Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь


Работа с заимствованной лексикой на школьных уроках

Обратиться к данной теме заставили меня несколько обстоятельств: желание помочь учителю сделать работу с заимствованной лексикой регулярной и систематической (а это невозможно без специального дидактического материала), помочь ученикам успешно преодолевать трудности при встрече с заимствованными словами на экзаменах. И все-таки главное – справиться с речевыми ошибками всех видов, которые допускаются сегодняшними и вчерашними школьниками. Нельзя не заметить, что ошибок таких становится все больше, а сами ошибки – разнообразнее.

Самое большое количество речевых ошибок при использовании заимствованной лексики объясняется незнанием точного лексического значения слова, неумением подобрать синоним – слово более понятное и привычное. Например: Теркин побывал в самой экстремальной обстановке: на переправе, в крестьянской избе, в бане. Николай Петрович Кирсанов – помещик-лейборист. Пьер ухватился за Каратаева как за балласт, чтобы не утонуть. Онегин, желая облегчить положение крепостных крестьян, заменяет ярлык оброком.

Многие лингвисты говорят об агрессивном засилье заимствованных слов во всех областях нашей жизни в последние полтора-два десятилетия. Действительно, за лавиной заимствований не успевают даже словари: нет в них слов сутрек, ситком, городские вывески пестрят нерусскими словами: гриль-бар, бистро, мини-маркет, пост-шоп, секонд-хенд; авторы новых передач на телевидении стремятся назвать их непременно не по-русски, не смущаясь тем, что эти названия непонятны большинству зрителей: «Бомонд», «Ностальжи», «Брейн-ринг», «Апокриф», «Рингтон-чарт», «Энтерпрайз» и т.д.

Значения многих иноязычных слов школьникам неизвестны, несмотря на то что эти слова очень часто употребляются в средствах массовой информации. Вот какие толкования иноязычных слов привели, например, учащиеся 9–11-х классов из тверских школ: спонсор – «человек, который говорит», «вожак», «производство какой-либо вещи»; электорат – «учеба», «человек, который чинит свет»; бартер – «бармен», «бар», «инструмент для ремонта машин», «человек, который работает в баре»; альма-матер – «дом культуры», «дом престарелых», «хорошее настроение»; имидж – «занятие», «спрайт», «жажда», «реклама», «связано с хобби»; транш – «это время», «это связано с дорогой», «бумага для выдачи денег», «передача», «трансформатор», «техника, перевозящая деньги или документы»; тинейджер – «человек, работающий с музыкой», «он сообщает какие-то новости», «телефон». 100 процентов опрошенных пятиклассников из трех школ были убеждены, что слово ментор значит «милиционер».

Любопытны итоги олимпиады старшеклассников по русскому языку, проведенной в декабре 2005 года в Твери. Результаты выполнения задания – объяснить лексическое значение 10 заимствованных слов – даются в таблице:

Правильные ответы – по словарю Л.П. Крысина.

Задание. Включите эти слова в контекст (придумайте словосочетания с этими словами).

Реноме – установившееся (обычно благоприятное) мнение о ком-, чем-н. Заботиться о своем реноме.

Брифинг – краткая пресс-конференция с информацией по актуальным вопросам текущей политики.

Ваучер – приватизационный чек (фин.). Выпускаемый государством финансовый документ, дающий право его владельцу на покупку за стоимость чека акций, недвижимости.

Коррупция – подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Манускрипт – (написанное рукой (лат.) – рукопись, преимущественно древняя.

Фолиант – (лист (лат.) – 1) книга форматом в половину бумажного листа (обычно старинная); 2) толстая книга большого формата.

Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия путем обсуждения и взаимных уступок (юр.).

Дефолт – отказ от выполнения финансовых обязательств (обычно в отношениях между государствами) (фин.).

Прайм-тайм – время, когда телепередачи смотрит максимальное число зрителей.

Как видим, верные ответы даны примерно в одном случае из трех. Если учесть, что корреспондентами в данном опросе выступили победители школьного тура олимпиады по русскому языку (то есть наиболее подготовленные учащиеся), то можно представить, какие результаты показали бы школьники при «поголовном опросе». Догадываются ли работники СМИ, что молодое поколение либо просто не понимает того, о чем они вещают с экранов телевизоров, по радио и на страницах газет, либо понимает неверно, неточно, приблизительно? Опрос представителей старшего поколения показывает, что среди них еще больше людей, зачастую не понимающих рассуждения журналистов и политиков из-за большого количества заимствованных слов.

Почему русский язык так активно сейчас заимствует «иноплеменные» слова? Во-первых, часто одно иноязычное слово заменяет длинное описательное словосочетание. Вместо официальное вступление в должность президента страны употребляется слово инаугурация, одно слово импичмент заменяет словосочетание отрешение президента государства от должности. Действует также известный закон экономии средств (ср.: маршрутное такси – маршрутка, мобильный телефон – мобильник, Московский художественный академический театр – МХАТ и т.д.).

Нередко заимствованное слово гораздо точнее, чем русское, обозначает какое-то понятие, например: снайпер – это не просто стрелок, но меткий стрелок, профессионал, владеющий искусством стрельбы, маскировки и наблюдения; киллер – это не просто убийца, но убийца тайный и наемный; гламурный – это не просто шикарный, но и излишне красивый, фальшивый, конъюнктурный. Наконец, многие заимствованные слова, обладая яркой стилистической характеристикой, незаменимы в текстах определенных жанров.

В бесперспективности запретов «иноплеменных» слов наше общество убеждалось не однажды. Следовательно, надо сделать так, чтобы школьники хотели и стремились узнавать заимствованные слова, правильно понимали их, дружили с толковыми словарями, не боялись употреблять эту лексику в собственной речи.

В школьных учебниках изучению иноязычной лексики отводится скромное место, система работы с заимствованиями не прослеживается ни по одному из действующих учебных комплексов. В то же время во всех вариантах Единого государственного экзамена и Централизованного федерального тестирования по русскому языку немало заданий, требующих знания лексического значения и коннотативной окраски заимствованных слов, в том числе появившихся в русском языке в последние десятилетия. Наконец, молодые люди, вступающие в жизнь, конечно же, должны понимать и уместно употреблять в речи заимствованные слова, уметь самостоятельно находить сведения о лексическом значении того или иного выражения и его стилистической окраске. Без специальных пособий, включающих разнообразные упражнения, добиться успеха вряд ли возможно.

Работать с заимствованной лексикой следует постоянно, систематически, какую бы тему школьники ни изучали на уроке. Так, изучая фонетику и орфоэпические нормы, знакомим с нормами ударения, произношения отдельных звуков, их сочетаний, слов (апостроф, жалюзи, афера, инцидент, генезис, кашне). Список таких орфоэпически проблемных слов включает около 230 слов. Полезно составление мини-словарика «Как произносить правильно», который будет пополняться в процессе знакомства школьника с новыми заимствованными словами, – важно пробудить желание правильно их произносить. Интересен совет учителя-практика Г.Ю. Смирновой (РЯШ. 2005. № 6) составлять устные диалоги, небольшие письменные тексты, включая в них слова, в которых чаще всего нарушаются произносительные нормы; в ее статье приводится пример такого текста: Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вел тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчет самому себе о своих действиях... Составлять подобные тексты могут не только учителя, но и школьники; тексты полезно читать вслух, пересказывать, к ним можно ставить вопросы и т.д.

При работе над морфемикой необходимо познакомить (уже пятиклассников) со списком заимствованных префиксов (дис-, дез-, супер-, пан-, кон-, суб-, ад-, транс-, контр-, гипер- и др.), с международными словообразовательными корневыми морфемами (био, видео, гидро, ди, поли и др.), с характерными для заимствованной лексики суффиксами. Зная значение этих морфем, школьники научатся разбираться в семантике целых слов, например: автограф – «сам» + «пишу» – собственноручная подпись; диалог – «через» + «слово» – разговор между двумя или несколькими лицами; дисгармония – «не, без» + «звучание» – неблагозвучие, разногласие.

Учащиеся должны понять необходимость обращения к толковым словарям. В них о заимствованном слове сообщается много разной информации: о наличии у слова переносного значения, о происхождении слова, его временной и стилистической характеристике, особенностях произношения, своеобразии грамматической формы, приводятся примеры употребления слова в письменной и устной речи.

Задания для школьников по лингвистическим и толковым словарям могут быть самыми разнообразными, связанными с изучением разных уровней языковой системы. Интерес вызывает у школьников задание составить полный «портрет» одного заимствованного слова – создать словарный лист. В него из разных словарей записываются следующие сведения: заглавное слово с выделением орфограмм, родственные слова, грамматические пометы, ударение и другие особенности произношения, точное лексическое значение, прямое и переносное употребление, указываются синонимы, омонимы, антонимы к данному слову, фразеологизмы с данным словом, указываются стилистические пометы, примеры употребления слова в художественных произведениях разных жанров.

Стоит использовать любовь школьников к разгадыванию и составлению кроссвордов; их основой также могут быть заимствованные слова. Соединить знание лексического значения слова и его орфографического облика помогает задание: по лексическому значению найти слово с определенной орфограммой.

При изучении грамматических форм имен существительных обязательно знакомство с заимствованными существительными, род которых часто определяется неверно (тюль, шампунь, мозоль, буржуа, атташе), с собственными неизменяемыми словами (фильм с участием Николь Кидман). Важно дополнять давно сложившиеся перечни подобных слов заимствованиями последних десятилетий. Например, какого рода слова евро, икебана, сомелье, имейл, суаре, биеннале, бомонд, ноу-хау? Какие определения можно подобрать к данным словам?

Предлагаем задания, которые можно включить в специальное пособие для использования его на школьных уроках и во внеклассной работе.

Задание 1. Познакомьтесь с перечнем международных словообразовательных элементов, их происхождение указано в скобках. Дополните каждую строчку своими примерами.

А (греч.: отрицание) – аморальный, ...
АВН (фр.: впереди) – авансцена, ...
АВИА (лат.: птица) – авиация, ...
АВТО (греч.: сам) – автограф, ...
АГРО (греч.: поле, деревня) – агроном, ...
АКВА (лат.: вода) – акваланг, ...
АКРО (греч.: конечность) – акростих, ...
АКТИВ (лат.: деятельный) – активировать, ...
АНТИ (греч.: против) – антипатия, ...
АНТР (фр.: между) – антресоль, ...
АНТРОПО (греч.: человек) – антропология, ...
АРХЕО (греч.: древний) – археология, ...
АРХИ (греч.: начальный, старший, сверх) – архипелаг, ...
АСТРО (греч.: звезда) – астронавт, ...
АУДИ (лат.: слышу) – аудиенция, ...
АЭРО (греч.: воздух) – аэробус, ...

БАРО (греч.: тяжесть) – барокамера, ...
БИ (лат.: два) – бинокль, ...
БИБЛИО (греч.: книга) – библиограф, ...
БИО (греч.: жизнь) – биолог, ...

ВИДЕО (лат.: рассматриваю) – видеоплеер, ...

ГЕО (греч.: земля) – геология, ...
ГЕНОЗ, ГЕН (греч.: род, происхождение) – генезис, ...
ГИДРО (греч.: вода) – гидроавиация, ...
ГИПЕР (греч.: сверх, над) – гипербола, ...
ГИПО (греч.: под, внизу) – гипотония, ...
ГРАФО (греч.: пишу) – биограф, ...
ГУМАН (лат.: человек) – гуманоид, ...

ДЕ, ДЕЗ (лат.: не, без, вниз) – депрессия, ...
ДИ (греч.: два, двойной) – дифтонг, ...
ДИА (греч.: через) – диафильм, ...
ДИЗ, ДИС (лат.: отрицание, не, без) – дисгармония, ...

ИНТЕР (лат.: между, посреди) – Интернет, ...
ИППО и ГИППО (греч.: лошадь) – ипподром, ...

КАРДИО (греч.: сердце) – кардиолог, ...
КОЛОР (лат.: цвет) – колорист, ...
КОН (лат.: со, вместе) – консенсус, ...
КОНТР (лат.: против) – контратака, ...
...КРАТИЯ (лат.: сила, господство) – демократия, ...
КРОСС (англ.: пересекать) – кроссворд, ...
КОСМ (греч.: Вселенная, космос) – космонавт, ...

ЛАБОР (лат.: труд) – лаборант, ...
ЛИНГВА (лат.: язык) – лингвист, ...
ЛОГ (греч.: слово, учение, наука) – геология, ...

МЕГА (греч.: большой) – мегафон, ...
МЕТР (греч.: мера) – гекзаметр, ...
МИКРО (греч.: малый) – микроскоп, ...
МИЛЛИ (лат.: тысяча) – миллиметр, ...
МОНО (греч.: один) – монолог, ...
МОРФ (греч.: форма) – морфема, ...
МУЛЬТИ (лат.: много) – мультимиллионер, ...

НЕО (греч.: новый) – неологизм, ...
НОРД (нем.: север) – норд-вест, ...

ОНИМ (греч.: имя) – синоним, ...
ОРФО (греч.: прямой, правильный) – орфография, ...

ПАН (греч.: все, общий) – панамериканский, ...
ПЕРИ (греч.: около) – периферия, ...
ПОЛИ (греч.: много) – полиглот, полигамия, ...
ПОСТ (лат.: после) – постпозиция, ...
ПРЕ (лат.: перед) – препозиция, ...
ПСЕВДО (греч.: ложь) – псевдонаучный, ...

РАДИО (лат.: излучаю) – радиация, ...
РЕ (лат.) – приставка, обозначающая: 1) возобновление или повторность действия – реанимация, ...; 2) противоположное действие или противодействие – реэвакуация, ...

САН (лат.: лечить) – санаторий, санация, ...
СЕНС (лат.: чувство) – сенсорный, ...
СКОП (греч.: смотрю) – микроскоп, ...
СУПЕР (лат.: главный, над) – суперобложка, ...

ТЕКА (греч.: хранилище) – библиотека, ...
ТЕЛЕ (греч.: далеко) – телевидение, ...
ТЕРМО (греч.: горячий) – термос, ...
ТРАНС (лат.: через, сквозь) – трансляция, ...

УЛЬТРА (лат.: более) – ультразвук, ...

ФИЛ (греч.: люблю) – филантроп, ...
ФИТО (греч.: растение) – фитофтора, ...
ФОН (греч.: звук) – фонетика, ...

ХРОН (греч.: время) – хронометр, ...

ЦИКЛО (греч.: колесо, круг) – циклон, ...
ЦИРК (лат.: круг) – циркуль, ...

ЭКС (лат.: из) – экспорт, ...
ЭКСТРА (лат.: сверх, вне) – экстренный, ...
ЭПО (греч.: слово, рассказ) – эпопея, ...
ЭТНО (греч.: племя, народ) – этнография, ...

Задание 2. Пользуясь приведенным выше перечнем, установите лексическое значение и происхождение слов.

Постскриптум, астральный, аморфный, полилог, постфикс, офсайд, демилитаризация, аванзал, аудиовизуальный, монография, антициклон, акведук, депортировать, аутсайдер, монополия, супермаркет, сенсация, орфоэпия, демонтаж, биозащита, перископ.

Задание 3. В каком лексическом значении употребляются в современном русском языке слова, которые в языке-источнике имели следующие значения?

Абитуриент (лат.) – собирающийся уходить.
Авангард (фр.) – передняя стража.
Адвокат (лат.) – призванный на помощь.
Баланс (фр.) – весы.
Безе (фр.) – поцелуй.
Браконьер (фр.) – псовый охотник.
Валет (фр.) – слуга.
Декан (лат.) – десятник.
Джихад (араб.) – усердие, рвение.
Диктатор (лат.) – говорящий.
Инфляция (лат.) – вздутие.
Кашне (фр.) – прятать нос.
Квартал (лат.) – четвертый.
Ковбой (англ.) – корова + парень.
Лакуна (лат.) – впадина.
Магистр (лат.) – начальник.
Ноутбук (англ.) – тетрадь.
Ореол (лат.) – позолоченный.
Фуршет (фр.) – вилка.
Цитадель (фр.) – городок.
Эстафета (фр.) – стремя.

Задание 4. Укажите признаки заимствованных слов. Как вы думаете, из каких языков они пришли в русский язык?

Визави, алоэ, моджахед, денди, антураж, депрессия, иллюминировать, реноме, ассоциация, фиаско, форум, цунами, шкипер, экспресс, эссенция, антитеза, бриджи, каталог, кемпинг, суши, менеджмент, скетч, секонд-хенд, тайм-аут, массаж, эрудиция, шашлык, либретто, джинсы, ландскнехт, эпиталама, дефект, тротуар, мюсли, некролог, брошюра, ноу-хау, палаццо, рейтинг, вояжер, мечеть.

Задание 5. Укажите признаки, которые говорят о русском (старославянском) происхождении следующих слов. По каким признакам вы установили старославянское происхождение слова (по фонетическим, словообразовательным, лексическим)?

Воздавать, ночь, богослужение, бегущий, суеверие, агнец, среда, ланиты, молодой, выя, нужда, дщерь, наращение, креститель, лежачий, единый, жребий, бедствие, храбрый, истина, молитва, алкать, польза, гордыня, кормчий, разум, жизнь, ниспадать.

Задание 6. Каково происхождение приведенных слов? К каждому старославянскому слову подберите русское соответствие, к каждому русскому слову – старославянское. Какие различия (семантические или стилистические) установились между старославянскими и русскими вариантами в современном русском языке?

Холодный, заглавие, приволочь, вратарь, Бологое, преграда, исход, рождать, горячий, власть, юродивый, краткий, ровный, бремя, лодка, пререкаться, длань, низвергать, невежа, добронравный, один, рыбарь, голова, свеча, вождь, бездна, агнец, пламя, переворот.

Задание 7. Какие смысловые отношения связывают слова в следующих парах? Чем различаются слова в разных парах?

Абориген – старожил, авеню – улица, аромат – запах, имидж – представление о чьем-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе, тинейджер – подросток, лингвистика – языкознание, круиз – путешествие, вердикт – приговор, конфиденциальный – доверительный, гламурный – привлекательный, кулуары – коридоры, гипотеза – предположение, кутюрье – портной, сентенция – изречение, мемуары – воспоминания, корректный – вежливый, апатия – безразличие, полемика – спор, палаццо – дворец, миниатюрный – маленький, инкриминировать – обвинять, хроника – летопись, гид – переводчик, оппонировать – возражать, имитировать – подражать, ляпсус – ошибка, конфронтация противостояние.

Задание 8. Даны пары слов, у которых есть общая часть. Являются ли эти слова близкими по значению?

Капитан – капуста, брошь – брошюра, плен – пленительный, консервы – консерватор, мандат – манускрипт, монотонный – монах, генезис – геноцид.

Задание 9. В каких странах собрание выбранных депутатов называется приведенными здесь словами?

Дума, парламент, конгресс, рейхстаг, кортесы, стортинг, бундестаг, кнессет.

Задание 10. Что общего у слов в парах, чем они различаются? Выпишите в 3 колонки синонимы, антонимы, паронимы.

Бонтон – моветон, референдум – плебисцит, альтернативность – плюрализм, плакат – постер, авангард – арьергард, банальный – тривиальный, иммигрант – эмигрант, эгоист – альтруист, дефектный – дефективный, радикальный – кардинальный, элитный – элитарный.

Задание 11. К какой тематической группе слов относятся приведенные слова? Выпишите слова, значения которых вам неизвестны.

Живопись, пейзаж, картина, белила, фон, портрет, перспектива, гамма, композиция, графика, контраст, колорит, акварель, гуашь, автопортрет, оттенок, этюд, натюрморт, художник, холст, картинная галерея, рисунок, комикс, тушь, набросок, охра, пастель, маринист.

Попробуйте написать мини-сочинение, используя эти слова, на одну из тем.

1. Какие жанры живописи вы знаете (любите)?
2. Кто такой маринист?
3. Что такое натюрморт?

Задание 12. К какой тематической группе относятся следующие слова?

Аккорд, пюпитр, арфа, балет, валторна, вокал, гармония, дирижер, диссонанс, дуэт, адажио, кантата, концерт, марш, мелодия, минор, мотив, опера, полифония, симфония, соната, фортепиано, хорал, хеви-метал, джаз, рок, поп-музыка, рейв, маэстро, пианист, саундтрек, попурри.

Составьте с ними словосочетания. На каких музыкальных инструментах играют в джазовых (симфонических) оркестрах?

Задание 13. К каким тематическим группам относятся приведенные ниже слова? Обратитесь к толковому словарю, если не знаете, что они обозначают.

а) Апокриф, благовест, всенощная, инок, конфессия, хоругвь, мессия, фарисеи, догмат, акафист, апокалипсис, епархия.

б) Монитор, хакер, веб-сервер, юзер, файл-сервер, чат, файл, курсор, компакт-диск, онлайн, провайдер, дисплей.

в) Дефолт, секвестировать, аудитор, стагнация, демпинг, брокер, бартер, фискальный, фьючерс, ваучер.

Задание 14. Придумайте рассказ(ик) – ситуацию с этими словами. Продолжите перечни слов определенной тематики. Выделите среди них заимствованные слова.

а) Суфлер, авансцена, декорация, бенефис...
б) Орфография, падеж, фразеологизм, синоним...
в) Диагноз, купировать, летальный, антибиотик...
г) Космос, прилуниться, орбита, околоземный...
д) Демократ, либеральный, паритет, партия...
е) Диета, винегрет, соус, конфитюр, бланшировать...

Задание 15. Запомните место ударения в следующих совах. Составьте диалог, включив в него слова агент, агентство, арбуз, из Аэрофлота, джинсы, договор, документы, доллар и др.


Задание 16. Запомните, что в приведенных здесь словах отмеченные согласные перед буквой е должны произноситься твердо.

Атеизм, ателье,антенна, баронесса, вундеркинд, декольте, дельта, денди, детектив, дефолт, диспансер, гантели, генетика, гротеск, индекс, интервью, интерьер, кабаре, каре, кафе, кашне, кодекс, контейнер, коттедж, модель, пантера, партер, полонез, пенсне, портмоне, протеже, реноме, сессия, синтез, сонет, тембр, тест, тенденция, теннис, термос, тире, фонема, фонетика, шатен, шедевр, эстет.

В следующих словах отмеченные согласные перед буквой е произносятся мягко.

Агрессор, академия, акварель, балетмейстер, бандероль [н’д’э] и [ндэ], барельеф, бежевый, бекон, бестселлер, гардероб, генератор, гипотеза, дебаты, дебош, дебют, девиз, декорация, декрет, демократ, демон, депо, деспот, деталь, интеллект, интеллигенция, камея, компресс, конкретно, контекст, кофе, крейсер, крем, либретто, манекен, марионетка, музей, Одесса, патефон, паштет, пионер, портфель, претензия, протест, резерв, рейд, рейс, рекордсмен, ренегат, репрессия, секвестр, текст, термин, тефтели, текстиль, тема, терапевт [т’э] и [тэ], термометр, техника, фанера, фланель [нэ] и [н’э], форель [рэ] и [р’э], цистерна, экспресс, эффект.

Задание 17. Как меняются значения слов с изменением места ударения? Обратитесь к словарю.

Атлас – атлас, хаос – хаос, ирис – ирис, бронировать – бронировать, характерный – характерный, кирка – кирка, рондо – рондо, электрик – электрик.

Задание 18. Как различаются по лексическому значению следующие слова-паронимы? Обратитесь к словарю. Составьте словосочетания с каждым словом.

а) Абонент – абонемент, адресат – адресант, дотировать – датировать, кампания – компания, эмигрант – иммигрант, резидент – президент, калорийный – колоритный, экскаватор – эскалатор, диалект – диалектизм, премьер – премьера, алкоголь – алкоголизм, дипломат – дипломант, экспансивный – экспансионистский, этикет – этикетка.

б) Эффектный – эффективный, хронический – хронологический, экспонат – экспонент, факт – фактор, проект – прожект, публичный – публицистический, формировать – формулировать, комфортный – комфортабельный, тренаж – тренер – тренажер, реальный – реалистический, кристальный – кристаллический, гуманитарный – гуманный, цивильный – цивилизованный.

Задание 19. Пользуясь знанием международных словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что общего в следующих словах в каждом ряду, что обозначает каждое из слов?

а) Картотека, видеотека, дискотека, фонотека, библиотека, пинакотека, фильмотека.
б) Хореография, монография, климатография, палеография, историография.
в) Аэронавт, космонавт, аргонавт, акванавт, астронавт.
г) Экспонометр, хронометр, амперметр, таксометр.
д) Мануальный, маникюр, манжета, мануфактура, манускрипт, мандат, манера.
е) Компот, конвой, компромисс, консервы, концерт, конъюнктура, композиция, конвенция.
ж) Реванш, ревизия, регенерация, реминисценция, ремарка, репродукция, реформировать, реституция.
з) Монарх, монокль, монография, монограмма, монолит, монолог, монополия, монотонный.
и) Акваланг, аквамарин, акварель, акванавт, аквариум, акведук.
к) Астра, астрономия, астронавт, астральный, астролябия, астрометрия.
л) Геология, географ, геометрия, геоцентризм, геодезия.
м) Цирк, циркулировать, циркуль, циркорама, циркулярный, циркуляция.
н) Кофеман, меломан, библиоман, клептоман, наркоман, графоман.

Задание 20. Корень -фил- входит в состав сложных слов со значением «любящий что-то, расположенный к чему-то, друг чего-либо». Что обозначают следующие слова?

Библиофил, англофил, филармония, филателия, филофония, филология, славянофил, филантропия, философия.

Задание 21. Пользуясь знанием словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что изучают эти науки?

Биология, археология, дендрология, психология, филология, футурология, этимология, политология, фразеология, кардиология, космология.

Продолжите данный список.

Задание 22. Слово демократия обозначает «власть народа». О чьей власти говорят следующие слова?

Технократия, охлократия, теократия, бюрократия, плутократия, автократия, геронтократия, аристократия.

Задание 23. Объясните лексическое значение следующих слов с помощью английского языка. Используйте «Русско-английский словарь заимствованных слов» Ю.Е. Мачкина и Т.С. Коршуновой.

Футбол, кроссворд, тайм-аут, гринпис, айсберг, секонд-хенд, плеер, компакт-диск, триллер, маркетинг, хакер, клонирование, скейтбординг, элективный.

Задание 24. Укажите, какой это цвет (соедините слова с их значениями); составьте словосочетания с данными словами.

Аквамарин
Сапфировый
Пунцовый
Кумачовый
Хаки
Беж
Электрик
Кремовый
Изумрудный
Алый
Индиго
Оливковый
Терракотовый
Маренго
Палевый

Бледно-желтый с розовым оттенком
Черный с серым отливом
Красно-коричневый
Желто-зеленый с коричневым оттенком
Темно-синий
Ярко-красный
Прозрачно-зеленый
Бледно-желтый,
белый с желтоватым оттенком
Голубовато-синий
Светло-коричневый с серовато-желтым оттенком
Коричнево-зеленый
Темно-красный
Синий, васильковый
Голубовато-зеленый, цвет морской воды

Задание 25. Являются ли заимствованными следующие слова? Проверьте по словарям.

а) Вампука, промышленность, интеллигентность, нигилист, акмеизм.
б) Лавсан, фианит, чароит, лингводидактика.
в) Сникерсни, лимитчик, химичить, ковбойка, маршрутка, еврики.

Задание 26. Определите (без словаря) лексическое значение следующих слов.

Пресс-папье, маркетинг, пироскаф, хот-дог, Макдоналдс, фитнес, пиар, ферязь, бой-френд, голкипер, блейзер, компакт-диск, бизнес-класс, фастфуд, веб-сайт, пати, флаерс, офсайд.

Задание 27. Что из этого списка носили наши предки? Какими вы представляете себе названные предметы одежды? Прочитайте главу о названиях одежды в книге Ю.А. Федосеева «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта».

Капот, архалук, бешмет, шлафрок, тальма, салоп, лицедей, эшарп, епанча, сюртук, визитка, пачули, ермолка, ландо, армяк, тюрлюрлю, ферязь, десница, зипун, френч, макинтош, чекмень, казакин, жабо, бурнус, бекеша, роброн, кафтан, шемизетка, шапокляк.

Задание 28. Выделите слова – названия средств передвижения. Все ли эти слова относятся к заимствованным? Запишите в 2–3 колонки: заимствованные, архаизмы, историзмы.

Карета, фаэтон, тарантас, ландо, дилижанс, дормез, кибитка, таратайка, дровни, дрожки, линейка, бричка, рыдван, кабриолет, розвальни, автомобиль, внедорожник, пироскаф.

Задание 29. В каком известном художественном произведении упоминаются все эти слова? Назовите тематическую группу, в которую они входят.

Фрак, сюртук, боливар, корсет, туалет, ридикюль, веер, боа, берет, жилет, лорнет, платок, панталоны, макинтош, кафтан, диадема, цилиндр, чепец, шлафрок, шаль, тулуп, редингот.

Задание 30. Отметьте слова, значения которых вам неизвестны. Обратитесь к словарю. Распределите данные заимствованные слова по следующим темам:

1) общественно-политическая лексика;
2) экономическая лексика;
3) лексика из области культуры, искусства;
4) слова, обозначающие конкретные предметы бытового назначения;
5) спортивная лексика;
6) лексика из области техники.

Байкер, хит, бейджик, блокбастер, папарацци, памперс, офшорный, оригами, ноу-хау, кастинг, ноутбук, номинант, нон-стоп, ноосфера, мюсли, мониторинг, монетаризм, минимизация, миллениум, пиар, маргинал, рокер, спичрайтер, прайм-тайм.
Шоу, шопинг, шейк, шансон, чизбургер, хоспис, холокост, хит-парад, холдинг, хеппи-энд, харизма, хакер, фуршет, фломастер, файл, уфология, ушу, триллер, транш, топик, тостер, тинейджер, терминал, таймер, супермаркет.
Стресс, спонсор, смог, сериал, секьюрити, сафари, саммит, сабвей, рэкетир, родео, риелтор, римейк и ремейк, ретро, репринт, регион, продюсер, полтергейст, плюрализм, плеер, пицца, пиццерия, пестициды, пейджер.
Пазл, менеджмент, маргинал, макияж, мазохизм, логотип, либерализация, лейбл, легинсы, курсор, ксерокс, компьютер, консенсус, коллаж, клипмейкер, киллер, кейс, картридж, портфолио, карт, карма.
Кардиган, карате, канцероген, кайф, Интернет, импичмент, имиджмейкер, имидж, икебана, иврит, зомби, дистрибьютор, дисплей, дискотека, дискета, диск-жокей, дилер, дизайн, диггер, дефолт, паритет, мажоритарный, хайтек.
Депортация, дезодорант, гуманоид, грант, гран-при, гамбургер, гала-концерт, визажист, ваучер, бобслей, боди, блейзер, бикини, бигмак, бермуды, бейсик, батискаф, баррель, банкомат, бампер, аэробика, аутотренинг, андеграунд, айс-ревю.

Задание 31. Отметьте среди следующих слов заимствованные.

Дума, лицей, гимназия, инаугурация, бард, антреприза, губернатор, гувернантка, мэр, префект, президент, наместник, бонна.

Задание 32. В каких смысловых отношениях находятся приведенные словосочетания или слова? Чем различаются слова в каждой синонимичной паре? Составьте с ними предложения.

Симпозиум – совещание; улица – проспект; провал – фиаско; путешествие – круиз; гид – проводник; инкриминировать – обвинять; цитадель – крепость; воспоминания – мемуары; полемика – спор; инцидент – случай; летопись – хроника; миниатюрный – маленький; хандра – скука; имитировать – подражать; симуляция – притворство; аллегория – иносказание; корректный – вежливый; оппонировать – возражать.

Задание 33. Напишите небольшие сочинения на данные темы. Приведите примеры из жизни или художественных произведений.

1. Пессимисты и оптимисты. 2. Альтруисты и эгоисты. 3. Революция или эволюция?

Задание 34. Являются ли однокоренными в современном русском следующие слова? Обратитесь к словарю.

Космос – косметика; суфле – суфлер; танк – танкер; оранжевый – оранжерея; гранат (плод) – граната; монумент – монополия; кардинал – кардинальный; талант – талан; трибун – трибуна; консервировать – консерватория; портативный – портупея.

Задание 35. Что обозначают слова с греческим корнем -gramma-? Вспомните, как называются:

1) слово или словосочетание, образованное перестановкой букв;
2) наука о строе языка, включающая морфологию и синтаксис;
3) запись того, что предстоит сделать или увидеть;
4) графическое изображение работы сердца;
5) документ, выполненный способом тайного письма;
6) сообщение, переданное по телеграфу;
7) короткий сатирический выпад в стихотворной форме;
8) запись звука, речи, музыки.

Ключи: анаграмма, грамматика, программа, кардиограмма, криптограмма, телеграмма, эпиграмма, фонограмма.

Что обозначают слова стенограмма, сейсмограмма, радиограмма, монограмма, шифрограмма?

Задание 36. Подберите как можно больше слов с данными словообразовательными элементами:

А (отрицание чего-либо) – алогичный, ...
Анти (противоположность, враждебность) – антинаучный, ...
Би (два, дважды) – биатлон, ...
Де (отделение, отмена; снижение) – деградация, ...
Дез (без, отрицание чего-либо) – дезинфекция, ...
Гипер (над, сверху, по ту сторону) – гипертония, ...
Контр (против) – контрудар, ...
Пан (общий, для всех) – панисламизм, ...
Пост (после) – постимпрессионизм, ...
Ре (снова) – репродукция, ...Ъ
Суб (под, около чего-то, подчиненный) – субинтендант, ...
Супер (сверх, главный) – супербоевик, ...
Транс (через, сквозь) – трансальпийский, ...
Ультра (более, сверх, самый) – ультразвук, ...

Задание 37. В следующих словах выделите приставки и суффиксы; укажите, какие из них имеют синонимичные значения.

Анархизм, аптекарь, баталист, революция, банкир, аморальный, шантаж, антивоенный, апелляция, ультрафиолетовый, препозиция, вакансия, объект, адвокат, метеорит, демонтаж, нумизмат, нотариус, мигрант, мониторинг, лазурит, пастырь, шейпинг.

Задание 38. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иноязычному. Какими русскими словами предлагал В.И. Даль заменить следующие «иноплеменные» слова?

Моральный, оригинальный, эгоизм, климат, натура, артист, грот, пресс, пьедестал, пенсне, орнамент, эпилог, гримаса.
Какие заимствованные слова В.И. Даль предлагал заменить следующими неологизмами?
Погодье, насыл, инословие, сластоежка, хорошуха, колоземица, живуля, мироколица, ловкосилие, ловкосил, самодвига, присест, чужесловы.

Задание 39. Какой буквы нет в тексте пушкинской «Сказки о Попе и работнике его Балде»? Почему? Слов с какой начальной буквы больше и меньше всего в современном русском языке? Чем это объясняется?

Задание 40. Приведите определение иероглифа. Когда мы, говорящие по-русски, пользуемся иероглифами? Какие слова – исконно русские или заимствованные – они чаще обозначают? Почему?

Задание 41. Подберите слова-антонимы, начинающиеся с буквы а, к данным словам:

1. Отвращение к еде.
2. Пассивность.
3. Симпатия.
4. Неологизм.
5. Неряшливость.
6. Эгоизм.
7. Синтез.

Задание 42. К следующим словам подберите слова-синонимы, начинающиеся с буквы э:

1. Несдержанный в своих чувствах.
2. Исследование, проверка.
3. Система правил поведения.
4. Равнозначный.
5. Причудливый, диковинный.
6. Исключительный, единственный.
7. Происхождение чего-либо.Ъ
8. Упругий, растяжимый.
9. Активный.
10. Себялюбие.
11. Простейший.

Задание 43. К следующим словам подберите синонимы – заимствованные слова с начальной буквой ф:

1. Реальный, невымышленный.
2. Развязный, бесцеремонный.
3. Исключительный, редкий.
4. Призрак, привидение.
5. Обман, мошенничество.
6. Доносчик, ябедник.

7. Образный, вымышленный.
8. Провал, неудача.
9. Обывательский, ханжеский.
10. Отмечать в сознании, запоминать.
11. Праздно прохаживаться.
12. Страстные поклонники.

Задание 44. Разделите слова, восходящие к разным латинским корням, на две группы. Определите их значение с помощью словаря.

1. Порт – от лат. porto – ношу.
2. Порт – от лат. porta – дверь, ворота, вход.

Портативный, портсигар, портьера, портупея, портфель, портье, депортация, экспорт, портал, портплед, портмоне, портшез, импортировать.

Задание 45. К выделенным иноязычным по происхождению словам подберите русские слова-синонимы или описательные обороты. Чем отличаются выражения в каждом случае?

Собраться в вояж. Доехать до кемпинга. Мое новое хобби. Работать с энтузиазмом. Вести репортаж со стадиона. Читать мемуары известного военачальника. Ампутировали палец. Импортировать товары. Получили директиву. Обратились к потенциальным спонсорам. Провести уик-энд на пленэре. Мелодия шлягера.

Задание 46. Что, на ваш взгляд, неверно в следующих выражениях?

Печальное фиаско. Народный фольклор. Небольшая миниатюра. Пренебрегать правилами нравственной морали. Ответная контратака. Список рекомендательной литературы. Квартал домов. Промышленная индустрия. Военная оккупация. Дезорганизация порядка. Очень мизерная часть прибыли. Местный абориген. Мемориальный памятник. Сфотографироваться в анфас. Незаслуженная клевета. Необычный феномен. Хвалебные дифирамбы.

Задание 47. Какой из приведенных в скобках синонимов больше соответствует контексту? Тот или иной выбор потребует перестройки всего предложения.

1. Наблюдая картину припадка, лишь врач мог понять, что это очень умел_ (притворство, симуляция). 2. Скульптурная группа представляла собой_ (иносказание, аллегория). 3. Необходимо шире использовать (местные, локальные) возможности. 4. Названия многих пьес Островского представляют собой известные (сентенции, изречения). 5. Он привык не обращать внимания на (анонимные, безымянные) письма. 6. Мальчик во всем (подражать, имитировать) старшему(его) брату(а). 7. Подсудимому было предложено (апеллировать, обратиться) в областной суд. 8. Растения быстро (освоиться, акклиматизироваться) в непривычно суровом климате. 9. Только через месяц после окончания сессии студент (исправил, аннулировал) двойку.

Задание 48. Найдите «третье лишнее», укажите основание для выделения данного слова.

1. Астения, армия, аритмия.
2. Античный, антивоенный, антипатичный.
3. Вояжер, вахтер, тренажер.
4. Аптека, дискотека, фонотека.

5. Депортация, портмоне, портьера.
6. Приоритет, пребывание, преамбула.
7. Горячий, горючий, горящий.
8. Алтын, рубль, копейка.

Задание 49. Подберите 2–3 согласованных определения к данным словам, чтобы был ясен род каждого слова.

Образец. Отель – новый, пятизвездочный, дорогой (м.р.).

а) Альма-матер, атташе, евро, визави, картель, кофе, казино, коллега, кюре, оригами, рандеву, фиаско, хобби, чичероне, джакузи, кутюрье, ноу-хау, женьшень, Сухуми, кабель, Миссури, Онтарио, гуашь, интервью, фрау, буржуа, маэстро.

б) Лассо, рагу, мафиози, гель, гуру, алиби, суаре, мораль, пенальти, тюль, рантье, скетч, тинейджер, тролль, турне, цунами, шансонье, бикини, водевиль, денди, жабо, хинди, Торонто, Миссисипи, шампунь, пони, манго, карате, камикадзе.

Задание 50

Кроссворд «Заимствованные слова»

По горизонтали: 1. Отряд пограничной заставы. 2. Состояние смущения и неловкости. 3. Терпимость, снисходительность к чему-либо. 7. Основание, опора. 10. Человеколюбие.

По вертикали: 4. Красочный плакат. 5. Приключение, похождение. 6. Вооруженный отряд, сопровождающий кого-, что-нибудь для охраны и предупреждения побега. 8. Нечто неповторимое, единственное в своем роде. 9. Цифровой показатель величины чего-либо.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Мастер-Дом». Компания «Мастер-Дом» предоставляет услуги поставок высококачественного спортивного и массажного оборудования в Москве. Воспользовавшись предложением компании «Мастер-Дом», Вы сможете по выгодной цене купить такую массажную продукцию, как массажная накидка на кресло, массажные стулья, подушки и кровати, виброплатформы и многое другое. Подробнее ознакомиться с каталогом предлагаемых товаров и совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером, можно на официальном сайте компании «Мастер-Дом», который располагается по адресу www.Comfort-Lux.ru

Литература

1. Бондаренко С.М. Слова, которые начинаются на букву А // Русский язык, № 14/2001.

2. Жуковский С.Т. Живой словарь иностранных слов в современном русском языке. М., 2001.

3. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык в школе, № 6/1994.

4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М., 2002.

5. Толковый словарь русского языка конца
XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 2001.

6. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М., 1999.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru