Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №2/2001

МАТЕИАЛЫ К УРОКУ

МЕСТОИМЕНИЕ
Дидактические материалы

По повести Г.Н.Троепольского "Белый Бим Черное ухо")

Продолжение. См. № 45, 46, 47/2000

М.И.НЕМЫКИНА

6 класс

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

III группа («3»)

Задание. Спишите данные предложения и подчеркните в них неопределенное местоимение что-то как член предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Что-то от к_шачьего было в его дв_жениях, мягких, осторожных, плавных. 2. При посадке в_дитель что-то заворчал, повт_ряя слова собака и не положено. 3. А вот что-то ж_вое так ударило изд_ли в нос, что Бим приост_новился. 4. Тот пошлепал по шее, легонько взял за ошейник, рассм_трел н_мерок и зап_сал что-то. 5. Что-то ему подсказывало: от воды ух_дить не надо. 6. Но два дня в неделю у нее были выходными: в воскр_сенье она что-то покупала на базаре у колхозников, а в понедельник прод_вала то же самое.

Задание. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, раскройте скобки. Вспомните правило о написании неопределенных местоимений.

1. Так, ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем(то) необычным. 2. Что(то) внутри сосало а он смутно догадывался что при такой сытости и хорошем обращении не было чего(то) самого главного. 3. А Хрисан Андреевич смотрел на Петровну и о чем(то) вроде бы горевал. 4. У него на какой(то) срок затихла тоска, возникшая в последний день. 5. Кто(то) засвистел ему вслед кто(то) заулюлюкал кто(то) крикнул: «Бешеная!». 6. Алеша понял что приходил к Толику именно Черноух а не кто(либо) другой. 7. И все трое доверяли друг другу без каких(либо) сомнений, хотя мальчики абсолютно не знали этого старого человека.

Задание. Объясните правописание неопределенных местоимений в данных словосочетаниях, составьте 2–3 распространенных предложения с некоторыми из них.

ПРОБУЖДЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕГО ИНСТИНКТА

Пахло чем(то) неизвестным, запах какой(то) неведомой птицы, заметить кое(кого) в густых зарослях, какой(то) бесчутый и беспомощный хозяин, почувствовать чей(то) незнакомый запах, (не)сколько раз промахиваться, пытаться что(то) показать хозяину, обнаружить в себе с (не)которых пор охотничью страсть.

Задание. Спишите данный мини-текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу неопределенные местоимения (какой-то, что-то, несколько).

Папа взял трубку и полушепотом сказал всего (...) слов:
– Машину... Сейчас.
Значения этих слов Бим, конечно, не понял. Но заметил, что Папа тревожно смотрел на дверь Толика, бросил неспокойный взгляд на Бима, ушел в кухню, вышел оттуда на цыпочках, с веревкой и (...) узелком. Бим сообразил: (...) не так, (...) в Папе изменилось – он не похож сам на себя.

II группа («4»)

Задание. Спишите, поставьте, где необходимо, дефис в неопределенных местоимениях. Напишите в скобках, что означают данные словосочетания.

Образец: Восхитительный аромат, поражающий своей обаятельной, какой-то розовой пахучестью (запах молока).

Какие(то) странные брусочки (...), пахнущие чем(то) непонятным желтенькие бумажки (...), какой(то) вонючий голубой цветок (...), симпатичная живая цистерна с (не)сколькими открытыми краниками (...), какая(то) бескрылая и дефективная птица (...), крик какого(то) сиплого, немощного кукарешника (...), какие(то) ребристые серовато-белые листы на крышах домов (...).

Ответы: книги, деньги, подснежник, корова, курица, петух, шифер.

Задание. Спишите данные предложения. Установите, роль какой именно части речи выполняет неопределенное местоимение некоторый – прилагательного или числительного. Свой ответ аргументируйте.

1. Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью...
2. На некоторых улицах листья пятнами покрыли тротуары, на некоторых лежали сплошь, так что, попадись хоть частичка следа хозяина, Бим ее уловил бы.
3. Затем Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга.
4. Он отбежал на некоторое расстояние и сел, и смотрел на ту дверь.
5. Через некоторое время она (волчица) передвинулась ближе и села, не спуская с Бима глаз.

Задание. Прочитайте следующие предложения. Расскажите кратко, о каких именно испытаниях в жизни Бима идет в них речь.
Напишите одно из предложений по памяти. Укажите неопределенные местоимения.

СТРАШНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

1. Вот так где-то кто-то перевернул стрелку той дороги, по которой доверительно шел Бим. И никакому кто-то нет теперь дела до того, что какой-то собаке защемило ногу и она стала калекой.
2. Внутри что-то оборвалось от удара, и это что-то стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого он и потерял сознание.
3. Потом снова к двери, снова нюхал через щель и наконец установил по запахам: во дворе что-то тревожное. И вновь ходил, ходил, шаркая когтями по жести, разогреваясь и будто готовясь к чему-то, разминаясь.

Задание. Используя данные словосочетания, составьте предложения (или небольшой текст) на тему «Бим и деньги».

БИМ И ДЕНЬГИ

Обмениваются какими(то) бумажками, пахнут чем(то) непонятным,
(не)сколько шуршащих бумажек, смутно догадываться о чем(то), (не)что магическое в обыкновенных бумажках, сослужат когда(то) роковую службу.

I группа («5»)

Задание. Сопоставляя местоимения с другими частями речи, многие лингвисты делят местоимения на четыре группы. Найдите в данных предложениях неопределенные местоимения и впишите их в соответствующие графы таблицы. Объясните их правописание.

Местоимения-
существительные

Местоимения-
прилагательные

Местоимения-
числительные

Местоимения-
наречия

     

 

1. А теперь вот помаленьку пишу кое-что дома. 2. Однако вряд ли это поможет чем-то отстранить нить обвинения против Бима в его аномалиях расцветки тела и ушей. 3. Более того, самостоятельные решения к какому-либо действию не должны были противоречить желаниям хозяина. 4. Остановились трое молодых ребят и почему-то улыбались, глядя то на Толстого, то на Бима. 5. Он отбежал на некоторое расстояние и сел, и смотрел на ту дверь. 6. За каждым деревом что-то незнакомое, таинственное. 7. Почти все женщины что-нибудь несли в руках. 8. Вот уже несколько раз называли Бима – Черное ухо. 9. Рассказывала она спокойно, то указывая на Бима, то на кого-нибудь из тех трех.
10. Человек привязал его за веревку, хорошо накормил и куда-то ушел... 11. Но на этот раз какой-то тучный человек кричал на всех и часто повторял слово собака. 12. Он расширил глаза: это тот жуткий запах лесной собаки, которого испугался когда-то Бим... 13. Главное в том, что он есть, где-то есть, и его надо искать. 14. Но Толик был глубоко убежден в том, что Бим укусить Серого не мог, потому что он – человек, а не заяц какой-нибудь или лисица. 15. Тоска Бима как-то немножко забылась, рассеялась среди людей.

Задание. Составьте предложения по данным синтаксическим моделям.

1. [... какой-то охотник], (который ...)
2. [... какая-то лохматая собачонка], (от которой ...)
3. [... какая-то бескрылая птица], (которая ...)
4. [... какие-то незнакомые люди в белых халатах], (которые ...)
5. [... о каком-то ужасном осколке], (о котором ...)

Задание. Прочитайте данный отрывок. Объясните, почему автор, описывая состояние ужаса и страха, испытываемое Бимом во время грозы, употребляет неопределенные местоимения. Воспроизведите данный текст по памяти.

А лес шумел, шумел и шумел. А ветер все разыгрывался в кромешной тьме, разыгрывался так, что застонали и дубы. Биму казалось, что кто-то черный-черный, огромный распластался над могучими дубами, над умирающей старой осиной, над ним, затерявшимся в этой тьме псом; и этот черный бил полами черного плаща по верхушкам леса, обхватывал деревья и качал их в дикой пляске, шаманил, подергиваясь и извиваясь, крича и завывая в стоголосой дикости.
Вдруг, как огненным узким ножом, молния рассекла черноту, на секунду осветив строптиво воющий лес, а вслед за нею что-то грохнуло вверху, ударило, задребезжало чем-то разбитым, ухнуло вниз и покатилось по лесу в разные стороны.

Задание. Прочитайте данные предложения – своеобразные текстовые загадки. Найдите неопределенные местоимения, объясните их правописание.
Напишите отгадки к этим предложениям. Если не знаете текста, придумайте его сами.

ТАЙНЫ ЛЕСА

1. Потом лес затих как-то сразу: будто кто-то невидимый легонько взмахнул могучим крылом над деревьями в последний раз: хватит шороху. (Кто этот невидимый, который взмахнул крылом?)
2. В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные, последние дни уходящей осени... (Что таится в запахах осеннего леса?)
3. На рассвете его разбудил тихий шорох, он приподнял голову, прислушался: кто-то копается в листве. (Кто копается в листве?)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

III группа («3»)

Задание. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора слитного или раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Он уже уговаривал соседей, но в темноте этого (ни)кто не понял.
2. (Ни)чего не было понятного для Бима, ровным счетом (ни)чего, (ни)каких знакомых слов, (ни)каких понятных жестов – (ни)чего. 3. По городу шел одинокий, грустный, (ни)(за)что обиженный пес. 4. След привел его к вокзалу. Пройти в помещение не было (ни)какой возможности... 5. Бим сидел статуей и (ни)кому (ни)чего не говорил. 6. Обвинять его абсолютно (не)(в)чем: он получил договорную плату за труд, а ловя Бима, всего лишь исполнял свою обязанность.

Задание. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Обозначьте условия выбора орфограмм: «Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях», «Правописание не с глаголами».

(Ни)(на)кого (не)надеяться, (ни)кому (не)доверять, (не)находить (ни)каких признаков хозяина, (не)(на)кого рассчитывать, (не)верить (ни)(в)чьи обещания, (не)(у)кого спросить, вернуться (ни)(с)чем.

Задание. Спишите данные предложения. Объясните правописание отрицательных местоимений.

БИМ И ТЕТКА

1. Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но укусить – (н_)(в)коем случае. 2. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато ото всех требовала ответственности.

Задание. Собираясь на облаву на волков, охотники не хотели брать с собой Бима. Используя данные сочетания слов, придумайте от лица Бима искренние заверения в безупречном поведении. Объясните правописание отрицательных местоимений.

(Н_)(за)что не буду гавкать, (н_)кто не пожалеет о моем присутствии, не услышите (н_)каких подозрительных шорохов, (н_)(о)чем не беспокойтесь, (н_)чего опасаться.

II группа («4»)

Задание. Спишите данные предложения. Объясните правописание отрицательных местоимений.

БИМ В ДЕРЕВНЕ

1. Хотя жизнь пошла иная, (н_)сколько не похожая на все, что было в прошлом... 2. И (н_)кто (н_)кого не трогает – ни люди животных и птиц, ни животные людей. И (н_)кто (н_)(в)кого не стреляет из ружья. 3. Ах, голуби вы голуби, (н_)чего-то вы не знаете о сытой собаке в неволе. 4. Овцы успокоились, поскольку уточнили, что Бим не имеет (н_)каких агрессивных намерений. 5. Алеша побежал за ними (овцами), а Бим не обращал внимания
(н_)(на)что: копал и копал. 6. Каждое утро он получал около литра молока, что здесь не считалось (н_)во что. 7. Но его (н_)кто здесь не понял: (н_)кто не пошел за ружьем и (н_)кто не пошел на охоту и без ружья.

Задание. Спишите данный отрывок. Подумайте, почему автор в данном случае употребляет местоимение ничегошеньки вместо ничего. Составьте собственное предложение с данным местоимением.

Что же сейчас искать?
Все это он сказал Степановне глазами, хвостом, вопросительным перебором передних лап, но она ничегошеньки не поняла, а повторила:
– Пойди гулять. Ищи!

Задание. Спишите данные реплики, объясните правописание отрицательных местоимений. Устно расскажите о тех ситуациях, в которых герои повести произносят данные слова.

1. – ...Этот парень, – и Даша указала на студента, – (н_)(в)чем не виноват.
2. – Но одно условие, Толик: Бим будет спать в прихожей и (н_)(в)коем случае не с тобой, – заключил Папа.
3. – Точно! – воскликнул шутник. – (Н_)(за)кого тебе пить, благоразумный. Это я знаю точнехонько.
4. – Ласкается, – сказал парень. – (Н_)какой он не бешеный. Заходи.
5. – Скотины нет (н_)какой, – ответил Толик. – Морские свинки были – мама запретила... Пахнут.

Задание. Спишите данный отрывок, раскрывая скобки и объясняя правописание отрицательных местоимений, а также условия выбора слитного или раздельного написания не с различными частями речи.
Продолжите этот мини-текст, письменно ответив на вопрос: «Почему совесть тревожила отца Толика даже ночью?».

Конечно, Семен Петрович (не)учел маленького обстоятельства, что дружба и доверие (не)покупаются и (не)продаются. Не знал он и того, что Бима уже (не)найти, если бы он и захотел. Но Бим, наш добрый Бим, оставил след и в душе папы Толика. Может быть, это был укор совести. От нее (н_)когда и (н_)кому (не)уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Но Бим тревожил Семена Петровича и ночью.

I группа («5»)

Задание. Выпишите из данных предложений словосочетания типа «отрицательный глагол + отрицательное местоимение», «отрицательное местоимение + существительное + отрицательный глагол». Обозначьте условия выбора орфограмм.

Образец: ничем не интересовался, не бояться никаких трудностей.

ЛЕС-ЦЕЛИТЕЛЬ

1. Но (н_)(в)какой области и губернии здоровые собаки (не)ели и (не)едят корень купыря... 2. Уже третьи сутки (н_)чего (не)ел Бим, кроме трав, и
(не)спал от боли и настороженности... 3. Бог его знает, откуда стало ему известно, что в чесноке две или три десятых процента йода? (Н_)кто (не)ответит на этот вопрос. 4. (Н_)(за)что (не)понять людям, каким образом Бим находил целебные травы. Может быть, потому что он (не)ждал (н_)(с)чьей стороны (н_)каких подсказок?..

Задание. Спишите по выбору один из отрывков. Объясните условия выбора слитного или раздельного написания не с различными частями речи. Укажите морфологическую принадлежность данных слов.
Письменно ответьте ан вопрос: почему люди нередко жалуются на свою судьбу, обращаясь к животным?

1. Степановна изливала душу, обращаясь к Биму. Так иногда люди, если (не)кому сказать, обращаются к собаке, к любимой лошади или кормилице корове. Собаки же выдающегося ума очень хорошо отличают (не)счастного человека и всегда выражают сочувствие... Все (не)приятности дня лишь
(не)много приглушили боль Бима, сейчас же она вновь возникла с еще большей силой.
2. А Михей продолжал:
– А я и так скажу: Черноушке, собаке-то, даже лучше выложить душу: тут тебе (н_)каких прений – она (н_)кому (не)скажет, а самому полегчает.

Задание. Ответьте на вопросы, используя отрицательные местоимения. Укажите, с какой частью речи соотносится данное местоимение.

Образец: У вас есть какие-нибудь новости об Иване Иваныче? – У вас нет никаких (мест., прил.) новостей об Иване Иваныче.

1. Кого ты ожидаешь, Бим?
2. За кем же ты гнался, милый пес?
3. Чья это собака, мальчики?
4. К кому нам обратиться за помощью?
5. Сколько следов хозяина ты обнаружил?
6. Для чего тебе брать ружье?

Задание. Продиктуйте друг другу данные предложения (работа в парах). Объясните правописание отрицательных местоимений и условия выбора слитного или раздельного написания не с различными частями речи. Укажите морфологическую принадлежность анализируемых слов.

(Три предложения учащийся диктует своему однокласснику, три – диктуют ему.)

1. Бим превратился в сгусток внимания: он сел (не)движно и ловил запахи, но пока ничего особенного не примечал, так как воздух (не)подвижен. И от этого Биму было неспокойно.
2. Так что Бим увидел (не)ожиданно в этом какой-то отдаленный смысл: поверху искать (не)чего, так как головы могут быть одинаковыми по цвету...
3. Бим поцарапался в родную дверь, но она (не)открылась. Тогда он лег у порожка, свернувшись калачиком. (Не)хотелось ни есть, ни пить – (ни)чего (не)хотелось. Тоска.
4. Здесь люди стояли группами около дверей длинных домиков на колесах, (не)рычали, (не)толкались, а, наоборот, обнимались, целовались и даже плакали в одном месте, у двери домика. (Ни)кому не было дела до Бима, потому он свободно сновал челноком под ногами и сосредоточенно вчитывался в перрон.
5. Но волком пока (ни)где поблизости не пахло. Бим прижался к дереву боком, прижух в (не)проглядной темноте, слился с нею, одинокий, беззащитный, брошенный человеком, которому он (не)сделал (ни)какого зла.
6. Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал – в удивлении, в (не)ведении и горькой обиде. Он (ни)чего, ровным счетом (ни)чего не понимал. И дрожал в волнении, хотя было тепло и даже душно, (не)обычно для осени.

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ

III группа («3»)

Задание. Спишите данные предложения, поставив глаголы и прилагательные в соответствующей грамматической форме.

1. «Граждане, р-разойдись! А вы, вы, да и вы (пройти) в милицию», – указал он Тетке, юноше и Курносому. 2. Потому Толик и повторил еще раз: «Вы (обманывать) меня, дяденька. Это – стыдно». 3. Не (подчиниться) – будем силой действовать, через милицию, дома вас возьмут, если вы такой/ие (темный человек, темные люди)», – заявил ветврач Серому. 4. «Все хорошо, Степановна, все хорошо. Спасибо вам, (милая, милые), за все», – благодарил Иван Иваныч.

Задание. Найдите местоимения, которые помогают автору избежать речевых повторов. Укажите их разряд.

1. При тренировке и натаске они встречались и с охотниками. С этими знакомство происходило незамедлительно, потому что с каждым таким человеком была собака.
2. Теперь Иван Иваныч опять же сел на пенек, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил ее рядом на землю и смотрел на листья.
3. На лестничной площадке Иван Иваныч позвонил в соседнюю дверь, а когда появилась девочка, Люся, он что-то ей сказал. Та убежала к себе в комнату и вернулась со старушкой Степановной.

II группа («4»)

Задание. Спишите по выбору один из вариантов диалога. Объясните, почему мама Толика обращается к собственному мужу то на «ты», то на «вы».

1. Мама теперь уже закричала:
– Вот так всегда! Я одно говорю ему, а ты – другое. Воспитание называется! Изуродуешь ребенка! – Она перешла на «вы»: – Будете локти кусать, Семен Петрович, да поздно.
– Подожди, подожди, не кричи. Спокойно.

2. – Зачем ты при Толике такие слова говоришь: «Изуродуешь ребенка» – и тому подобное? Это же для него пагубно.
– А это не пагубно: явно больная собака, бродячая – да в нашу образцовую чистоту! Ты что, с ума сошел?..
– Эх, мать, мать! – вздохнул Семен Петрович. – Ни капли ты не представляешь, что такое тактика.
– Провалитесь вы со своей тактикой, Семен Петрович!

Задание. Спишите следующие предложения. Найдите в них местоимения,
употребленные в несколько необычной форме. Докажите обоснованность употребления данной грамматической формы в каждом конкретном случае.

1. «Мы тоже кой-чего понимаем. Не впервой», – заверил Клим.
2. Хрисан Андреевич рассудил так: «Раз уж в газетах пропечатали, да не объявился, то, стало быть, его кто-да-нибудь увез далеко. Россия велика, матушка».
3. «Вона! Об чем завел? Глупости одни говоришь. Невелик труд – помочь соседу. Было бы только все по-доброму». (Степановна даже как-то стеснялась, когда ее хвалили.)

I группа («5»)

Задание. Спишите данные реплики. Напишите в скобках имя героя, которому они адресованы. Докажите обоснованность употребления местоимений ты или вы в каждом конкретном случае.

1. – Как же это вы так рассматриваете жалобы? – спросил Иван Иваныч теперь уже совсем спокойно и улыбаясь. – На кого жалоба, тому и даете ее читать. Я бы вам и так поверил по пересказу. (Председателю домкома)
2. – Какая же ты добрая душа! – всплеснула руками Степановна. – Любишь, значит, собак? (Даше)
3. – Какой я тебе дед? Я тебе – отец, папаша. Даже нежное обращение позабывали, с-сукины сыны. А хотите вот таких, – ткнул он в студента, – воспитывать, по головке гладить, по головке. А он вас – подождите! – гав! И скушает. (Дежурному милиционеру)
4. – Ты не безобразь! – крикнул ей парень. А то вот накрою подсадком да в железный ящик. Таких, как ты, надо бы хоть на недельку в году сажать в такой вот фургон. (Тетке)

Задание. Используйте конкретные примеры из данного отрывка, рассказывая о роли местоимений в речи. (§ 46 учебника Г.Я. Солганика)

Такие часы для Ивана Иваныча были часами забвения. Он забывал войну, забывал невзгоды прошедшей жизни и свое одиночество. Даже сын Коля, его кровное дитя, отнятое жестокой войной, будто был рядом с ним, будто он, отец, доставлял ему радость даже мертвому. Он ведь тоже был охотником! Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли. Так и у Ивана Иваныча рана зарубцевалась в душе, но болит всегда. На охоте же всякая боль души становится хоть немного, но легче. Благо тому, кто родился охотником!

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

III группа («3»)

1. Спишите данный текст. Найдите в нем местоимения и укажите их разряды.

Оба милиционера переглянулись и все же увели студента с собой. Следом за ним потопали Курносый и Тетка. Люди разошлись, уже не обращая внимания на собаку, кроме той милой девушки. Она подошла к Биму, погладила его, но тоже пошла за милиционером. Сама пошла, как установил Бим. Он посмотрел ей вслед, потоптался на месте, да и побежал, догнал ее и пошел рядышком.
Человек и собака шли в милицию.
– Кого же ты ждал, Черное ухо? – спросила она, остановившись.
Вот уже несколько раз называли Бима «Черное ухо».

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них; (не)который, (не)сколько, что(нибудь),
(кое)кто, какой(либо); вернуться (н_)(с)чем, (н_)кому, (не)доверять, (н_)(с)чьей стороны, (н_)(у)кого спросить.

3. В девятой главе повести можно найти «планчик-вопросник», который предложила одна учительница своим ученикам для написания сочинения на тему «Я люблю животных». Формулировка вопросов нам кажется не совсем удачной. Используя вопросительные местоимения, помогите придумать другие (2–3) вопросы.

4. Расскажите очень коротко (в нескольких предложениях), о чем повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», так, чтобы у не читавших ее ребят появилось желание прочитать повесть.

II группа («4»)

1. Спишите данный текст. Найдите в нем местоимения и укажите их разряды.

Он некоторых женщин пахло остро и невыносимо, как от ландышей, пахло теми беленькими цветами, что ошарашивают нюх и возле которых Бим становился бесчутым, в таких случаях Бим отворачивался и несколько секунд не дышал – ему не нравилось. У большинства женщин губы были такого же цвета, как флажки на волчьей облаве; Биму такой цвет тоже не нравился, как и всем животным, а собакам и быкам в особенности. Почти все женщины что-нибудь несли в руках. Бим приметил, что мужчины с поноской попадаются реже, а женщины – часто.

2. Выпишите из текста местоимения-прилагательные, в этот список включите собственные примеры (4–5 слов).

3. Каждую пару простых предложений преобразуйте в сложноподчиненное предложение, используя относительные местоимения.

1) Как-то раз Серый даже вел с собой собаку. Она упиралась и не хотела идти.
2) Бим поразился этому запаху. В нем человеческие руки перемешаны с цветами и травами.

4. Расскажите очень коротко (в нескольких предложениях), о чем повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», так, чтобы у не читавших ее ребят появилось желание прочитать повесть.

I группа («5»)

1. Спишите данный текст. Найдите в нем местоимения и укажите их разряды.

В запахах леса есть что-то вечное и неистребимое, особо ощутимое в теплые, мягкие и ласковые прощальные последние дни уходящей осени... и будто осень, засыпая, видит сон о лете, а нам показывает свои божественные видения во всем величии одухотворенной красоты и в животворящих ароматах земли. Благо тому, кто сумел впитать в себя все это с детства и пронес через жизнь, не расплескивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворенный, ты сливаешься с природой... И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть и обо всем этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые были когда-то детьми.

2. Выпишите из текста местоимения-существительные, в этот список включите собственные примеры (4–5 слов).

3. Восстановите данные предложения. Постройте их схемы.

1) Именно поэтому Иван Иваныч и сел на тот же пенечек, возле которого ... .
2) Троепольский написал книгу о собаке, которая ..., на щемяще-печальной ноте.

4. Расскажите очень коротко (в нескольких предложениях), о чем повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», так, чтобы у не читавших ее ребят появилось желание прочитать повесть.