Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №10/2000

И.А.  Громов,
Владимирская обл.

Сложносочиненное предложение
в 9-м классе

Методическая основа изучения темы

Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.

Исходя из этого, определяем ближайшие задачи:

  • лингвистическая: выявление структурно-семантических особенностей сложносочиненных предложений (далее – ССП);

  • правописная: разграничение случаев обязательной и факультативной постановки знаков препинания;

  • речевая: установление стилистических и экспрессивных возможностей данной синтаксической конструкции.

Достижение намеченных целей невозможно без последовательного решения ряда промежуточных задач.

Лингвистические:

1. Изучение промежуточного положения ССП по степени структурно-семантической цельности между бессоюзными сложными предложениями (БСП) и сложноподчиненными предложениями (СПП).

2. Описание сочинительных союзов как основного средства связи и способа выражения смысловых отношений в ССП.

Правописные:

1. Развитие умения отличать простое предложение с однородными членами от ССП, совершенствование пунктуационных навыков.

2. Выработка навыка не ставить запятую в ССП при наличии общего второстепенного члена, придаточного предложения.

Речевые:

1. Употребление ССП в несложных описаниях, повествованиях (именно ССП большей частью создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста, в отличие от «тяжеловесных» конструкций со сложноподчиненными предложениями).

2. Использование ССП для создания экспрессивно окрашенного высказывания.

3. Умение пользоваться ССП как один из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций (реализуется в течение изучения всей темы).

Сформулированные выше задачи позволяют наметить следующую тематику уроков:

1. Средства связи и значения ССП (урок по этой теме мы и предлагаем).

2–3. Пунктуация в ССП (запятая, случаи постановки тире, отсутствие запятой, разграничение ССП и простых предложений, осложненных однородными членами).

4–5. Как «работают» ССП в тексте. Экспрессивные возможности: конструкции с повторами. Например: Будь любознателен – и многое тебе откроется. Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен – и ты победишь. Присоединительные конструкции: Яркие кувшинки, тихий плеск речной волны, постоянное подрагивание поплавка – и для счастья больше ничего не надо. Альтернативный вопрос: Другого мне не дано: или дождаться окончания урока, или, заглушив чувство стыда, попросить разрешения выйти – и т.п. Стилистические возможности ССП анализируются при сопоставлении не очень осложненных текстов, в которых они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Это характерно для произведений классиков, которые ведут неспешный, непринужденный рассказ или дают незамысловатое описание чего-либо, а также для ученических творческих работ. Ср.: Прошла осень, за ней прошла зима. Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и о бабушке, думала о Саше. Письма из дому приходили тихие, добрые, и, казалось, все уже было прощено и забыто... (А.П. Чехов. Невеста)

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг. Не следует забывать и об «учении с увлечением»: к примеру, сопоставление простых предложений с однородными сказуемыми и ССП с союзом и мы проводим, используя только слова, начинающиеся на букву и. Это может выглядеть так:

Иззябшие извозчики исподтишка изрекали итальянскому интервьюеру избитые истины и изредка икали.

Иностранцы искололи изменника из Индии импортными использованными иглами, и индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.

И последнее замечание. Синтаксические (и другие) явления многообразно функционируют в различных типах, стилях и жанрах речи, и поэтому ориентация только на художественные тексты является методически некорректной. Мы считаем вполне уместным использование в работе и художественной прозы, и стихов, и научных, и научно-популярных текстов, и т.д.

А теперь, после столь затянувшегося вступления, милости просим на первый урок по сложносочиненным предложениям.

 

Тема: «Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП».

Организация занятия

I этап. Актуализация ранее изученного

1. Виды сложных предложений

На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (Девятиклассники говорят о разных способах связи простых предложений в сложных, о сочинительных и подчинительных отношениях частей сложного предложения.)

– Но это еще не все! Вот вам два о-очень простых предложения:

Молодежь ушла. В клубе стало скучно.

Попробуем построить из них все три вида сложных предложений. Получаем:

Молодежь ушла, и в клубе стало скучно.
Молодежь ушла – в клубе стало скучно.
Молодежь ушла: в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.
Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.

А теперь задумаемся над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. (Кстати, у нас завязалась очень интересная дискуссия, казалось бы, к теме урока не относящаяся, – зачем молодежь идет в клуб, почему уходит оттуда раньше времени, хотя клуб в нашей сельской местности – единственное «культурное» учреждение...) В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? – В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно... Молодцы, ребята! А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Ваши варианты прочтения. Задание довольно-таки сложное, но наконец слышим верную интонацию. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? – Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено, по-моему, еще менее заметно, чем причинно-следственная связь в ССП. – Отлично! Вот вам и выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП. Но это будет чуть позднее, а вначале мне хотелось бы предложить вам такую работу.

 

2. Группы сочинительных союзов

Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.

Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал:

– Пойдем смотреть грома!

(К.Паустовский. Золотая роза)

Вот какие сочетания выписали учащиеся:

проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.

Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? – Какие-либо явления!

Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений. А вы достаточно легко ориентируетесь в этой разновидности сложных предложений? На всякий случай проверим.

 

3. Узнавание «в лицо» ССП

Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно...) правильность вашего выбора.

Текст. Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон...

То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные... Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше... И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.

(И.Евсеенко. Повесть «Петушиные дворики».
«Новый мир», 1990, № 5)

(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится... и Но дойдет..., причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)

У ребят может возникнуть вопрос о виде предложения Вот, мол, дойду. В целом оно БСП, а его первая часть – обычное простое предложение с однородными сказуемыми – дойду, отдохну, огляжусь. Даже с большой натяжкой его нельзя отнести к предложениям с факультативным характером членения, так как запятая «сигнализирует» о блоке однородных членов, а о разных предложениях «говорит» точка...

 

II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности

– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: а я во как знаю ССП! Как видно из только что записанных примеров, ССП очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу сегодняшнего урока формулируем так:

Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?

И какие именно?

Первая реакция большинства, конечно, ясна – естественно, неодинаковые. – А в чем разница? Вот давайте в этом и разберемся.

 

Исследовательская деятельность

Делим класс на три группы (по рядам) и предлагаем проанализировать три текста (по одному на «брата»...). В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей... Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево...

(Л. Карелин. Роман «Змеелов».
«Подвиг» – приложение
к журналу «Сельская молодежь»,

1998, № 2. С. 167)

Текст 2

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине...

(А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым... Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо...

(А.Пушкин. История Пугачева. Из гл. 3)

III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы

– К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями... Обобщаем сказанное ребятами.

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод.

– Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)

В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь для опорных конспектов.

IV этап. Практическое использование полученных теоретических сведений

Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.

Начальные части предложения:

– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу...

– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было...

– Есть земля, недра...

– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор...

– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину...

– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович...

– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево...

– Не успеешь замедлить возле торговца шаг...

– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо...

– Станция была действительно крохотной...

Завершающие части предложений:

– ...людей – кот наплакал.

– ...он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

– ...вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.

– ...потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.

– ...такого еще не встречалось.

– ...затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками...

– ...читателю нечего тут насмешничать.

– ...город за ней раскинулся редкостный.

– ...вот раскинулся перед ним городской базар.

– ...Высокие Стрижи никак не показывались.

(Примечание. Все тексты и предложения урока размножаем для каждого ученика. Кроме того, часть материала можно заранее записать на доске.)

Карточка для самопроверки

– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.

– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать.

– Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.

– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.

– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками...

– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось.

– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.

– Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.

– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались.

– Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.

(И.Евсеенко. Петушиные Дворики)

V этап. Творческая работа

Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П.  Чехова «Скучная история».

Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.

Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите...». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.).

А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.

Домашнее задание

1. Возьмите в библиотеке повесть А.П.  Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.

2. Напишите небольшой рассказ – подражание А.П.  Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.