Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №08/2001

Я ИДУ НА УРОК

СЛОЖНЫЕ БЕЗСОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

9 класс

С.В. МОРОЗОВА,
школа № 1605,
г. Москва

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Урок 1. Общее понятие о бессоюзном предложении.
Уроки 2, 3. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Уроки 4, 5. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Уроки 6, 7. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Урок 8. Стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
Урок 9. Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Урок 10. Зачет по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Уроки 11, 12. Влияние смысловых отношений на выбор постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении в современной практике письма.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

Обоснование выбора формы урока:

  • зачет вызывает интерес к занятиям, к изучаемому программному материалу;

  • позволяет определить степень усвоения материала, понимания темы;

  • дает возможность работать индивидуально и коллективно;

  • позволяет дать индивидуальную оценку знаниям учащегося.

Цель зачета:

1) проверить знания учащихся по изученной теме;
2) привести в систему знания, умения, навыки по сложным бессоюзным предложениям.

Домашнее задание:

1. Завести специальные 4 конверта, куда предполагается складывать выписываемые предложения при чтении произведений А.С. Пушкина.
Этот материал учащиеся используют в качестве примеров при ответе на теоретические вопросы.

2. На альбомном листе выполнить, аккуратно оформив, синтаксический разбор простого и сложного предложений, чтобы подтвердить необходимый уровень знаний для допуска к зачету.

3. Предложить свою цитату для эпиграфа на тему о значении или особенности творчества А.С. Пушкина.
Для проведения зачета ученики объединяются в три группы, по три человека в каждой.

Учитель назначает ассистентов, которые на уроке-зачете будут выступать в роли его помощников.
Каждый ассистент оформляет для своей группы лист учета знаний, который учащиеся будут заполнять на зачете под руководством учителя. В случае необходимости ассистенты оказывают помощь товарищу и при подготовке к зачету. К зачету лучше готовиться группами.
За день до зачета с ассистентами проводится консультация по методике опроса.

Ход урока

1. Сообщение цели урока-зачета.

Эпиграф (на доске).

И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной.

...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

А.Пушкин

2. Проверка ассистентами задания, выполненного учащимися дома при подготовке к зачету.

Максимальная оценка – 6 баллов.

3. Фронтальный опрос по теме.

Каждая группа получает два вопроса по теоретическому материалу (вопросы даны в виде билетов).
Фронтальный опрос проводится так, чтобы теория не была оторвана от практики и в работу были вовлечены все присутствующие; за каждое полноценное дополнение участник другой группы может получить дополнительный балл.

Билет № 1:

а) Какие предложения называются сложными? Приведите пример.
б) В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры.

Билет № 2:

а) Какие сложные предложения называются бессоюзными? Приведите примеры.
б) В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие. Приведите примеры на каждый случай.

Билет № 3:

а) В чем отличие сложных союзных предложений от сложных бессоюзных предложений? Приведите примеры.
б) В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире? Приведите примеры на каждый случай.

Максимальная оценка – 4 балла.

4. Слуховой диктант.

1) Товарищ, верь: взойдет она.
Звезда пленительного счастья.

2) Вы грозны на словах – попробуйте на деле!

3) Ты сам, поэт, свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь.

5) Поведай мне: в сей казни что сокрыто?

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.

7) Теперь моя пора: я не люблю весны.

8) И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь.

Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания.
Образец карточки с ответами
Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

               

Максимальна оценка – 4 балла.

5. Поиск ошибок.

В данных предложениях найдите ошибку в постановке знака препинания, исправьте ошибку; прочитайте, соблюдая правильную интонацию; объясните свой выбор.

Для I группы

1. И дни бегут, желтеют нивы,
С дерев спадает дряхлый лист.

2. За мной гнались; я духом не смутился.

Для II группы

1. Привычка свыше нам дана;
Замена счастию она.

2. На дворе была метель: ветер выл.

Для III группы

1. Дохнул осенний хлад; дорога промерзает.
2. Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов было отвергнуто.

Максимальная оценка – 2 балла.

6. Расстановка знаков препинания.

Учитывая смысловые отношения между частями сложного предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Для I группы

Ученых много умных мало.

Для II группы

Погасло дневное светило
На море синее вечерний пал туман.

Для III группы

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Максимальная оценка – 2 балла.

7. Подведение итогов урока-зачета. Выставление оценок.

8. Задание на дом.

Выписать из произведений М.Ю. Лермонтова по два предложения на каждый вид постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, сделать (устно) их интонационно-смысловой анализ.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(на повторение)

Задание. Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте их схему.