Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.К. МОРОЗОВ,
школа-интернат, с. Поляны,
Рязанский р-н, Рязанская обл.


Задания по развитию мыслительных способностей при изучении темы «Имя числительное»

6-й класс

Урок первый

Задание 1. Подчеркните четвертое лишнее.

Определение, числительное, подлежащее, сказуемое.

Задание 2

а) Вставьте пропущенные буквы и подчеркните четвертое лишнее.

Д_вал
мес_ный
р_скнул
тр_щал

слыш_т
вид_т
дыш_т
кол_т

вя_кий
чес_ный
извес_ный
вкус_ый

б) Расставьте знаки препинания и найдите третье лишнее предложение.

Ранняя осень прекрасная пора. Дни стоят тихие и солнечные. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Лермонтов)

Урок второй

Задание 1. Решите пропорции, подчеркните правильный вариант.

Задание 2. Расставьте знаки препинания и найдите третье лишнее предложение.

Из полынного островка выскочил заяц и покатился по полю. Я вздрогнул присел от неожиданности. Я пошел по дороге и заяц заковылял за мной.

Урок третий

Задание 1. Подчеркните четвертое лишнее.

а) Печь, пять, рожь, ночь, течь.
б) Восемнадцать, семьсот, шесть, тридцать.

Задание 2

а) По какому признаку эти слова поставлены в один ряд?

Тихонько, свистеть, объяснять, вытянул.

б) Найдите четвертое лишнее.

Смородина, багровый, капуста, оранжевый.

в) Отметьте знаком «х» предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

Имя числительное часть речи. Оно обозначает количество и порядок предметов при счете.

Урок четвертый

Задание 1. Найдите четвертое лишнее.

Бл_стеть
уб_рать
заст_лать
ра_писать

ра_гружать
ра_считать
ра_крутить
ра_щедриться

от дорожк_
к дорожк_
о дочк_
о дочер_

Уроки пятый, шестой

Задание 1. Произнесите слова, подчеркните цифру, которая не принадлежит данному ряду.

а) 19, 50, 700, 800, 900;
б) 15, 16, 17, 18, 70.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните четвертое лишнее:

а) цели_ый, овчи_ый, стари_ый, мыши_ый;
б) песча_ый, румя_ый, шерстя_ой, ветре_ый.

в) Подчеркните четвертое лишнее:

крючок, галчонок, медвежонок, врачом;
шов, черный, расческа, желудь.

Урок седьмой

Задание 1. Из предложенных синонимов выберите самый точный.

а) Способный – удивительный, изумительный, талантливый.
б) Даровитый – необыкновенный, способный, изумительный.

Задание 2. Подчеркните лишнее:

а) сорок, девяносто, сто, двести;
б) 11, 12, 15, 19, 21, 13.

Урок восьмой

Задание 1. (Обобщение понятий.) Расположите слова в данном ряду от общего к частному.

Имя существительное, существительное нарицательное, часть речи, в им. падеже.

Задание 2. Найдите четвертое лишнее:

а) г_ра, г_рняк, заг_реть, г_ристая;
б) пр_кратить, пр_образователь, пр_одолеть, пр_обрести;
в) пр_огромная, пр_волжский, пр_школьный, пр_усадебный;
г) вос_мой, сед_мой, луч_ший, воз_ми.

Задание 3. (Ограничение понятия.) Расположите слова в данном ряду от частного к общему:

Часть речи, простое числительное, имя числительное, числительное простое дробное.

Урок девятый

Задание 1. Решите пропорцию, подчеркните правильный вариант.

Задание 2. Найдите четвертое лишнее:

а) двадцать один, восемь, седьмой, пять;
б) девятый, первый, семеро, оди_адцатые;
в) тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий;
г) пятеро, шес_надцать, двое, семеро.

Задание 3

а) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Я решил остат_ся в доме проводника а остальные пошли в мес_ный музей смотреть изделия стари_ых ремесленников. Искус_ные соломе_ые шляпы деревя_ые и серебря_ые ложки плете_ые корзины все говорило о мастерстве чудес_ых умельцев.

б) Составьте ряды из четырех слов с пропущенными буквами, содержащие лишнее слово.

Уроки десятый, одиннадцатый

Задание 1. Решите пропорцию, подчеркните правильный вариант:

Задание 2. Раскройте скобки, найдите четвертое лишнее.

а) тридцать второй, (трех)ми_ионный, (двух)тысячный, (десяти)ми_иардный;
б) имя числительное, простое, полное, количественное;
в) грамм, килограмм, миллион, центнер;
г) числительное, прилагательное, наречие, определение.

Задание 3. Составьте ряды из четырех слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:

а) н и нн в суффиксах прилагательных;
б) безударные гласные в корне;
в) о–ё после шипящих;
г) е–и в окончаниях существительных;
д)з–с в приставках.

ОТВЕТЫ

Урок 1:

задание 1 – (числительное)
задание 2а – (местный, колет, вязкий)
задание 2б – 2-е предложение

Урок 2:

задание 1 – склонять, прилагательное
задание 2 – третье предложение – сложное

Урок 3:

задание 1 –

а) пять
б) семьсот

задание 2 –

а) проверяемая безуд. гласная в корне
б) – капуста
в) в 1-м предложении пропущено тире

Урок 4:

задание 1 – расписать, разгрузить, о дочери

Уроки 5, 6:

задание 1 –

а) 19 (ь на конце)
б) 70 (ь в середине)

задание 2 –

а) мышиный
б) ветреный
в) врачом, шов

Урок 7:

задание 1 –

а) талантливый
б) способный

задание 2 –

а) двести (склоняются обе части)
б) 21 – составное числительное

Урок 8:

задание 1 – 3, 1, 2, 4

задание 2 –

а) загореть
б) приобрести
в) преогромная
г) лучший

задание 3 – 4, 2, 3, 1.

Урок 9:

задание 1 – произносить

задание 2 –

а) седьмой
б) семеро
в) пятиэтажный
г) шестнадцать

Уроки 10, 11:

задание 1 –

а) семь
б) число

задание 2 –

а) тридцать второй
б) полное
в) миллион
г) определение

ДИАГНОСТИКА
(обобщение, классификация, установление аналогий)

Задания

1. Из предлагаемых слов составьте ряд на обобщение (от общего к частному).

2. Составьте ряд от частного к общему.

3. Составьте ряд слов (из четырех слов), объединенных по какому-то признаку. Предусмотрите в этом ряду четвертое лишнее слово.

4. Из данных слов составьте пропорции.

Часть речи, часть слова, сказуемое, подлежащее, определение, дополнение, склонять, спрягать, обстоятельство, приставка, корень существительное, глагол, суффикс, окончание, прилагательное, прилагательное качественное, стол, зеленый, бежать, числительное, пять, имя числительное, порядковое числительное, десять, семеро, пятеро, коричневый, белый, сладкий, каменный, зелень, конь, дуб, шов, лунный, истинный, ключом, экскурсионный, лебединый, дешевый, плюшевый, холщовый, оловянный, станция, птицы, основа, второстепенные члены предложения, главные члены предложения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru