Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №11/1999

Фразеологизмы и их изучение

Изучению фразеологизмов должно отводиться время не только на уроках по лексике в 5–6-х классах – с этой мыслью, кажется, согласятся все словесники. Как построить эту работу интересно и вместе с тем продуктивно? Мы хотели бы поделиться с коллегами своими наработками.

В качестве примера мы выбрали группу фразеологизмов, включающих в себя названия частей тела человека. Она довольно многочисленна. Предложим своим ученикам найти и перечислить такие названия (голова, язык, нос, рука, нога, локоть и т.п.). Затем можно попросить ребят составить связный рассказ, в который будут включены фразеологизмы, содержащие одно и то же название. Приведем примеры некоторых таких рассказов (со словами нос, язык, ухо, зуб, рот, губы, грудь, спина).

Сергей Волков,
Москва, школа № 57

 

Нос

Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гулькин нос (гулька – это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос.

Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.

Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы. О некоторых из них вы прочтете в специальной главе, в название которой вынесен еще один фразеологизм – Не останьтесь с носом!

 

Язык

Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово. Это и понятно – ведь язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать!»

 

Ухо

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши – значит слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха.

Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро. Вострый – старая форма слова острый. Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши. Впрочем, уши можно и развесить – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.

Грубые слова действуют прежде всего на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений.

Вы, конечно же, заметили, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. (Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!) По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей.

 

Зуб

Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений.

Среди них заметна группа фразеологизмов, в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб. На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам. Впрочем, если заговорить ему зубы, отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать.

Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека. Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает. Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку – все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому – стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой.

 

Рот, губы

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Про невнятно говорящего человека скажут, что у него каша во рту. Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить. А вот набрать в рот воды – это замолчать самому.

Широко открытый рот – признак удивления. «Чего рот разинул?» – спрашивают человека, застывшего в изумлении перед чем-нибудь, поразившим его воображение.

Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Если еда приготовлена невкусно, то ее в рот не возьмешь. Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.

Если дел так много, что с ними не успеваешь справляться, то можно определить это положение так: хлопот полон рот.

Со словом губа фразеологизмов не много. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы. Если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен, то говорят, что у него молоко на губах не обсохло. Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура.

 

Грудь, спина

Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы.

Смелый человек всегда встречает опасность грудью. Встать грудью – значит, мужественно биться, защищая что-то дорогое. Грудью можно прокладывать себе дорогу в жизни – так происходит, когда человек добивается всего упорным трудом, преодолевает все выпавшие ему трудности.

Если же повернуться к кому-нибудь спиной, то это означает, что кого-то покидают, оставляют на произвол судьбы. Не является доблестью также прятание во время опасности за чужую спину. Нож в спину всаживает трус, предатель, боящийся биться с противником в честном бою. Гнут спину обычно перед тем, кто сильнее и могущественнее, но так поступают лишь слабые, трусливые люди.

Впрочем, есть со словом спина и положительно окрашенный фразеологизм – не разгибая спины. Он означает прилежно, усердно. Им можно похвалить примерно работающего человека.


Сама по себе подготовка таких рассказов станет серьезной работой по развитию речи: ведь нужно не только найти фразеологизмы и выяснить их значения, но и удачно соединить их между собой в занимательный рассказ. Лучшие рассказы должны быть прочитаны и оценены в классе.

На этом работа с ними не кончается. Можно предложить ученикам рассказы с пропущенными фразеологизмами. Нужно догадаться, какой фразеологизм пропущен, и вставить его. В средних классах подобную работу обязательно следует проводить со словарем (либо вариант – пропущенные фразеологизмы печатаются внизу, отдельно), старшеклассники же могут попытаться восстановить пропуски без дополнительной помощи. В любом случае стоит провести коллективное обсуждение получившегося текста. И еще пожелание – не ставьте плохих оценок! Тогда работа с лексикой станет удовольствием для учеников.

Приводим примеры двух вариантов самостоятельных работ с фразеологизмами.

 

Вариант 1

1. В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст.

Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он _________, а про сообразительного – __________.

Голова бывает какая-то – например, ___________ (у растяпы), ____________ (у того, кто вечно все забывает), ______________ (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Голова может что-то делать – ________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ______________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову _______________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. ___________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, _________. Можно голову и вовсе ___________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно ____________ всяким вздором, или ___________ (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или ____________ (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: «Не _____________ тебе головы

Если у кого-то в голове не _____________ или нет ___________ (то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________ (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________, _______________, _________ – в зависимости от их качества.

Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как _____________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ____________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой _____________ !

Ну как, вы еще не _____________ за голову от обилия фразеологизмов?

 

Пропущенные слова (приводим их для удобства учителя в порядке следования): без головы, с головой, садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешает, ломают, головоломным, потерять, на отсечение, забивают, мылят, срывают, снимают, сносить, хватает винтиков, царя, ветер, приходить, взбредать, лезть, снег на голову, обухом по голове ударили, о стенку бейся, схватились.

 

2. Объясните значения фразеологизмов (если нужно, используйте словарь).

Хоть кол на голове теши, иметь голову на плечах, быть о двух головах, окунуться с головой во что-то, посыпать голову пеплом, ходить на голове, поставить с ног на голову, сложить голову.

 

Вариант 2

1. В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела, органов человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом глаз, глаза в следующий текст.

 

Если человек смел, то он не будет бояться высказывать свое мнение кому-то ____________, то есть в его присутствии. Критика ___________ – в отсутствие того, о ком говорят, – это уже никакая не доблесть, а скорее проявление трусости.

Если бы няньки __________ глаз смотрели за ребенком ___________, не ____________ бы с него глаз, то никогда бы не возникло пословицы «________ _____________ (то есть без присмотра)».

В глазах может ___________________, __________, _________признак какого-то неблагополучия, физической усталости. От крайнего изумления глаза могут __________ , стать ___________.

Глаза бывают разные. У колдунов – ___________ (или _________) глаз, таким и ___________ недолго. ____________ глазом мелкие предметы видны лучше, чем ___________, – ведь речь идет о глазе, снабженном каким-нибудь оптическим прибором (очками, лупой, микроскопом).

Глаза у ревизоров (то есть тех людей, которые проверяют, контролируют чью-либо деятельность) – объект особый. Их стараются __________ – иными словами, контролеров пытаются обмануть, ввести в заблуждение. Им всячески __________________ в глаза, убирают с ______________ доказательства неблагополучного хода дел. Могут для _______________ и взятку дать. Если все удается, то проверяющие могут _________ глаза на все недостатки, то есть сделать вид, что их просто нет.

Если человек все время ______________ кому-нибудь глаза, то он в конце концов рискует услышать что-нибудь вроде: «Что ты торчишь тут все время как ______________?! Сгинь ______________ и не смей мне больше_________________________ ! Глаза б мои ___________________

Много еще есть фразеологизмов со словом глаз – все и не перечислить. Попробуйте вспомнить некоторые из них.

 

Пропущенные слова (в порядке следования): в глаза, за глаза, не сводя, в оба глаза, спускали, у семи нянек дитя без глазу, рябить, темнеть, двоиться, вылезти на лоб, круглыми, черный, дурной, сглазить, вооруженным, невооруженным, замазать, пускают пыль, глаз долой, отвода глаз, закрыть, мозолит, бельмо в глазу, с глаз долой, на глаза показываться, на тебя не глядели.

 

2. Объясните значения фразеологизмов (если нужно, обратитесь к словарю).

Глаза разбежались, есть глазами, бросаться в глаза, с глазу на глаз, делать большие глаза, бить в глаза, не в бровь, а в глаз, в глаза не знать, правда глаза колет, глаза на мокром месте.