий образуются колоссальные скопления извести. 5) После того как глубины морей медленно поднимаются на поверхность и воды отходят на месте морей и океанов вырастают мощные горные цепи. (По А.Ферсману)

• Определите стиль речи, характерный для этих предложений.

• Докажите, что все обведенные вами подчинительные союзы выражают именно временные отношения. (Для этого достаточно поставить вопрос от главной части к придаточной.)

• В каких предложениях возможна замена временнoго союза синонимичным когда? Прочитайте их в измененном виде. (Предложения 1, 3, 4, 5.) Равноправна ли замена? (Да, союз когда является нейтральным и используется во всех стилях речи, в отличие от союзов как только, после того как, имеющих оттенок книжности.)

• В каких предложениях «рука просится» поставить запятую внутри сложных союзов? (Предложения 3, 4, 5.)

Запомните! Сложный подчинительный союз обычно не расчленяется, если придаточное предложение предшествует главному! Об условиях расчленения мы поговорим позднее, в 9-м классе, когда подробно будем изучать сложноподчиненное предложение.

• Вернемся к предложениям 3, 4, 5. Запишите их, поменяв местами главные и придаточные предложения, не расчленяя временные союзы.

Результат выполнения.

3) Алмаз не переставал привлекать к себе внимание людей, с тех пор как около пяти тысяч лет назад он стал известен миру. 4) В ходе тысячелетий образуются колоссальные скопления извести, после того как твердые останки животных и растений падают на дно. 5) На месте морей и океанов вырастают мощные горные цепи, после того как глубины морей медленно поднимаются на поверхность и воды отходят.

• Прочитайте предложения вслух. А теперь прочитайте так, если бы запятая стояла внутри сложного союза. Как изменилась интонация?

Задание 3. Представим ситуацию: только что в классе была проведена генеральная уборка, и все заблестело чистотой. Используя сложные временные союзы как только, едва лишь, прежде чем, с тех пор как, после того как, составьте предложения в двух вариантах – расчленяя союзы и не расчленяя. Обязательное условие – придаточное предложение должно стоять после главного!

Проверка.

– Какие союзы невозможно использовать для описания данной ситуации? Почему? Придумайте свои ситуации, в которых было бы уместным их использование.

– Докажите, что только один из использованных союзов оказалось возможным расчленить.

Задание 4. Используя разные временные союзы, допишите придаточную часть к данной главной: Я приеду... Некоторые предложения запишите с двоякой пунктуацией: перед союзом и внутри него.

Задание 5. Мини-изложение.

Острова приближались. По мере того как становилось мельче, волна делалась резче, злее. Брызги от волн залетали в лодку, и под сланью захлюпало, заболталась вода у ног Саньки. Он обратил внимание на это, когда слань стало поднимать вверх и она вместе с водой закаталась от борта к борту, стала постукивать по ним и напоминала о возможной беде. (Л.Коконин)

(Примечание. Слань – от глагола стлать (слать) – деревянная решетка на дне лодки. – И.Г.)

Грамматическое задание.

1) Сохраните сложный временн?й союз.

2) Союз когда замените синонимичным сложным.

Подведение итогов. Почему этот урок я назвал «Союзы-“куранты”»?

Домашнее задание. Составьте несколько предложений, используя сложные временные союзы, о которых на уроке речь не шла.

УРОК ТРЕТИЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИЦЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ
ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ

(Лишь, только, только лишь, всего лишь, единственно, исключительно, один)

Предыдущий материал: «Всякая всячина» – § 46. Что такое частицы?

Задание 1. Прочитайте предложения, укажите ограничительно-выделительные частицы.

1) За два часа мы прошли только два километра. 2) Лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. 3) Только к полночи мы выбрались на твердую землю. 4) Одни звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние дни. 5) «Завещание» М.Ю. Лермонтова – всего лишь разговор умирающего солдата, раненного навылет в грудь, со своим земляком. (К.Паустовский)

Лингвистический эксперимент № 1. Прочитайте эти предложения без ограничительно-выделительных частиц. Как изменился смысл каждого предложения? Почему эти частицы называются именно так?

Лингвистический эксперимент № 2. В каждом предложении замените ограничительно-выделительную частицу синонимичной. Во всех ли случаях удалось это проделать?

Выводы.

Частицы только, лишь являются полностью взаимозаменяемыми (предложения 1–3). В предложении 3 замена частицы только на всего лишь является неудачной, так как меняется смысл высказывания с долго, поздно на быстро, рано. В отличие от частиц лишь и только, частица один имеет меньшую сферу использования.

Задание 2. Замените возможными синонимическими частицами частицу один в предложении На улице холодно, а ты в одной кофточке вышла.

• В каком стиле речи вы использовали сейчас эти частицы?

Задание 3. По аналогии с предложением В этом лесу нам встречались исключительно маслята придумайте несколько своих, используя частицу исключительно.

Задание 4. Ошибочным будет мнение, что ограничительно-выделительные частицы присущи в основном разговорной речи. Опровергните его, прочитав следующие предложения (учебник географии для 9-го класса А.И. Алексеева и В.В. Николиной).

1) По мнению ученых, лишь горожане в третьем поколении (родители которых выросли в городе) могут являться настоящими носителями городской культуры.

2) Технические культуры занимают лишь 5 процентов всей посевной площади в России.

3) Из 17,1 млн кв. км всей территории России сельскохозяйственные угодья составляют только 2, 22 млн кв. км, или 13 процентов.

4) Единственно пригодные для занятия земледелием территории (имеется в виду Сибирь. – И.Г.) – долины крупных рек, под которыми почва оттаивает на достаточную глубину.

Вывод. Ограничительно-выделительные частицы широко используются и в научной речи.

• Найдите в ваших учебниках истории примеры, подтверждающие этот вывод.

Задание 5. Ограничительно-выделительные частицы нередко употребляются и в поэтической речи, особенно в песенной: Только раз бывает в жизни встреча... – или целый «букет» таких частиц в известной песне Анны Герман: Всего один лишь только раз цветут сады в душе у нас...

Домашнее задание. Запишите строки из известных вам песен, в которых встречаются эти частицы.

Задание 6. Вставьте подходящие ограничительно-выделительные частицы в данные предложения.

1) Дед ушел через два часа. 2) Мы вытащили рыбу через несколько минут. 3) Рувим застыл – так клюет очень крупная рыба... 4) В деревушке не было видно ни души, черный пес с серыми глазами лаял на меня. 5) Ледяные звезды стояли над безмолвным и черным краем, и в доме Пожалостина тускло светилось окошко – дочь его читала до рассвета. 6) Тишина нарушается звоном комаров и всплесками рыб. 7) Потом снова темная тишина, изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. (Из произведений К.Паустовского)

Послесловие автора

На данных уроках дети расширяли свои представления о синонимических возможностях русского языка и говорили о разных уровнях проявления синонимии: лексическом, морфологическом, синтаксическом. Несмотря на то что синонимы дают говорящему или пишущему свободу в выборе языковых единиц, ребята не раз подчеркивали как полное сходство в их значении, так и некоторое различие – не каждая метель – пурга... (см. примеры выше). Кроме того, что работа проходила при очень высокой детской активности, она еще раз убедила ребят в богатстве нашего языка, красоте его логики и системности, в отсутствии хаоса на всех его уровнях – от слова до текста.

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru