Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2001

ТЕМА НОМЕРА:

ЯЗЫКОВОЕ ОБЩЕНИЕ

О том, что на уроках родного языка у нас не учат тому, для чего, собственно, родной язык и существует, – умению общаться, говорилось уже и в самого высокого происхождения документах, и во время чаепитий в учительских, так что мыслью этой никого не удивишь. Как не удивишь и тем обстоятельством, что воз и ныне там, – это у нас традиция такая национальная: поговорили, душу отвели, в проектах про коммуникативную компетенцию раз десять упомянули – вот на душе и полегчало. А дети по-прежнему покидают стены школы с хорошей оценкой по родному языку в аттестате и с полной неспособностью провести простейшие переговоры, отстоять свою точку зрения в споре, подстроить свой стиль общения к ситуации, распознать истинные намерения собеседника и при необходимости дезавуировать их. Апелляция после вступительного экзамена, обсуждение с родителями, что делать, если не поступишь, собеседование при устройстве на работу, выяснение недоразумений с военкоматом, деканатом и прочими инстанциями, защита курсовой, конфликт в учебной группе, участие в выборах разного уровня (от старосты группы до президента) – вот далеко не полный перечень ситуаций, в которых наши недавние ученики оказываются абсолютно беззащитны, а последствия недостаточной «коммуникативной компетенции» в наше время могут быть поистине трагичными. И ответственны за это, конечно, прежде всего учителя-словесники (пополам со школьными психологами, но их службе без году неделя, да и не везде они есть).
Этот номер адресован тем из вас, дорогие коллеги, кто не желает больше ждать милостей от Минобраза и хочет уже сейчас, в нынешних условиях, хоть как-то помочь своим ученикам подготовиться к выходу в бурное море взрослого общения. Возможности для этого всегда можно найти: отдельные уроки, факультативы, классные вечера. Мы со своей стороны обязуемся предоставить вам весь полезный с нашей точки зрения материал на эту тему, какой только сможем достать. Если у вас есть чем поделиться с коллегами – не откладывайте, напишите нам.
А теперь коротко о материалах номера. Языковое общение изучает особая область языкознания – коммуникативная лингвистика, область очень интересная и богатая находками. Хотя бурно развивается она уже на протяжении полувека, рассказа о том, что такое высказывание, как строится диалог, с какими целями люди вступают в общение и каких неписаных правил при этом придерживаются, вы не найдете не только в школьных, но и в педвузовских учебниках. Может быть, из-за косности, а может быть, что и не без умысла – коммуникативно компетентные граждане всегда создают властям массу проблем, с безмолвствующим народом-то управляться сподручнее. Но это тема отдельных размышлений, а мы предлагаем вам восполнить пробелы в знаниях (своих и ученических) с помощью материалов тома «Языкознание. Русский язык» серии «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта+». Эти статьи были написаны ведущими специалистами в данной области специально для старших школьников, вы можете провести на их основе уроки, передать ученикам для подготовки докладов или просто зачитать в классе отрывки, показавшиеся вам наиболее интересными. Эта публикация будет продолжена: в одном из осенних номеров вы найдете статью из этой же энциклопедии лингвиста с мировым именем Елены Викторовны Падучевой о высказывании и диалоге. Не пропустите!
Если вы не знаете, как учить детей общаться и особенно где найти для этого время, есть испытанный способ – игры. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию подборку игр, специально ориентированных на обучение искусству коммуникации. Необязательно играть на уроках, особенно если в старших классах на родной язык отведено по часу в неделю. Большинство игр будут очень кстати во время классного «огонька», в походе, вы только научите, покажите – и ребята будут играть сами, в своих компаниях. Опыт игры в знаменитую «Мафию», например, возможно, стоит целого курса по развитию коммуникативных навыков. И обязательно поиграйте сами – вам понравится.
В рубрике «Представляем книгу» вы найдете два фрагмента из достаточно популярной (в обоих смыслах) книги Сергея Поварнина «О теории и практике спора». Литературы по этому вопросу, доступной неподготовленному читателю, довольно мало, и мы постараемся знакомить вас с самыми важными книгами.
Особо нужно сказать о нашем спецвыпуске. Не так часто мы отводим место для публикации почти целиком книги, темой которой не является изучение русского языка. Однако для книги американских специалистов по переговорам Роджера Фишера и Уильяма Юри мы сделали исключение. По сути, эта небольшая брошюра представляет собой почти идеальный учебник по искусству переговоров – концептуально продуманный, хорошо структурированный, с яркими примерами, написанный ясно и понятно. Почти – потому что сделана книга на американском материале, некоторые реалии могут быть не близки нашим детям, но ведь примеры легко подобрать и другие – вот вам и первое задание для ребят. Вообще задания по этой книге придумываются легко, некоторые предложены составителем, еще множество вы наверняка подберете сами. Можно просто брать и проводить по этой книге факультатив для старшеклассников, да и своих коллег пригласите – и они, и дети потом много раз в жизни помянут добрым словом и вас, и методику принципиальных переговоров, созданную Фишером и Юри.
Давайте начнем! До начала учебного года еще есть время подумать, подготовиться, провести переговоры со школьной администрацией (используйте материалы спецвыпуска!) об открытии факультатива. Сделайте первый шаг, а мы вам поможем. Успехов!