Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Д.А.  ХАУСТОВА,
г. Москва


Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.

* * *

Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

(И.Бунин)

1. Прочитайте стихотворение. Представьте себя художником: что бы вы изобразили на своем полотне?
2. Выпишите цветовые эпитеты.
3. Найдите в тексте слова, с помощью которых названы действия. Какими частями речи они являются?
4. Подготовьте это стихотворение к письму по памяти.

Снег да снег

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Засыпающим в воздухе паром.

(А.Блок)

1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Блока.
2. Выпишите слова с антонимичными корнями. Как вы думаете: зачем автор создает контраст?
3. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной и той же части речи?
4. Подготовьте этот текст к письму по памяти.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

(И.Никитин)

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И.Никитина. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Как вы понимаете название стихотворения?
3. Понаблюдайте за рифмой. Выпишите рифмующиеся слова. Являются ли они словами одной и той же части речи?
4. Подготовьте отрывок к письму по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Метель

Ночью в полях под напевы метели
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, –
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

(И.Бунин)

1. Прослушайте отрывок из стихотворения И.Бунина. О чем оно?
2. Подберите синонимы к глаголам мнится, дремлют.
3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
4. Выразительно прочитайте стихотворение, напишите письмо по памяти.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

(А.Пушкин)

1. Прочитайте стихотворение А.Пушкина. С каким чувством пишет поэт о зиме? Как он ее называет?
2. Выпишите слова, в которых автор передал красоту зимы.
3. Напишите о своем понимании приложения волшебница зима.
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Чередование гласных в корнях». Объясните написание гласной в корнях.
5. Выучите стихотворение, подготовьтесь к письму по памяти.

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

(И.Бунин)

1. Прослушайте стихотворение. Какая известная картина могла бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?
2. Выпишите из текста метафоры.
3. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
4. Как образовано существительное половодье? Выполните морфемный разбор этого слова.
5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

(А.Бунин)

1. Прослушайте стихотворение. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Объясните значение слова в забытьи.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выразительно прочитайте стихотворение И.Бунина, подготовьтесь к письму по памяти.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет...

(А.К. Толстой)

1. Прослушайте стихотворение. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной части речи?
2. Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите их спряжение.
3. На какое слово первого предложения падает логическое ударение?
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Правописание н и нн в именах прилагательных».
5. Подготовьте стихотворение А.К. Толстого к письму по памяти.

Ветер принес издалека
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

(А.Блок)

1. Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете словосочетание бездонная лазурь?
2. Выпишите из текста пару слов с антонимичными корнями. Подумайте, почему А.Блок вводит такое противопоставление.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выучите стихотворение. Подготовьтесь к письму по памяти.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru