Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

Не с деепричастиями

Использование технологии развития
критического мышления на уроке русского языка

Цели:

– создать условия для развития у школьников критического мышления;

– формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;

– повторить основные признаки деепричастий, место и роль деепричастных оборотов в предложении, выделение их запятыми.

ХОД УРОКА

(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.

А.П. Сумароков

Слово учителя

Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения художественной литературы.

Чтение текста учителем.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!

(Р.Саути)


КАРТОЧКА 1

Задания и вопросы:

1. Задания:

а) озаглавьте текст; докажите, что это текст.

б) назовите тему текста и основную мысль;

в) определите стиль и тип текста.

2. Вопросы:

1. Как вы думаете: чем интересен для нас этот текст? Какую роль играют в нем деепричастия?

2. Вы, наверное, обратили внимание, что в тексте много дрожащих, свистящих и шипящих согласных. С какой целью автор использовал это в тексте? Как называется подобный прием?

3. Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?

– Посмотрите на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова А.П. Сумарокова?

Задание. Запишите эпиграф в тетрадь, раскрывая скобки. Выделите орфограммы, объясните их.

– О чем пойдет речь на уроке?


I этап. «Вызов»

1. Индивидуальное задание.

Подумайте и запишите все, что вы знаете по данной теме. (Можно в виде схем, шпаргалок, примеров и др.)

2. Объединитесь в пары, чтобы обменяться информацией, обсудить и добавить новое.

3. Начертите в тетрадях маркировочную таблицу Знаю – Хочу знать – Узнал новое.

4. Объединитесь в группы и выпишите все по теме в колонку «Знаю».

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

Правописание не с:

 – существительными;
– прилагательными;
– глаголами;
– причастиями;
– местоимениями

Правописание частицы не с деепричастиями

Знать...
Уметь...

В конце урока ребята записывают примеры на данное правило.

5. Запишите в эту колонку таблицы на доске все, что класс знает по теме. Каждый ученик по очереди вносит свой вклад. Знание правил проверяет учитель.

II этап. «Осмысление»

– Вы собрали информацию о слитном/раздельном написании частицы не в существительных, прилагательных, местоимениях, глаголах, причастиях. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Ее необходимо каким-то образом сгруппировать. На стадии «осмысления» ученики знакомятся с новой информацией. Происходит ее систематизация.

Составляем и оформляем на доске структурно-логическую схему – кластер.

– Все ли случаи мы записали в кластере?

Индивидуальная работа на карточках.


КАРТОЧКА 2

– Сформулируйте задание к данному упражнению. Выполните его.

I.

1. (Не)засеянное поле.
2. (Не)засеянное вовремя поле.
3. (Не)засеяли поле.
4. Поле (не)засеяно.

II.

1. (Не)законченная мною работа.
2. (Не)законченная, а начатая работа.
3. (Не)закончив работу.
4. Работа (не)закончена.

(Раскройте скобки, выделите орфограммы, исключите четвертое лишнее.)

(Не)закончив? (Выход на тему)

– Что хочу знать?

– Заполните вторую колонку маркировочной таблицы.


III этап. «Размышление или чтение с пометками»

Работа с текстом.

Материал для наблюдения.


КАРТОЧКА 3

Выводы делают ученики: правило написания не с деепричастиями совпадает с правилом правописания не с глаголами.

Проверим себя: прочитаем определение в учебнике.


КАРТОЧКА 4

1. Сформулируйте задание к данному упражнению:

(Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.

– Запишите данные словосочетания в два столбика:

– Делайте выводы. Дописываем структурно-логическую схему (кластер).


IV этап. «Рефлексия»

Методика незаконченных предложений

– Какие знания о деепричастиях помогут вам выполнить домашнее задание? Заполните раздел таблицы «Узнал».

– Сегодня на уроке мне удалось...

– Самым интересным для меня было...

Домашнее задание. Упр. 146, стр. 67; § 32, стр. 67.

Дифференцированные задания

I. Раскройте скобки, выделите орфограммы.

(Не)взявшись за топор, избы (не)срубишь. (Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка. (Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешь. (Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше. (Не)пригож лицом, а хорош умом.

II. Тест.

1. Определите, как надо писать не со словами в предложениях:

(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушел, (не)истовствуя от досады.

А. В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно.

Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

2. В каких словосочетаниях не является частицей?

А. (Не)засеянное поле.

Б. (Не)засеянное вовремя поле.

В. (Не)засеяли поле.

Г. Поле (не)засеяно.

Д. (Не)засеяв поле.

3. Укажите слитное написание не со словами:

А. (Не)терпя возражений.

Б. Сильно (не)доумевая.

В. (Не)домогая с утра.

Г. Нисколько (не)думая.

Д. (Не)навидя ложь.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Технология развития критического мышления учащихся

Этапы Действия учителя Действия учащихся
«Вызов» 1. Нарисуйте в тетради познавательный объект так, как вы его представляете

2. Вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте

3. В тетради нарисуйте маркировочную таблицу

Знаю Хочу знать Узнал новое
     

4. В левой колонке запишите все, что вы знаете о познавательном объекте

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось

Каждый рисует

Рисуют

 

 

 

 

Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

«Осмысление» Предлагаем учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям На доске оформляется структурно-логическая схема (кластер)
«Размышление»

«Чтение с пометками»

1. Предлагаем каждому ученику текст

2. Даем задание: читайте и делайте в тексте пометки

«V» – знаю;
«?» – хочу знать;
«+» – это для меня новое

3. Предлагаем продолжить работу с маркировочной таблицей

Хочу знать Узнал
   
Получают распечатку

Читают и на полях делают пометки

«Рефлексия» Предлагаем разные способы инициирования рефлексии учащихся:

напишите сказку (эссе);
составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний;
выполните тестовые задания

 

О.Ю. СКВОРЦОВА,
Самыловская школа,
Мантуровский р-н,
Костромская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru