Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

9-й класс

 

Анализ стилистической структуры
и средств выразительности
публицистического текста

Прочитайте внимательно текст и выполните задания после него.

Что такое культура? Зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин…». А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

(В.Непомнящий)
(130 слов)

 

А1. Определите тему и стиль текста. Свое мнение обоснуйте.

А2. Объясните расстановку знаков препинания во втором абзаце.

А3. Какие стилистические конструкции преимущественно использованы в тексте?

А4. Приведите примеры общественно-политической лексики. Для чего ее использует автор?

А5. Приведите примеры эмоциональной, экспрессивной и оценочной лексики. Для чего ее использует автор?

А6. Укажите предложения, в которых однородные члены выполняют функцию изобразительных средств.

А7. Каково значение слова гуманитарная (предложение 6)?

а) Человеческая; б) человечная; в) обращенная к человеческой личности; г) относящаяся к изучению культуры и истории народов.

А8. Из предложений первого абзаца выпишите слово, имеющее значение «обычай, установившийся порядок в поведении и быту».

А9. В каких предложениях выражается авторская позиция?

А10. К одной ли части речи относится слово что в 1-м и в 5-м предложениях? Укажите часть речи.

А11. Укажите номер предложения с однородным подчинением придаточных.

А12. Из второго абзаца выпишите все местоимения и укажите их разряд.

А13. Напишите рассуждение по данному тексту.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru