Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

О.А.  ЛОГАЧЕВА,
школа № 87,
г. Новокузнецк,
Кемеровская обл.


Работа с видеосюжетами на уроках русского языка

7-й класс

Для развития и совершенствования речевых навыков семиклассников на уроках русского языка используются видеосюжеты. Они позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров. Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями, фотографиями, потому что, пользуясь видеомагнитофоном, «картинку» можно остановить, то есть смотреть сюжет при необходимости можно и в динамике, и в статике, а еще есть возможность повторного просмотра.

Сюжеты для уроков подбираются из видеофильмов различной тематики в зависимости от темы творческой работы учащихся. Это могут быть фрагменты из научно-популярных фильмов о природе, о спорте, об искусстве, из художественных фильмов, из тележурналов («Ералаш», например) и других телепередач. Разумеется, необходимо учитывать воспитательный характер этих фрагментов и соответствие возрасту учащихся. Понятно, что такая работа с видеосюжетами должна регламентироваться.

Использование видеосюжетов на уроках развития речи помогает в обучении умению наблюдать, видеть, анализировать и переводить свои наблюдения в речь.

Рассмотрим вариант урока на тему «Собирание материала к сочинению» (7-й класс), цель которого – обучение умению наблюдать и отбирать необходимый материал. В начале урока ставим цель перед учениками и раздаем им листы с таблицей, которая поможет им сделать записи, зафиксировать определенные детали при просмотре видеосюжета. Таким образом, подготовленная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра видеосюжета семиклассники были настроены на решение основной задачи данного этапа урока. Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7–10 минут. Так, например, фрагмент из видеофильма «Рапсодия леса» ученики смотрят в течение десяти минут, получая эстетическое наслаждение от просмотра. После просмотра фрагмента выясняем общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось. Такая беседа позволяет определить, кто был внимателен, кто более полно осознал содержание видеосюжета*. Становится ясно, в каком направлении работать далее, на что обратить внимание. Беседуя с классом, учитель рассказывает и показывает, как делать записи, подводит к необходимым выводам. Обучает умению составлять композиционную схему, план.

Затем ученики повторно смотрят фрагмент и заполняют таблицу (впоследствии, когда дети приобретут навыки такой работы, они будут не только заполнять, но и самостоятельно составлять таблицу). В зависимости от изучаемой темы и от задач урока таблицы могут быть разные. При изучении, например, темы «Причастие» в таблицу можно включить колонку с соответствующим названием.

План

Эпитеты,
сравнения,
метафоры

Выразительные глаголы

Причастия

 

 

     

А теперь, когда план составлен, ученики пишут вступление, затем желающие читают свое выступление, а остальные слушают и обсуждают эту часть сочинения. Дома ученики продолжают работу над сочинением в черновике, а потом переписывают его в чистовик.

Использование видеосюжетов при подготовке к сочинению позволяет увидеть предмет с разных точек зрения, близко и на расстоянии, что облегчает сбор материала к сочинению. В связи с этим видеофильмы целесообразно использовать для работы над сочинением-описанием. Видеосюжеты помогают показать композиционные особенности повествовательного жанра. А для работы над рассуждением бывает просто необходимо использование видеофильма.

Кроме того, видеофильмы на уроках русского языка помогают ученикам освоить способ применения правил на практике. При изучении в 7-м классе темы «Модальные частицы» для закрепления полученных знаний обращаемся к видеофрагменту из «Ералаша». Фильм называется «Турист-89». Используем прием озвучивания. Дается задание озвучить диалог в видеосюжете, обязательно вводя в реплики (где необходимо) вопросительные, восклицательные и указательные частицы (частицы можно написать на доске). Смотрим начало фильма, а затем выключаем звук, и несколько учеников озвучивают диалог, употребляя модальные частицы. Записываем составленный диалог на доске и в тетрадях, а потом смотрим сюжет еще раз. Сопоставляем диалог, записанный на доске, и диалог в видеосюжете.

– Какие частицы вы услышали в разговоре героев фильма?
– А какие частицы употребили вы при озвучивании?
– Расскажите, для чего служат модальные частицы в предложении.

А дома учащиеся будут писать сочинение-миниатюру «Горе-турист» по просмотренному фильму с использованием модальных частиц.

Как видно из приведенных примеров, применение видеофрагментов на уроках русского языка при изучении языковых явлений и на уроках развития речи оправдано уже тем, что с их помощью интенсивно вводятся различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, а также использование видеосюжетов позволяет в интересной форме закрепить изученный материал.

Спонсор публикации статьи: интернет-проект "New-kino.net", который предоставляет возможность смотреть фильмы онлайн бесплатно. Комедии и боевики, триллеры и детективы, военные и исторические драмы, ужастики и мелодрамы, мультфильмы и картины для семейного просмотра – в каталоге на сайте new-kino.net каждый сможет подобрать себе что-то для просмотра. Любители смотреть кино на языке оригинала смогут найти нужную им картину в рубрике "Фильмы без перевода", а в разделе "Премия Оскар" представлены ленты-лауреаты различных фестивалей, конкурсов и смотров и обладатели престижных кинопремий. Не останутся разочарованными и посетители сайта, которые предпочитают документалистику, а также многочисленные поклонники сериалов.


* См.: Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru