Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №17/2001

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

ОТ ТЕКСТА - К СЛОВУ

Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам

Т.М.ПАХНОВА,
г. Москва

Обобщение и систематизацию изученного, повторение в конце учебного года (в IV четверти или последнем триместре) важно организовать так, чтобы не было «топтания на месте», чтобы то, что уже известно, включалось в систему новых связей, взаимодействий, взаимоотношений.
Уроки-зачеты и даже экзамены могут выполнять не только функцию контроля, но и обучения, развития учащихся. Условия для того, чтобы соединить работу по языковому и речевому развитию школьников, создаются на уроках русского языка, если мы используем в качестве дидактического материала текст. Обычно считают, что анализ текста – это та практическая деятельность ученика, которая направлена только «на формирование умений и навыков». При подготовке же к экзаменам надо повторить и теорию.
Вопрос о соотношении теории и практики – один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений, который обычно включается в учебники, должен стать основой для формирования речевых умений и навыков. Цель курса родного языка в школе формулируется как «свободное владение языком, речью во всех сферах ее проявления». Развитая речь, как известно, не знает ограничений. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт: с одной стороны, минимум теории, с другой – развитая речь, которая (повторим еще раз!) не может опираться на знание этого «минимума», а, напротив, предполагает использование всего разнообразия языковых средств, разных жанров, стилей и типов речи. Развитая речь – это свобода в выборе языковых средств; это речь не только правильная, но и точная, богатая, выразительная (в устной и письменной форме).
Как преодолеть это противоречие? Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят на-блюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер. Такая работа, естественно, должна вестись постоянно, но особого внимания требуют уроки в конце учебного года (как известно, «конец – делу венец»).
Особенности разработанных нами упражнений можно охарактеризовать так: «От текста – к слову», «От практической работы с текстом – к углублению, расширению теоретических сведений о языке, речи», «От анализа особенностей использования языковых средств в тексте – к более глубокому пониманию самого текста (его содержания, темы, основных мыслей, авторского замысла, своеобразия стиля писателя)».
Планируя работу в конце учебного года по развитию речи, обобщению и систематизации изученного, следует стремиться к тому, чтобы эти уроки были включены в единую систему изучения языка и речи (в 5–11-х классах), чтобы обеспечить осуществление как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей русского языка и литературы. С целью развития творческих способностей каждого ученика, реализации личностно ориентированного подхода на уроках развития речи чаще использовать работу по вариантам, предоставляя учащимся возможность выбора. Поэтому, кроме упражнений из учебника, следует включать в уроки дополнительные материалы (тексты и задания к ним). Именно тексты создают на уроках развивающую речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, воспитывает языковую личность. Предлагаем упражнения, рассчитанные на разный уровень подготовки учащихся в классах гуманитарного и негуманитарного профилей (задания повышенного уровня сложности отмечены значком «*»).

Памятка № 1

ОСНОВНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ
(лексические и грамматические)

– однотематическая лексика,
– лексический повтор (в том числе повтор однокоренных слов),
– синонимы (в том числе контекстуальные),
– антонимы (в том числе контекстуальные),
– союзы,
– местоимения,
– наречия,
– видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм,
– числительные,
– частицы,
– вводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между ними,
– структурная соотнесенность предложений,
– порядок слов в предложении,
– неполные предложения,
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).

Памятка № 2

 НАРЕЧИЕ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ

 

Типы речи

Наречия (примеры)

Повествование

однажды, сначала, постепенно, мало-помалу, вдруг, неожиданно, тотчас, потом, снова, опять, давным-давно, накануне, сейчас, впоследствии, наконец, вчера

Описание

справа, слева, вверху, внизу, всюду, вдали, невдалеке, издали, издалека, наверху, напротив...

Рассуждение

во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, недаром, напротив, наоборот, итак...
(эти наречия обычно являются вводными словами)

 1. Запишите текст, объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните грамматические основы в первом абзаце.

Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, – это его культура5. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется2 его средой, его культурой. Язык – важнейший компонент культуры. И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что3 грозит ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно еще предотвратить.
«Нужная работа, необходимая, – как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собой, станет только по внешности русским, по существу же – явлением каким-то космополитическим, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте.
А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
Отречется от предков – забудет3 себя, добавим мы... Собственно, в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.

(В.В. Колесов)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (См. памятки.)
4. Объясните значение слов: экология, компонент, космополитический.
5. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитату органичной частью текста?
6. Замените причастный оборот (во втором предложении) синонимичной конструкцией – придаточным предложением. Сравните синтаксические синонимы.
7. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.
8. Произведите синтаксический разбор предложений, соответствующих схемам:

9. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (при пересказе передайте содержание цитаты, используя косвенную речь).

* 2. Запишите начало статьи филолога С.Аверинцева «Гете и Пушкин» (1999). Подчеркните грамматические основы предложений.

Год рождения Пушкина был годом пятидесятилетия3 Гете... При упомянутой разнице в полвека Пушкин был младшим современником2 Гете и дышал воздухом той же эпохи. Скажем7, в 1825-м, когда рождалась пушкинская «Сцена из “Фауста”» – нечто среднее между подражанием, пародией и вольной вариацией на гетевскую тему, – немецкому поэту еще оставалось жить более полдюжины небесплодных лет. Когда мы, русские, читаем эккермановскую5 хронику последнего периода жизни Гете7, идущую день за днем, начиная1 с десятого июня 1823 года, нам само собой приходит на ум соотносить2 даты с одновременными моментами жизненного пути Пушкина, – и эта непроизвольная игра отнюдь не бессмысленна.

1. Объясните значение фразеологизма приходит на ум.
2. В каком значении употребляются в тексте слова хроника, вариация, пародия, подражание?
3. Какова роль числительных в этом тексте? Произведите морфологический разбор одного из числительных.
4. Составьте схему последнего предложения.
5. Объясните выделенные орфограммы.

3. Запишите начало главы «Наследие и открытия» из книги Л.Гинзбург «О лирике». Докажите, что это текст научного стиля. Подчеркните грамматические основы предложений.

С сороковых годов XIX века в русской литературе начинается господство прозы. Недаром с судьбами прозы так тесно связана поэзия Некрасова...
Проблематика времени сосредоточена в русском романе, который постепенно становится фактом мирового значения.
В конце XIX века в России опять пробуждается интерес к поэзии – на этот раз по преимуществу к лирике. Молодые поэты (с Брюсовым во главе) стремятся создать принципиально новую поэзию и пытаются теоретически ее осмыслить.

1. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (См. памятки № 1, 2.)
2. Докажите, что данный отрывок может служить началом текста.
3. Объясните выделенные орфограммы.

4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пушкин пр_сутствует и будет пр_сутствовать в нашей жизн_, как весна...
Помню, в каком зале говорил о «веселом им_ни Пушкин» невеселый Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской.
Блок читал стихи тогда так, как (будто) они давно написа(н, нн)ы или высече(н, нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но сохр_не(н, нн)ое.
Он не во_вышал голоса. Делал небольшую паузу перед моментом рифмы. Рифма ощущалась как по_тверждение дикции.

(В.Шкловский)

1. Объясните значение слов: дикция, рифма, пауза. Запишите толкование лексического значения этих слов, используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
2. Составьте схемы сложных предложений.
3. Используйте начало текста (первое предложение) как цитату и включите его в предложения с прямой и косвенной речью. Запишите несколько вариантов; докажите, что это синтаксические синонимы. Напишите небольшое сочинение по данному началу (началом – зачином текста может быть предложение, в котором содержится цитирование высказывания В.Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить, что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать текст-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль, выраженную в начале текста).

5.Запишите отрывок из воспоминаний об Александре Блоке писателя К.Федина. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Докажите, что это текст. Какова роль первого абзаца?

Февраль принес волнующ_ переживание оставивш_ по себе память. В годовщину смерти Пушкина Александр Блок произнес на собран_ в Доме литераторов речь «О назначении поэта».
Речь содержала утверждение трагической роли поэта... По виду ярко логичная, упорядоченная, как все во внешней форме у Блока, речь не укрощала хаоса, она ра_крыла все см_тение души все отчаяние поэта...
В этом см_тении в этом отчаянии Блок был, сказал бы я, пр_красен: такой же малоподвижный как всегда, прямой, с лицом-маской чуть окрасивш_мся от прилива крови, такой же тихий. Но тишина его слов пр_звучала криком.

* 6. Запишите текст, объясните знаки препинания. Подчеркните основы предложений.

Поэтический контекст – понятие растяжимое. От фразы, от непосредственно данной ритмико-синтаксической единицы он восходит к произведению, циклу, творчеству писателя, наконец7, к литературным направлениям, стилям.
Для поэтической системы Блока решающее значение имеет контекст его1 творчества в целом. Об этом настойчиво говорил он сам. <...>
В предисловии 1911 года к «Собранию стихотворений» Блок писал о своих стихах: «...многие из них, взятые отдельно, не имеют цены, но каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”. Эти неоднократно2 цитировавшиеся строки свидетельствуют о том, сколь сознательно относился Блок к структурному2 единству своей лирики. Характерно высказывание Блока в примечаниях к первой главе книги «Собрания стихотворений» (1911): «Четвертая глава (1901 год) имеет первенствующее значение как для первой книги, так и для всей трилогии; она впервые освещает смутные5 искания трех вступительных глав; она же есть тот “магический кристалл”, сквозь который3 я различал впервые, хотя и “неясно”, всю “даль свободного романа”».
Признание для лирика необычайное. Здесь речь идет о том, что лирический роман собственной судьбы складывается на путях, заранее предвидимых и намеченных поэтом4.

(Л.Гинзбург. О лирике)

1. Докажите, что текст является рассуждением. Какова роль первых трех предложений?
2. Понаблюдайте за использованием различных способов цитирования. Почему слова: магический кристалл, неясно, даль свободного романа – заключены в кавычки? (Перечитайте предпоследнюю строфу восьмой главы романа «Евгений Онегин».) Какова роль цитирования в отрывке из книги «О лирике»?
3. Определите стиль текста. Аргументируйте свое мнение.
4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
5. Объясните значение слов: контекст, трилогия, предисловие, примечание.
6. Составьте схему последнего предложения. Замените в этом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
7. Объясните выделенные орфограммы и знаки препинания.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка вслух.

7. Прочитайте отрывки из стихотворения К.Бальмонта (1921 год). * Понаблюдайте за использованием такого стилистического приема, как перифраза (перифраз, парафраз, парафраза). Какова его роль в тексте?

Тургенев – первая влюбленность,
В напевном сердце нежный строй,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря целуется с зарей.

Зима наносит снег. Но лишь я
Припомню «Первую любовь»,
Промолвлю: «Ася» и «Затишье», –
Себя я вижу юным вновь.

Дремотный старый сад. Сирени.
Узор крестообразный лип.
Зовут заветные ступени.
Садовой дверцы дрогнул скрип.

Они пройдут перед очами –
Сплетенья призраков таких,
Что будешь днями и ночами
Их вспоминать и звать в свой стих.

На утре дней душа открыта,
Прикосновений жаждет новь,
И вот тропинка в ней пробита –
Через любовь к любви – в любовь.

Душа нуждается в уроке,
И мир заманчив и не хмур,
Когда читаешь сердцем строки,
Что спел грустящий трубадур. <...>

Блажен, кто в золото лобзанья
Возвел землистую руду
И женское очарованье
Предуказал нам, как звезду,

Кто нас увлек в такие дали,
Где все есть радость и печаль,
И мысль заветные скрижали
Взнесла в небесную эмаль.

Благословен учитель чувства,
Нам показавший образец,
Одевший в пламени искусства
И кровь, и омуты сердец. <...>

Тургенев – первая влюбленность,
Глаза с их божеской игрой,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря встречается с зарей.

1. Сравните начало и конец текста. Благодаря чему «конец гармонирует с началом»? Приведите примеры из поэтических произведений, в которых начало и конец как бы перекликаются.
2. Объясните значение слова скрижали. Какова стилистическая окраска этого существительного? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в стихотворении Бальмонта? Какова их роль в тексте? Запишите толкование значения слова скрижали, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Как образованы слова: близь, новь? Приведите примеры использования слов такой же структуры в стихотворениях С.Есенина.
5. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их тип и роль в стихотворении.
6. Составьте схемы двух-трех сложных предложений.
7. Объясните выделенные орфограммы.
8. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Произведите разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите тему, основные мысли текста. Какое настроение надо передать при чтении?
11. Запишите текст (или две-три строфы), подчеркните грамматические основы предложений.

8. Запишите, используя один из способов цитирования, что писал Бальмонт об истории создания стихотворения «Тургенев – первая влюбленность...». Составьте схему сложного предложения, объясните знаки препинания.

Оно возникло внезапно, когда в сентябрьские дни, начав перечитывать Тургенева целиком, чтобы заглянуть, все ли еще я люблю его, как любил в юности, я вдруг увидал, что люблю его не так, как в юности, а гораздо сильнее3.

1. Выпишите словосочетания с наречиями, произведите разбор одного из словосочетаний.
2. Объясните орфограммы.

9. Прочитайте стихотворение. Какие слова употребляются в переносном значении? Определите, какими способами выражено сравнение.

ТЮТЧЕВ

Когда душой бываю мглист,
Ко мне приходит книга эта.
И для меня, как птицы свист,
Звучит фамилия поэта.

Для солнца и для сквозняков,
Для пробужденных перелесков
Двойную раму двух веков
Поэт распахивает с треском.

(Н.Дмитриев)

1. Какова основная мысль текста?
2. Объясните знаки препинания.
3. Составьте схему первого предложения. Приведите примеры использования сложноподчиненного предложения подобной структуры в качестве начала текста.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Ф.Тютчева. С помощью каких языковых средств создаются художественные образы? Понаблюдайте, какими средствами выражено сравнение.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

1. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в поэтическом тексте? (Понаблюдайте за употреблением оценочной лексики повторяющихся слов, в том числе междометия о, восклицательных предложений.)
2. Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?
3. Составьте схемы сложных предложений.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы.
5. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
6. Запишите текст по памяти, проверьте запись. Подчеркните грамматические основы предложений, определите тип односоставного предложения и его роль в тексте.
7. Приведите примеры использования местоимений третьего лица в предложениях, являющихся началом текста.

* 11. Запишите текст, объясните знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.

Старая литература существует в новой литературе как_бы без прописки. Она существует как изменение магнитного2 поля на земле после какого-то надземного происшествия.
Здесь произошло земное происшествие, но оно ново3 для земли...
Все слова языка находятся в словаре, но хорошие писатели пишут на разных языках, хотя, может быть, мыслят словарем одного1 и того_же языка. Старая литература входит в новую самыми разными способами, она остается в литературе тоже по-разному.

(В.Шкловский)

1. Как вы понимаете, почему, характеризуя русскую литературу, В.Шкловский использует такой образ: «хорошие писатели пишут на разных языках»?
2. В каких значениях может употребляться слово язык? (Обратитесь к словарям.)
3. Какие антонимы-прилагательные используются в первом и последнем предложениях? Запишите ряды синонимов и антонимов к многозначному слову старый. Почему подбор разных рядов синонимов и антонимов является одним из доказательств многозначности слова? (Приведите примеры.)
4. Докажите, что слова: земля, словарь – являются многозначными.
5. Объясните выделенные орфограммы, произведите разные виды разбора.

12. Прочитайте высказывание Л.Толстого, составьте схему предложения. Запишите слова Толстого, используя разные способы цитирования. Сравните синонимичные конструкции.

Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет видеть, а так, как они есть.

1. В каком значении употребляется многозначное слово художник?
2. От глагола видеть образуйте все возможные формы причастий и деепричастие. Запишите слова, произведите их разбор по составу.

* 13. Запишите отрывок из книги М.Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (из главы «Типы прозаического слова. Слово у Достоевского»), подчеркните грамматические основы предложений.
С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (См. памятки.) Докажите, что это текст научного стиля.

Произведения Достоевского прежде всего поражают необычайным разнообразием типов и разновидностей слова, причем эти типы и разновидности даны в своем наиболее резком выражении. Явно преобладает разнонаправленное двуголосое слово, притом внутренне диалогизированное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог. У Достоевского почти нет слова без напряженной оглядки на чужое слово... Поражает, далее, постоянное и резкое чередование различнейших типов слова. Резкие и неожиданные переходы от пародии к внутренней полемике, от полемики к скрытому диалогу, от скрытого диалога к стилизации успокоенных житийных тонов, от них опять к пародийному рассказу и, наконец, к исключительно напряженному открытому диалогу – такова взволнованная словесная поверхность этих произведений...
Но дело, конечно, не в одном разнообразии и резкой смене словесных типов и в преобладании среди них двуголосовых, внутренне диалогизированных слов. Своеобразие Достоевского в особом размещении этих словесных типов и разновидностей между основными элементами повествования.

1. Как вы понимаете выражение двуголосое слово, диалогизированное слово?
2. Объясните значение слов пародия, полемика, стилизация.
3. В каком значении употребляется глагол поражать? Подберите к нему синонимы.
4. Как образовано прилагательное житийный? Объясните его значение, произведите морфемный разбор.
5. Как образованы наречия явно, внутренне, полемически, наконец, исключительно?
6. Образуйте наречия от слов необычайный, напряженный, неожиданный, взволнованный. Произведите морфемный разбор наречий.
7. Докажите, что слово далее (в третьем предложении) является вводным словом.
8. Объясните знаки препинания и выделенные орфограммы.

* 14. Запишите отрывки из книги В.Шкловского «Энергия заблуждения», посвященной истории сюжета, поискам истины в литературе. Подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания.

Для меня путь Достоевского, или Толстого, или Чехова представляется, дорогой, вернее, не всегда пересекающимися тропинками, со сменой возможностей понимания жизни. Путь Татьяны Лариной и Онегина не окончен. Книги пишутся не всегда до конца. <...>
Величие литературы в том, что старое понимание, противоречивые понимания, данные в своих столкновениях, не исчезают, они становятся путем в будущее.
Льву Толстому принадлежит мысль о том, что область поэзии бесконечна, как жизнь; но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии, и смешение низших с высшими или принятие низшего за высшее есть один из главных камней преткновения.
У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства.
Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей жизни, как весна, она радует, даже если запаздывает...
Прошлое приходит не внезапно, а так же, как не внезапно приходит весна или зима. Природа – это разность ощущения, течение времени; цветы, деревья – свидетели разного искания солнца, разного ощущения почвы, разности ощущения того, что мы называем просто – жизнь.

1. Определите тему, основные мысли высказываний.
2. Объясните значение фразеологизма камень преткновения. Какова его стилистическая окраска?
3. В каком значении употребляется автором многозначное слово путь? Какие синонимы (в том числе контекстуальные) к слову путь используются в тексте?
4. Объясните значение слов: иерархия, предвечно, гармонический.
5. Составьте схему последнего предложения.
6. Объясните выделенные орфограммы.
7. Произведите разные виды разбора.

15. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из речи А.Твардовского «Слово о Пушкине» (1962). Докажите, что это текст публицистического стиля.

Когда речь идет о Пушкине, не имеет, в сущности, значения – справляется ли дата рождения или смерти: это не именины и не поминки, а лишь повод для новой встречи с его поэзией и тем самым как_бы с ним самим во всем обаянии5 и блеске его ума и характера, его личности.
Однако покамест ты как читатель общаешься с ним, ты чувствуешь себя легко и свободно, как редко-редко с кем из великих, и отнюдь не испытываешь подавленности близостью гения. Но как только ты пытаешься высказывать в связи с его именем хотя бы только частные суждения, расстояние между ним и тобой сразу резко дает себя знать.
Он и смолоду в кругу своих старших – и блистательных! – современников-литераторов уже был старшим и мудрейшим3 при всей его тогдашней чисто моцартовской беспечности относительно собственного величия5.
И погибший в самом расцвете жизненных и творческих сил7, он всегда оставался старшим и мудрейшим для всех его последующих учеников и продолжателей – корифеев заложенной им великой литературы, не исключая самого Льва Толстого, – для всех, насколько бы они ни пережили его годами. Таким же, конечно, он остается и ныне для всех нас и даже чем-то большим...
В.Г.  Белинский писал: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся3 явлениям, не_останавливающимся на той точке, на которой3 застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества».
Эти вещие5 слова великого истолкователя пушкинской поэзии так совпадают с этапами судьбы этой поэзии, что кажутся написанными задним числом.
Действительно, Пушкин7, пользовавшийся уже при жизни безусловным признанием лучших людей своего времени и огромной по тому времени популярностью в обществе, <...> это еще вовсе не был тот Пушкин, который предстает нашей эпохе во всем беспримерном объеме своего национального и мирового значения.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Объясните значение слов корифей, истолкователь, гений, признание, популярность.
3. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (См. памятки.)
4. Какова стилистическая окраска наречия ныне. Подберите к нему синонимы.
5. Найдите в 1-м абзаце антонимы (в том числе контекстуальные).
6. Какова роль цитирования в тексте ? Как цитата связана с предшествующей и последующей частями текста?
7. Составные схемы 2–3 сложных предложений.
8. Подготовьтесь к рассказу об обособлении определений, используя примеры из текста.
9. Объясните выделенные орфограммы.
10. Подготовьтесь к пересказу текста. Напишите изложение.

16. Прочитайте отрывки из дневника К.Чуковского. Какие языковые средства передачи отношения, оценки использует автор?

1) Был у меня сегодня Твардовский... У меня такое чувство, будто у меня был Некрасов. Я робею перед ним, как гимназист. «Муравия» и «Теркин» для меня драгоценны3, и мне страшно, что такой поэт здесь у меня в Переделкине сидит и курит, как обыкновенные люди. Я прочитал ему кусок своей статьи о Маршаке, читал робко и сбивчиво – и был страшно обрадован, когда он похвалил. Вообще он ко мне благоволит5: принес свои два томика и говорил обо многом вполне откровенно...

(1957)

2) Твардовский относится ко мне трогательно3. Сегодня подошел к моему столу и сказал, что в пять часов придет ко мне побеседовать...
Сейчас был у меня Твардовский. Поразительный человек. Давно уже хотел бы уйти из «Нового мира»: «Но ведь если я уйду, всех моих ближайших3 товарищей по журналу покроет волна». – И он показал рукою, как волна покроет их головы. Ясные5 глаза, доверчивый2 голос. «Некрасову издавать “Современник” было легче3, чем мне. Ведь у него было враждебное правительство, а у меня свое». <...>

(1962)

1. Какие особенности, свойственные разговорному стилю, используются в дневниковых записях?
2. Выпишите примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи. Произведите разбор одного из словосочетаний.

17. Запишите отрывок из очерка В.Солоухина «Цивилизация и пейзаж». Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания и выделенные орфограммы.

Чувство родной природы всегда входило и входит в такое важное понятие, как чувство родины, наряду с чувством родной истории и народа. Каждому народу дорога и близка его природа, но если вдуматься, то это чувство родной природы в нас не стихийно. Воспринимая природу, мы невольно приводим в движение эмоциональные резервы, накопленные нами при чтении наших поэтов и писателей, при созерцании живописи, при слушании музыки. Я хочу сказать, что само чувство природы в нас организовано, воспитано, традиционно, короче говоря – культурно...
Точно так_же, как художник-пейзажист вкладывает в свое творение частицу души, так и в ландшафт5 любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Объясните значение слов традиционный, стихийный, эмоциональный.
3. Замените деепричастный и причастный обороты (в третьем предложении) придаточными. Сравните синонимичные конструкции.
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

18. Запишите отрывки из рассказа, где повествование ведется от имени отца, разыскивающего сына, который пропал в Чечне. Подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

В синем ярком небе величественно и торжественно плыли облака, на мгновение закрывая солнце7, и тогда по горам, покрытым лесом, по реке, скользящей внизу, ползла веселая тень. Вокруг было бесконечное2 пространство, играющее светом, тенью, первозданное, прекрасное; от этой вечной красоты захватывало дух, обволакивало восторгом, тоской, ощущением бренности человеческого существа. <...>
Земля была наполнена жизнью, пели цикады, они звенели упоенно, самозабвенно, ликуя, вокруг меня, и от их стрекота трепетал, пульсировал воздух, шуршала трава, кусты, шуршали неподвижные камни. Страх уходил от меня, наполняя все существо мое покоем, удивительным ощущением слитности со всем, что окружало, что звенело, шуршало, дышало3 вокруг меня. Я сам был как этот воздух, как эта трава, как эти камни, эти ликующие цикады. Откуда мне знакомо это чувство? Словно я уже испытал его когда-то, хотя не испытывал никогда. Оно было как воспоминание из какого-то иного, давнего и не моего существования. Или, наоборот7, предощущением другой, будущей жизни, которую3 мне еще предстояло когда-нибудь прожить и понять ее вечные законы... А может быть7, это было воспоминание об Афгане, когда я был тяжело ранен и жил на краю жизни и смерти, уходя отсюда по длинной дороге, но так и не дошел тогда до ее конца. Впрочем, это мгновенное чувство как пришло, так тут же и ушло, снова6 наполнив меня ощущением опасности, притаившейся в кромешной тьме. <...>
Я привык к темноте. Чем выше3 полз, тем все больше приближался к небу, на нем все больше и больше загоралось звезд, и от них словно светлее3 становилось на земле.

(Н.Евдокимов. У самого неба. 1997)

1. Докажите, что это художественный текст.
2. Какие части текста являются описанием (природы, внутреннего мира человека)?
3. Объясните значение слов: бренность, первозданный. Какова их стилистическая окраска?
4. Подберите синонимы к словам мгновенный, бесконечный.
5. Найдите односоставные предложения, определите их тип.
6. Укажите предложения с вводными словами, определите значение вводных слов.
7. Замените в 1-м предложении один из причастных оборотов придаточным предложением. Сопоставьте синонимичные конструкции.
8. Объясните выделенные орфограммы.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Какое настроение надо передать при чтении?

19. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из стихотворения Н.Заболоцкого «Завещание». Объясните смысл названия.

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, –
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли

И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил – томление пустое,
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я. <...>

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

(1947)

1. Определите тему, основные мысли поэтического текста. В чем проявляется философский характер лирического произведения? Выпишите ключевые слова, которые являются одним из доказательств философского звучания текста.
2. Какие средства художественной выразительности используются в тексте?
3. Подберите синонимы к словам необозримый, безмолвный, сверкать.
4. Объясните значение глагола довершить. Какова его стилистическая окраска?
5. Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
6. Запишите II и IV строфы, подчеркните грамматические основы предложений.
7. Понаблюдайте за употреблением в тексте сложных предложений. Какие средства служат для связи придаточных предложений с главным?
8. Объясните знаки препинания и выделенные орфограммы.
9. Произведите синтаксический разбор предложения, которое соответствует схеме:

20. Прочитайте отрывок из рассказа Ю.Казакова «Ночь», монолог одного из персонажей – Семена, парня лет шестнадцати, который всякую музыку сочиняет. Подготовьтесь к выразительному чтению: обратите особое внимание на пунктуационное оформление текста, на роль такого пунктуационного знака, как многоточие.

– У меня мечта есть... Сочинить одну вещь, чтобы вот такую ночь изобразить. А что? Лежу ночью у костра, и вот у меня в ушах так и играет, так и мерещится. А сочинил бы я так: сперва, чтобы скрипки вступили тонко-тонко. И это была бы вроде как тишина. А потом еще и скрипки тянут, а уже заиграет этот... английский рожок2, таким звуком – хриповатым. Заиграет он такую мелодию, что вот закрой глаза и лети над землей куда хочешь, а под тобой все озера, реки, города, и везде тихо, темно4. Рожок играет, а виолончели ему другой голос подают, поют они на низких струнах, говорят, вроде как сосны гудят, а скрипки все свое тянут и тянут тихонько2. Тут и другие инструменты вступают, и все вместе играют громче и громче: ту-ру-рум, та-та-та... И заиграет весь оркестр необыкновенную музыку! Главное, чтоб там инструменты были, которые, как колокольцы, звенят. Ну а после надо понемногу инструменты убирать6, и будет все тише и тише, и окончат опять же одни скрипки, долго будут тянуть, пока совсем не замрут...
Семен смотрел в темноту, моргал, облизывал пересохшие губы.
– А еще, – продолжал он, – надо будет колокол добавить, чтобы он звонил равномерно. Только потихоньку. А как луна из-за леса выходит, ведь это можно изобразить?.. А назову я ее «Ночь». Или нет! Надо, чтобы покрасивше было... «Ночная сказка» или «Ночная звезда»... Я вот рассказать вам не могу про ночь и все такое, ну, звезды там или туман над рекой. А в музыке я все могу, на сердце щемит у меня, лягу спать – не сплю, а засну – часто такая музыка играет! Проснусь – все хочу вспомнить, и не вспомнишь... Учиться надо, это уж обязательно!

1. Какие особенности разговорного стиля мы видим в речи Семена? Какую роль выполняют языковые средства, стилистически окрашенные, в художественном тексте?
2. Выпишите из текста ключевые слова (однотематическую лексику, отражающую две ключевые темы: «природа» и «музыка»). Укажите заимствованные слова.
3. Какова стилистическая окраска слов мерещится, сперва, покрасивше?
4. Укажите в тексте антонимы. Какова их роль?
5. Какие особенности синтаксиса разговорной речи делают речь персонажа особенно выразительной? Понаблюдайте за использованием бессоюзных сложных предложений.
6. Выпишите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
7. Какова роль в тексте вопросительных, восклицательных предложений?
8. Составьте схему одного из сложных предложений.
9. Выполните задание по выбору:
а) Произведите на материале текста разные виды разбора.
б) Напишите сжатое изложение, используя данное начало:
Один из персонажей рассказа Юрия Казакова «Ночь» Семен, парень лет шестнадцати, ночью у костра рассказывает о том, какая у него есть мечта. Он мечтает...
в) Согласны ли вы с тем, что о человеке судят не только по делам, по поступкам, но и на основе того, о чем и как он говорит? (Ведь слово – это тоже поступок!) Каким вы представляете себе героя рассказа Казакова? Напишите об этом.
г) Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста? Сформулируйте эти правила.
Для справок
2. Ключевые слова на тему «природа»: озера, реки, звезды, ночь, туман, тишина, сосны, луна, лес...
Тема «музыки»: скрипки, английский рожок, виолончель, колокол, колокольцы, звук, инструменты, мелодия, музыка, голос, струны, звенят, заиграет, играет...
4. Мерещиться (разг.) Казаться, представляться в воображении, грезиться.
Сперва, нареч. (прост.). Сначала, вначале, раньше.
Покрасивше – неправильная форма сравнительной степени прилагат. красивый; верно – красивее.

21. Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Ахмадулиной «Прегрешения вольныя и невольныя», написанного 18–19 января 1999 года. Найдите в тексте стилистически окрашенные слова, объясните их значение и роль.

...Ель осыпает ржавые иголки –
в чужом углу, не в отчих во снегах.
Передо мной две маленьких иконки
Казанской Божьей Матери стоят.

Чужда я притязаний и повадок –
коснуться высших таинств напрямик.
Два образка – на Рождество подарок,
вот я и пригорюнилась при них.

Свеча горит, и теплится лампада.
Смысл созерцанья от меня же скрыт.
Ночь-сочинитель не сама ль слагала
невнятный стих: то тихий всхлип, то скрип.

Захожий – не прилежный прихожанин,
твержу слова рождественских молитв,
с языческим склоняясь обожаньем
пред елкою, пред идолом моим. <...>

Пора свести потылицу с подушкой,
чья вмятина живет с подушкой врозь.
Как загадала – при свече потухшей
и впрямь поставить точку довелось.

1. В каком значении употребляется в первой строфе прилагательное отчий? Какой антоним к этому слову используется в той же строке?
2. Объясните значение слов прихожанин, потылица (обратитесь к словарю).
3. Подберите синонимы к словам пригорюнилась, прилежный, впрямь.
4. Запишите толкование слов притязание, таинство, лампада (обратитесь к словарю). Объясните орфограммы в записанных вами предложениях.
5. Составьте схему сложноподчиненного предложения.
6. Объясните выделенные орфограммы.
7. Сделайте на материале текста разные виды разбора.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

* 22. Прочитайте строки из стихотворений Б.Ахмадулиной. Выпишите словосочетания с прилагательным невеселый, наречием радостно. В чем необычность этих сочетаний слов? Какие еще необычные сочетания слов есть в данных отрывках?

1)И я7, притаившись в тени голубой,
застыв перед тем невеселым весельем,
смотрю на суровый их танец...

2) ...Но полно! И я появляюсь в дверях,
недаром сюда я брела и спешила.
О счастье, что кто-то так радостно рад,
рад3 так беспредельно и так беспричинно!

(Гостить у художника, 1967)

3) Шум тишины стоял в открытом поле.
На воздух – воздух шел, и тьма1 на тьму. <...>
Шум тишины... сон подступает... только
шум тишины... шум только тишины...

(Шум тишины, 1984)

1. В чем особенности звуковой организации строк – отрывков из стихотворения «Шум тишины»?
2. Подберите синонимы и антонимы к наречию радостно.
3. Сравните: недаром – не даром. Придумайте предложения с этими наречиями.
4. Объясните выделенные орфограммы.

23. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

Все тихо.
У берега тонет закат.
Все тихо – ни ветра,
Ни всплеска не слышно.
На камне мальчишка сидит неподвижно,
И полон восторга мальчишеский взгляд. <...>

<...> Я чту5,
Как веру свою, лишь одну красоту,
И встречусь ли с нею,
Расстанусь ли с нею,
Мне радостней радость
И боль мне больнее.

(В.Федоров)

1. Подберите синонимы к существительным восторг, радость. Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов?
2. Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные).
3. Какова роль повтора однокоренных слов в двух последних строках стихотворения? Произведите фонетический, лексический, морфологический разбор слова радостней.

* 24. Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Ахмадулиной «Прегрешения вольныя и невольныя». Объясните значение устаревшего слова потылица и его роль в поэтическом тексте.

Уж сколько раз воспет мной час четвертый
после полуночи, но почему
потылицы проворною уверткой
от сна – пером я белый лист черню?

Я – скареда словарных одиночеств.
Затылку не прикажешь: оглянись, –
и сам он зряч. Лоб – изыскатель новшеств,
в потылице – хранится архаизм.

Я справочника не внемлю соблазнам:
от простодушной старины устав,
все, что в родстве с добром или со благом,
он устранил отставкою: «устар.».

Душа спешит озябшею бегуньей
отринуть вздоры, вырваться из них
в юродивой догадке слабоумной:
какой чужбины ей дерзит язык?..

1. Какой синоним к слову потылица используется в тексте? В чем противопоставлены эти синонимы? Какой контекстуальный антоним к слову потылица употребляет автор? В чем смысл противопоставления этих слов?
2. О какой стилистической помете в словарях идет речь в третьей строфе? Приведите примеры слов с корнями -добр- и -благ-. Какие из этих слов в словаре имеют пометы «устар.»? Почему душа поэта не хочет согласиться с «отставкою» этих слов?
3. Какие еще слова, имеющие стилистические пометы, встречаются в тексте?

25. Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: «...Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!». Приведите пример известных поэтических строк (из стихотворения Пушкина), в которых слово язык употребляется как синоним к слову народ.

26. Прочитайте отрывок из статьи, в которой поэт М.Исаковский рассказывает о том, что со школьных лет помогало и помогает ему в изучении русского языка, в использовании его неисчерпаемых богатств в речи, в словесном творчестве. Подготовьтесь к сжатому пересказу текста.

Я и сейчас стараюсь расширять и углублять свои знания по языку. Мне, например, иногда нравится просто читать словари, и это дает очень многое. Вот передо мной словарь Даля...
Раскроем его и посмотрим хотя бы такое привычное слово, как дом. Задумайтесь над этим словом, и вы поймете, как много значений заключено в нем. «Дом» прежде всего означает строение для жилья. Но это, так сказать, понятие самое общее. А если сказать крестьянский дом, то смысл слова уже меняется: это уже – хата, изба. Если сказать каменный многоэтажный дом, то представление о доме создается уже другое. Под словом дом в иных случаях может подразумеваться и просто какая-либо хибарка, лачуга, хижина. (Вот, мол, смотрите, каков он, мой дом!) А сколько различных форм имеет это слово: тут и домик, и домок, и домочек, и домишко, и домище, и домина. (Даже старинное слово домовина, что означает «гроб», происходит от слова дом.)
Но это еще не все. Посмотрите, как много производных от слова дом: я нахожусь у себя дома; я иду домой; домовая книга; домашний обед; домовитый человек; домашничать; домовладелец; домостроительство; домоуправ; домосед; домочадец; домохозяин и т.д. и т.п.
Таким образом, если как следует разобраться даже в одном только слове дом, то и это принесет немало пользы. А ведь таких слов в русском языке многие тысячи.
Мне нравится также следить за живой разговорной речью.

1. Что это такое, по вашему мнению, – «читать словари»? Какие словари вам нравится читать? Напишите об этом.
2. Какие чувства испытываете вы, когда «следите за живой разговорной речью» в наши дни (в школе, на улице, в некоторых передачах по радио и телевидению...)?
3. Определите стиль статьи Исаковского. Докажите свой вывод.
4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (См. памятки.)
5. Какова роль в тексте вводных конструкций?
6. Составьте схему сложного предложения (предпоследний абзац).
7. Запишите первый абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Напишите сочинение по данному началу.