Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Сложное бессоюзное предложение

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте пословицы. Какие синтаксические отношения выражены в данных сложных бессоюзных предложениях? Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям их частей и запишите, расставляя знаки препинания.

1) Май холодный год хлебородный. 2) Ветры горы разрушают слово народы подымает. 3) Август варит сентябрь к столу подает. 4) Сам земле не поклонишься она к тебе не придет. 5) С лодырем поведешься горя наберешься. 6) Не копай другому яму сам в нее попадешь. 7) Не сушит человека работа сушит забота. 8) Есть терпенье будет и уменье. 9) Июль сладкоежка щедр на душистые ягоды. 10) Ноябрь пригвоздит декабрь намостит. 11) Увидел грача весну встречай. 12) Авоська веревку вьет небоська петлю затягивает. 13) Август густарь разносол всего вдоволь. 14) Дом без углов не строится без пословицы речь не молвится. 15) Учись доброму худое на ум не придет. 16) Натаскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло. 17) На что вороне большие хоромы знай ворона свое гнездо. 18) Хочешь поймать рыбу не взбирайся на дерево. 19) Осень хвастлива зима справедлива. 20) Больше хлеба на полях больше хлеба в закромах. 21) Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. 22) Держись за дубок дубок в землю глубок. 23) Глаза без души слепы уши без сердца глухи. 24) Жизнь не камень на одном месте не лежит а вперед бежит. 25) Не был на чужбине не оценишь сполна свою страну. 26) Старший начинает младший продолжает. 27) Есть совесть есть и стыд. 28) Сорвался вмиг и улетел гусиный стан теперь кулик среди болот велик султан. 29) Не делай зла не будешь в вечном страхе.

• Назовите предложения, которые иллюстрируют пунктуационное правило «Тире между подлежащим и сказуемым». Подчеркните в них грамматические основы, укажите способ из выражения. В каких из этих предложений тире между главными членами не ставится? Почему?

• Какова функция и в предложении 27?

Задание 2. Отгадайте загадки. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Каких знаков препинания они требуют? Начертите схемы бессоюзных сложных предложений с указанием значения частей, напишите проверочные союзы.

1) Посмотри в окошко: идет тоненький Антошка.

2) Потяну за веревку – встанет гора.

3) Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?

4) Дашь попить – станет говорить.

5) Голова большая,
Шея тонкая.

6) Идут в лес – стелют холст, возвращаются домой – стелют холст.

7) У меня есть дерево.
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая – белая.

8) Конь бежит, земля дрожит.

9) Один лежит, другой бежит, третий кланяется.

10) Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.

11) В одной комнатушке соседи живут: одни все кусают, другие жуют.

12) Недотрога от порога
Никуда не отойдет.
Гость его заденет пальцем –
Он хозяина зовет.

(Для справок: звонок; зубы; дождь; дорога; крапива; верблюд; гром; географическая карта; лыжи; чернила, перо; год, месяцы, дни, ночи; кочан капусты.)

Задание 3. Прочитайте. Определите границы простых частей в составе данных сложных бессоюзных предложений и укажите их количество. Чем осложнены части данных сложных предложений?

I. 1) Зеленые дорожки в лесу все будто курятся туман везде поднимается вода пузырьками садится на листья на хвоинки елок на паутинные сети на телеграфную проволоку. (М.Пришвин) 2) По лопухам по крапиве по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки отцветает черемуха. (М.Пришвин) 3) Сосна была высокой прямой на темно-зеленой коре литого ствола ни одного сучка и ни единого шрама от сучка. (В.Бочарников) 4) Дождь почти перестал ветер стал менее влажным зато пронизывал холодом. (Ж.Верн) 5) Туман клубится над водой восток алеет и бросает розоватый отблеск на реку. (М.Твен)

II. 1) В судьбе нет случайностей человек скорее создает нежели встречает свою судьбу. (Л.Н. Толстой) 2) Благородные живут в согласии с другими людьми но не следуют за ними низкие следуют за другими людьми но не живут с ними в согласии. (Конфуций) 3) Самое короткое выражение смысла жизни такое мир движется совершенствуется задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему.4 (Л.Н. Толстой) 4) Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся. (Л.Н. Толстой) 5) Через слово человек общается мыслью через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего но и будущего. (Л.Н. Толстой) 6) Патриотизм не должен ослеплять нас любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка а не слепая страсть. (Н.Карамзин) 7) Долог путь наставлений краток и убедителен путь примеров. (Сенека)

• Определите смысловые отношения между частями данных сложных бессоюзных предложений и запишите, расставляя нужные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, укажите способ их выражения.

• Укажите синтаксическую роль однородных членов, встретившихся вам в этих предложениях. Вспомните и проговорите пунктуационные правила, которыми следует руководствоваться при оформлении данных предложений с однородными членами.

• Укажите средства связи однородных членов. Определите разряд союзов, связывающих однородные члены, по значению.

• Укажите сложные бессоюзные предложения, в которых совмещаются разные значения между частями.

• Начертите схемы предложений № 3, 4 (I).

• Произведите полный синтаксический разбор и начертите схему предложения № 3 (II).

• Поразмышляйте в небольшой письменной работе над смыслом слов философа Конфуция (предложение 2, II).

Задание 4. Определите границы простых частей в составе данных сложных бессоюзных предложений и укажите их количество. Чем осложнены простые части сложных предложений?

I. 1) Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве усеянной лилиями всегда человеку приходится взбираться по голым скалам. (Д.Рёскин) 2) Время затраченное впустую есть существование время употребленное с пользой есть жизнь. (Э.Юнг) 3) Не следует обижаться на людей утаивших от нас правду мы сами постоянно утаиваем ее от себя. (Ф.Ларошфуко) 4) Он скрепил вместе несколько стволов сваленных бурей получился маленький плот. («Синдбад-мореход»)

II. 1) Не все достойные люди добиваются успеха никто не добивается успеха не обладая достоинствами. (А.Моруа) 2) Задумав дело не говори о нем не удастся засмеют. (Питтак) 3) Давая себе поблажки человек ленится и трусит усилием воли он заставляет себя трудиться на совесть и совершать геройские поступки. (А.Моруа)

• В каком предложении (см. I) имеются сочетающиеся знаки препинания? (В предложении 4.)

• Объясните: почему это необходимо? Разберите это предложение синтаксически.

Задание 5. Прочитайте. Определите количество простых частей в составе сложных бессоюзных предложений. Какие значения в них совмещаются? Каких знаков препинания они требуют?

Запишите, решая пунктуационные задачи; подчеркните грамматические основы. Укажите графически, какими синтаксическими конструкциями осложнены эти предложения.

1) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. (Л.Н. Толстой) 2) Храни огонь родного очага и не позарься на костры чужие таким законом наши предки жили и завещали нам через века храни огонь родного очага! (О.Фокина) 3) Плохой друг как тень в солнечный день беги не убежишь в пасмурный день ищи не сыщешь. (А.Кунанбаев) 4) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (А.Пушкин)

Задание 6. Запишите сначала сложные бессоюзные предложения, в составе которых две простые части, затем – сложные предложения, в составе которых более двух простых частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Начертите схемы сложных бессоюзных предложений, в которых сочетаются разные значения между частями.

I. 1) Поверьте мне я чист душою. (Н.Рубцов) 2) После грозы вдруг стало очень холодно начался сильный северный ветер. (М.Пришвин) 3) Уж верба вся пушистая раскинулась кругом опять весна душистая повеяла крылом. (Л.Фет) 4) Оглядываюсь с гордостью назад прекрасно родовое древо наше! (С.Викулов) 5) Солнце садится в тучи дым припадает к земле облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями все это приметы дождя. (К.Паустовский) 6) Было серое ноябрьское утро моросил дождь. 7) Весной весь мир преображается на деревьях распускаются зеленые листочки нарядные цветы украшают землю. 8) Исчезал сонный небосвод опять одевало весь морозный мир синим шелком неба. (М.Булгаков) Утро великолепное в воздухе прохладно солнце еще невысоко. (И.Гончаров)

II. 1) Благородный человек предъявляет требования к себе низкий человек предъявляет требования к другим. (Конфуций) 2) Будьте внимательны к своим мыслям они начало поступков. (Лао-Цзы.) 3) Скромный человек может добиться всего горделивый все потерять скромность всегда имеет дело с великодушием гордыня с завистью. (А.Ривароль) 4) Жизнь получает свое богатство от мира цену ей дает любовь. (Р.Тагор) 5) Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства голова должна воспитывать сердце. (Ф.Шиллер) 6) При соединении и малое растет при раздоре и величайшее распадается. (Саллюстий) 7) Гордость лишена лучшего из пороков она не способна скрываться. (Ф.Бэкон) 8) Секрет успеха в обществе прост нужна известная сердечность нужно расположение к другим. (Р.Эмерсон) 9) Человеческое сердце не знает пределов человеческий ум ограничен. (А.Ривароль) 10) У человека нет выбора он должен оставаться человеком. (Польская мудрость) 11) Недостаточно иметь заслуги надо уметь людям понравиться. (Ф.Честерфилд) 12) Возвышенные натуры творят добро низшие натуры принимают его. (Аристотель)

• Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них опущен? Какие знаки препинания вы поставили на месте пропуска этих членов?

• Как вы понимаете смысл афоризма Саллюстия? Согласны ли с выраженной в нем мыслью? Какие произведения литературы подтверждают мысль Саллюстия, говорят о силе единства людей? Приведите примеры пословиц, поговорок, афоризмов о счастье.

Задание 7. Запишите пословицы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Какие значения совмещаются в данных сложных бессоюзных предложениях? Начертите схемы, укажите в них характер отношений между частями.

1) Сильный напрягся сильнее стал слабый напрягся хребет сломал. 2) Лебедь по поднебесью мотылек над землей всякому свой путь. 3) Годы не птица улетят не воротишь. 4) Добром добро оплатишь молодец на зло добром ответишь ты мудрец. 5) Не ищи безупречной пищи останешься голодным не ищи безупречного друга останешься одиноким.

• В составе каких сложных бессоюзных предложений имеются неполные предложения?

• Проиллюстрируйте примерами данного задания пунктуационное правило «Тире между подлежащим и сказуемым». Почему не ставится тире между подлежащим и сказуемым в первой части сложного бессоюзного предложения 3 и в последней части сложного предложения 1?

• Укажите побудительное предложение.

• Начертитe схему предложения 3.

• Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данных предложений?

Задание 8. Прочитайте народные приметы. Запишите сначала сложные бессоюзные предложения, в которых сочетаются разные значения между частями; расставьте знаки препинания; подчеркните грамматические основы и начертите схемы с указанием значений между частями. Затем запишите сложные бессоюзные предложения, состоящие из двух частей, определите их значения.

1) Бабье лето ненастно1 осень сухая бабье лето ведренно5 осень1 будет ненастная и холодная. 2) Пчелы вчера1 весело3 летали будет солнечный день. 3) Чайки садятся на воду будет хорошая погода высоко поднимаются2 и кружатся1 к сильному ветру. 4) Ночью не выпало6 росы6 в низинах2 не появился туман быть пасмурному дню. 5) Воробьи затихли и спрятались под крышу приближается6 гроза. 6) Грачи вьются1 высоко стаями и опускаются6 стрелой на землю будет дождь. 7) Нет бабочек завтра будет хорошая3 погода. 8) Лилия едва поднимается2 утром над водой после обеда будет дождь. 9) Туман стелется по земле жди оттепели. 10) Летают и нервозно2 шумят галки и вороны завтра будет снегопад. 11) Вечером выпала обильная роса завтра будет солнечная погода. 12) Бледное солнце с утра быть дождю к вечеру.4 13) Туман утром стелется по воде будет солнечная погода. 14) Соловей поет всю ночь будет солнечный день. 15) В лесу много рябины осень будет дождливой.

• Замените несколько сложных бессоюзных предложений синонимичными сложноподчиненными. Изменится ли при замене пунктуация? Понаблюдайте над интонацией обеих конструкций.

• Почему в народных приметах в основном используются сложные бессоюзные предложения? Какое значение между их частями является преобладающим? Почему?

• Исследуйте: чем интересно строение грамматических основ данных предложений? Определите способ выражения подлежащего и тип сказуемого в каждом предложении.

• Выделите все односоставные предложения в составе сложных, укажите их вид. Произведите полный синтаксический разбор предложений 7, 10.

• Выполните другие виды разборов, указанных индексами вверху слов.

Задание 9. Прочитайте предложение, обозначая его интонационные особенности. Как называется данная синтаксическая конструкция? Докажите. Начертите схему предложения, объясните расстановку знаков препинания.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь2 в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая3, изредка2 забрасывало2 за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет1; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою3 очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся3 со светом. (И.Тургенев)

• Объясните правописание выделенных в словах орфограмм.

• Выполните указанные виды разборов.

Задание 10. Прочитайте. Какие типы сложных предложений представлены в текстах? Запишите, решая пунктуационные задачи. Подчеркните грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях, начертите их схемы и укажите характер смысловых отношений между частями.

1) Человек не должен жаловаться на времена из этого ничего не выходит. Время дурное ну что ж на то и человек чтобы улучшить его. (Т.Карлейль)

2) Малые страдания выводят нас из себя великие же возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глухой звук разбейте его на две части он снова издаст чистый звук.

3) Есть два рода счастья счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели второе от судьбы.

Счастье основанное на тщеславии разрушается им же слава злоречием богатство обманом. Основанное на добродетели счастье ничем. (Л.Толстой)

4) Я сорвал цветок он увял. Я поймал мотылька он умер у меня на ладони. И тогда я понял прикоснуться к красоте можно только сердцем. (По Г.Л. Прасоловой)

5) Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах нигде не мерцал огонек не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим поля бесконечно тянулись за полями кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. (И.Тургенев)

Задание 11. Прочитайте стихотворение.

* * *

Колокол дремавший
Разбудил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон
Где-то за дорогой
Замирает звон.

(С.Есенин)

• Что объединяет предложения данного стихотворения? Какой поэтический прием лежит в их основе? (Предложения близки интонационно, одинаково построены – синтаксически параллельны.)

• Определите, сколько здесь синтаксических параллелей и какую роль они играют, как влияют на наше восприятие стихотворения. (Четыре самостоятельных предложения, каждое состоит из двух частей, которые связаны друг с другом при помощи интонации, без союзов. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. Сложные бессоюзные предложения, короткие, не осложненные, придают данному тексту динамичность, легкость. Ничто не препятствует приходу нового дня, пространство стиха – открытое, широкое, наполняется солнечным светом, колокольным звоном, синью, жизнью.)

• Выделите лексический ряд и выразительные средства фонетики, которые наряду с бессоюзием усиливают выразительность фразы, создают настроение радости, полноты жизни, ожидания светлого, теплого, доброго.

• Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста?

• Запишите стихотворение по памяти или под диктовку, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

Задание 12. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Охарактеризуйте интонационные особенности предложений. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какой интонации они требуют? Найдите в стихотворении тропы и фигуры, в которых используются глаголы. Как они называются? Какова их выразительная роль?

* * *

По опушке шла Весна
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке
Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли
Загалдели цапли.
Испугались муравьи
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
Чу-де-са!

(Вл. Степанов)

• 3апишите, решая пунктуационные задачи. Объясните графически постановку тире в этих предложениях.

Задание 13. Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите, какие типы речи использованы в тексте.

Выйди зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри вокруг себя и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится.

Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелетывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются.

Заморозь чугун с водой – он окаменеет. Поставь замороженный чугун в огонь: станет лед трескаться, таять, пошевеливаться; станет вода качаться, бульки пускать; потом… загудит, завертится. То же делается и на свете от тепла. Нет тепла – все мертво; есть тепло – все движется и живет. Мало тепла – мало движения; больше тепла – больше движения; много тепла – много движения; очень много тепла – очень много движения.

Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца.

Ходит солнце низко зимой, стороною, не упирается лучами в землю – ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить вприпор к земле – отогреется все на свете и начнет шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто все это сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все это приготовил? Солнце. (По Л.Н. Толстому)

• Определите структуру предложений данного текста; объясните систему знаков препинания.

• Какова роль сложных бессоюзных предложений в данном тексте?

• Дайте подробную характеристику сложным многочисленным предложениям с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними; начертите схему.

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Липецкая обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru