Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут


Стартовая работа по русскому языку

5-й класс

1. а. Укажите, в какой части слова пропущенная орфограмма.

ВЕЧЕР

(За)в_ршинами леса скрыл_сь со(?)нце. Пр_хладно и сыр_ (в)л_су. Ожива_т з_мля. Пахн_т в_сенними поч(?)ками. Вот сам собой шев_льнулся (на)з_мле мокрый л_сток. Под ним (по)казалась (из)з_мли з_леная стрелка м_л_дой травк_. Много звуков (в)в_черн_м л_су. (За)лива_т(?)ся (на)д_рев(?)ях певчие др_зды. (На)в_ршин_ стар_ дуба громк_ ворку_т дикий голу_ь. Около прозрач(?)н_й лужи с_дят лягушки.
Выт_нув длин_ шеи, прол_тели (над)темн_м л_с_м утки. Страшн_ (за)х_х_тал филин. Прон_слись (над)макушк_м_ д_рев(?)_в л_сные кулич(?)ки.
(На)ступа_т в_сенняя пр_хладная ноч(?).

б. Найдите ошибки в тексте и запишите его.

НОЯБРЬ – ПРЕДЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Калючий утринник словно предупреждает, што суровые замарозки на земле и воздухе вашли всилу. Ноябрь саединяет глубокую осень с устойчивой зимой.
Бледный снег опятнал далины, украсил деривца вовражках. «Первый снижок не лужок», – гаварит пасловица. Палежал и растаял, но он унес с собой и астаток типла. Ночалось нинастье. Марасят затяжные дажди со снегом.
На рибинах пиршество драздов. Виселой гурьбой обирают они деривце за деривцем. Заяц за абновки принялся. Билет зайченок с ног, миняет цвет шкурки под стать снегу.
Все крепче зобирает зима, все чаще непогода. Крутица поземка, периползает черес дороги, пакрывает неровности зимли. Дни идут на убыль, ночи прибавляют. В ноябре рассвет с сумерками в полдень фстречается.

(По А.Стрижову)

2. а. Определите части речи в предложении.

Широко раскинулось голубое озеро с прозрачной водой.
Сяпала некузявая Калуша по напушке и увазила бутявку.

Выпишите глагол, существительное, прилагательное и определите их грамматические значения.

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

б. Прочитайте текст.

Наступил октябрь. Деревья давно скинули красивый наряд. Пусто и светло в лесу. Листва ковром лежит под ногами. Цветы и травы уже высохли. Ягодные кустики стоят без листьев и плодов. Найдешь в лесу ландыш, но вместо пахучих цветов на его тоненьких стебельках увидишь ярко-красные плоды. Будь осторожен. Они ядовиты.

Во втором предложении укажите все части речи.
Выпишите из текста глаголы, имеющие форму лица. Укажите форму глагола, значение лица и числа.

_________________________________________________________________________________

в. Запишите

глагол играл в наст. вр., в форме 2-го л. ед. ч.

__________________________________________________________________________________

прилагательное чистый в форме ед. ч. ж.р. т.п.

__________________________________________________________________________________

существительное кино – в форме ед. ч. р.п.

___________________________________________________________________________________

местоимение она – в форме ж.р. ед. ч. п.п.

________________________________________________________________________________

Составьте предложение, используя одно из полученных слов, запишите предложение, укажите все части речи.

________________________________________________________________________________

3. а. Выполните морфемный разбор слов:

подольет, беспокоишься, обидеть.

________________________________________________________________________________

б. Определите «третье лишнее». Объясните, по какому принципу нашли «лишнее слово».

Хлопушка, квакушка, лягушка.

________________________________________________________________________________

Подорожник, подоконник, подстаканник.

________________________________________________________________________________

в. Прочитайте текст. Выпишите необычные слова. Объясните, как они образованы. Почему?

В чудодетство откроешь окошки.
И звонко поют словечки.

________________________________________________________________________________

3. а. Дано слово вол. Сделайте в нем ошибку. Получилось? Почему?

________________________________________________________________________________

б. Сидит звонкий согласный на краешке слова и ворчит:
– Безобразие! Не успеешь поместиться в конце слова, как сейчас же звонкость пропадает! Что делать?
Тут прилетел Жучок и сказал:

________________________________________________________________________________

Придумайте реплику Жука.

________________________________________________________________________________

в. В слове блюдо пять звуков. Определите, сколько раз встречается каждый из этих звуков в пословице Без соли, без хлеба худая беседа.

________________________________________________________________________________

4. а. Найдите «третье лишнее»:

пускай приходит, пускай всех, ты пускай.

________________________________________________________________________________

Каждая ли из этих пар является словосочетанием? Почему?

________________________________________________________________________________

б. Соотнесите предложения и их характеристики. Расставьте пропущенные запятые. Графически объясните их постановку.

в. Здесь в примерах есть случаи рассогласования. Это терпеть нельзя! Исправьте, чтобы было согласование.

Стадо идут по дороге. Подходят к озеру, и каждая корова одна за другой пьют воду, довольно мычит. Собаки Тузик и Полкан охраняет стадо. Чтобы никто не обидели коров.

5. а. Объясните игру слов в стихотворных строчках. Что произошло со словами, когда в них изменили ударение?

Косит заяц, а зайчишка косит,
Трусит воришка, а ослик трусит.

Приведите свои примеры.

________________________________________________________________________________

б. Расположите синонимы-прилагательные по степени нарастания признака: громадный, исполинский, огромный, гигантский; по степени убывания признака: маленький, небольшой, крошечный, миниатюрный.

________________________________________________________________________________

в. Определите значение слова.

Слово красный в древнерусском языке имело несколько значений. Определите значение этого слова в следующих предложениях.

а) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

________________________________________________________________________________

б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

________________________________________________________________________________

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

РАБОТА В ПАРАХ

Задание по орфографии

Вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой части слова находится пропущенная орфограмма. Расставьте пропущенные знаки препинания.

КАК Р_СТЕТ ТРАВА?

Знает_ ли вы как р_стет трава? Первые р_стки по_вляются ещ_ до начала спада воды. Все кругом становит_ся син_м с _ренев_м потом ж_лтым бел_м зелен_м. В один из т_ких дней я бр_дил по берегу моря и так н_глотался свежего ветра что прилег на буг_рок и уснул. Потом я встал и увидел что буг_рок из бел_ стал зелен_.
Я слышал от ст_риков что надо припасть ух_м к земле. Тогда ты услышиш_ как р_стет трава. Я спал крепк_ и (не)слышал этого но видел св_ими глазами что трава пробил_сь из земли за несколько часов.

Лист контроля

Здание

Ответ

1
2
3


4

5
6
7
8

9
10

11

12
13
14

15
16
17
18
19

20
21
22
23

24

25

26

27
28
29

30

31

32



33


34

35
36

37

 









38

39

40

Назовите самостоятельную часть речи: глагол, союз, предлог, частица.
Выпишите существительное: тройка, третий, три, трижды.
Определите части речи, к которым относятся выделенные слова.
Рой пчел кружился над цветущей липой.
Рой яму глубже.

Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.
Рояль, фамилия, кофе, тюль, жюри.
Какими частями речи может быть слово столовая?
Укажите местоимения в предложении Не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня.
Могут ли ключевые слова в тексте выражаться служебными частями речи?
Сколько здесь форм слов?
Поняли, поняла, понял, понимание, понимаешь, понимая.
Образуйте от существительных формы мн. ч.: директор, инспектор, торт.
Назовите существительное общего рода, которое имеет значение «необразованный, мало знающий человек».
Найдите «четвертое лишнее»:
ветка, кроватка, креветка, книжка.
Выделите приставку в слове переплывать.
От какого слова образовано прилагательное придорожный?
Возьмите приставку слова побежать, корень слова дарить, суффикс существительного пирожок. Запишите полученное слово.
Образуйте сложное существительное от словосочетания универсальный магазин.
Выделите корень слова застлал.
Выделите суффикс в слове прерывистый.
Придумайте слово, в состав которого входят две приставки.
Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания: водный, водитель, подводник, наводнение?
Сколько звуков в слове подъезд?
Придумайте слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Запишите слова: верну[ца], сосе[ц]кая.
Выполните фонетическую транскрипцию данных слов, произнесите их наоборот, запишите новые слова: лен, люк, шел.
В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Местный, вишня, вышьет, карась, емкий, емкость, стою.
Выберите слово, в котором есть только мягкие согласные звуки, запишите его.
Львенок, учитель, линейка, житель, ельник.
Какие согласные звуки являются общими для слов:
а) городской, вокзал; б) конечно, кошка?
Какими звуками различаются в произношении слова бидон и бетон?
Повторяются ли одинаковые гласные звуки в слове топор?
Сколько звуков [ш] в предложении?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Укажите дополнение в предложении.
Малая лень большое горе приносит.
Вставьте пропущенные слова. Укажите, какими членами предложения они являются.
Слушай учителя ____________________, пиши _________________.
Укажите предложения, где перед союзом и необходима запятая.
а) Все веселее светит солнце и природа пробуждается от спячки.
б) Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице.
в) Радостно суетятся птицы и наполняют воздух своим гомоном.
На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?
В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы.
Укажите сказуемые в предложении. Возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими вершинами.
Дайте характеристику предложению Над безбрежным морем восходит весеннее солнце.
Замените каждый фразеологический оборот глаголом, близким по смыслу.
Унести ноги; клевать носом; водить за нос;
Подчеркните фразеологизмы в тексте.

ГЛУПЫЕ СОРОКИ

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья... Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

Подберите к каждому слову сначала близкое по значению слово, а затем слово с противоположным значением: мощный, мрак, быстро, важничать.
Найдите лексическую ошибку.
А теперь позвольте вручить Петрову наш скромный ценный подарок.
Прочитайте текст и ответьте на вопрос Степы.
Степа считал себя мастером по разведению костров. «Ребята, вы неправильно дрова ложите, – говорил он. – Так долго не разгорится». «А ты неправильно говоришь», – возразила Настя. «А как надо сказать?» – удивился Степа.
Объясните, в чем состоит ошибка Степы.

       

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru