Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

НОВЫЙ ПОДХОД

 

Необходимые перемены

Элементы кредитной системы образования
в современной школе

Из разнообразных публикаций о перспективах отечественного образования можно сделать вывод об общей тенденции: мы полны решимости войти в мировое образовательное пространство. Во всяком случае вузовское образование робко пробует внедрить некоторые элементы кредитной системы: усиление самостоятельной работы учащихся, накопительная система оценивания знаний, партнерские отношения «преподаватель – студент» (работа по единому учебному плану), внедрение электронных средств обучения, значительно облегчающих научную и учебную работу, и т.д. Но идея может потерять смысл, если общеобразовательная школа останется в стороне от этих прогрессивных перемен. Именно школа как первое звено образования должна сформировать необходимые умения и навыки будущего студента, – это главная задача подписанного Болонского соглашения.

Переход на новые формы работы требует определенного времени, чтобы осмыслить суть необходимых перемен.

В нашей школе у русистов сложилась замечательная традиция – поисковая работа на уроке русского языка – ключ к поддержанию интереса к предмету. Поэтому на занятиях перед учениками ставятся проблемные вопросы, решить которые им предстоит самостоятельно, а учитель поможет спланировать и будет контролировать и корректировать их действия.

Не будем забывать, что у преподавателей русского языка особая миссия, ибо русский язык является не только учебным предметом, но средством обучения других школьных дисциплин.

Директор ГОУ СОШ № 1362 с углубленным изучением английского языка Восточного административного округа г. Москвы Н.С. Соловьева и учителя Н.Г. Азымова, Г.В. Метелкина, Е.В. Зайцева, Е.А. Скворцова, О.В. Крюкова и др., хорошо понимая это, приняли решение организовать школьное научное общество, куда приглашаются все желающие, а не только ученики, интересующиеся гуманитарными предметами. Отчетом научного общества стала недавно проведенная школьная практическая конференция в форме защиты индивидуальных проектов.

В Положении о проведении практической конференции защиты проектов были сформулированы следующие главные цели:

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе в различных областях знаний;

• формирование более высокого уровня языковой и коммуникативной компетенции.

Первый опыт дал отличные результаты. Примечательно, что ни один проект не обошелся без консультации учителей русского или иностранного языка: это неудивительно, ведь ребята учились работать с текстом презентаций, и их нужно было консультировать не только в области программы PowerPoint, но и в грамотном текстовом оформлении. Юным исследователям пришлось потрудиться, обращаясь и к разным словарям русского языка, и к двуязычным словарям.

Самостоятельная исследовательская работа, завершившаяся отчетом-конференцией по защите индивидуальных проектов, стала возможной благодаря усилиям всех школьных методобъединений. Было решено, что тематика научных проектов должна быть проблемной и обязательно базироваться на межпредметных связях – так школьнику проще понять, что приобретенные знания, умения и навыки, полученные при изучении одного предмета, обязательно пригодятся ему при изучении другого.

Весь процесс подготовки занял около полугода. Он включал в себя выбор темы, пересекающейся со школьной программой или выходящей за ее рамки, составление плана тезисов. Большое внимание было уделено вступительной части, где докладчик должен был ясно и четко назвать причины выбора темы и определить ее суть. Руководитель проекта помогал «выстроить» логически оправданную композицию, подобрать нужные цитаты, сформулировать выводы, подводящие итоги рассуждениям.

Так появились «объединенные» темы, заявленные школьниками: «Мир взрослых глазами детей в произведениях Марка Твена и Харпер Ли» (Эльза Хисатметдинова, 11-й класс), «Двоеверие в русской культуре» (Ольга Грачева, 11-й класс), «Секреты популярности телепрограмм» (Анна Фипотова, 11-й класс), «Секреты популярности Толкиена» (Полина Абалкина, 9-й класс), «Один день с Пушкиным» (Инна Квиткевич, 9-й класс) и др. Интерес к изучению английского языка отразился в ряде работ, представленных на языке Шекспира и Диккенса.

Школьники самостоятельно определили и жанры своих творческих работ: это и рекламный ролик о вреде курения (этот ролик получил первую премию на международном ART-фестивале в 2007 г. в Москве), и компьютерные презентации, демонстрационное выступление с моделями LEGO, традиционные выступления с исследованием художественного текста, путевые заметки и др. Очевидно, что сама проблематика предполагала привлечение знаний двух-трех школьных дисциплин, поэтому в роли консультантов выступали разные учителя-предметники. И, конечно, особую роль играли словесники.

К участию в конференции привлекались все желающие из 5–11-х классов. Было поставлено единственное условие – работы должны носить исследовательский характер и быть оформлены в виде файла на дискете.

Так как наше учебное учреждение – это школа с углубленным изучением иностранных языков, докладчики могли выбрать любой из изучаемых языков для представления своей презентации.

Строгое соблюдение регламента – одно из требований для выступающих на конференции. Школьникам было непросто самостоятельно отобрать ключевой материал для выступления и кратко представить свою работу, показав свои коммуникативные умения и навыки.

Работа девятиклассницы «Один день с Пушкиным» (Инна Квиткевич, 9-й класс) особенно запомнилась участникам конференции. Это опыт составления путеводителя по памятным местам, которые автору-подростку показались особенно примечательными. При составлении этого текста школьнице пришлось работать с книгами по москвоведению, культурологии, информатике, русской литературе. Старшекласснице (под руководством учителя-консультанта) пришлось овладевать новым видом текста – электронным, примерить видеоряд, фотографии-иллюстрации.

Самостоятельная разработка учащимися определенной учебно-научной темы важна не только в плане развития познавательного интереса. Педагоги нашей школы хотят помочь юному исследователю освоить элементарный инструментарий научного поиска.

Думается, что проектная деятельность дает возможность получить полноценное образование европейского уровня.

Н.И. ГЕТЬМАНЕНКО,
доцент кафедры методики преподавания
русского языка МПГУ;
Н.И. КОСТРИКОВА,
заслуженный учитель,
О.В. ИФТОДИЙ,
отличник народного просвещения,
ГОУ СОШ № 1362

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru