Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №40/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
200 лет содня рождения
Владимира Ивановича Даля

В.И.ДАЛЬ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Т.М.ПАХНОВА

В.И.ДАЛЬТексты и задания к ним могут быть использованы как на уроках развития речи, так и на обычных уроках русского языка при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, при повторении, обобщении и систематизации пройденного материала. Выполнять эти упражнения полезно и дома. Если одно упражнение включает много разных заданий, то это не значит, что все они должны быть непременно выполнены: есть возможность выбора, а выбор этот должен исходить из того, что сами ученики считают для себя полезным, интересным...
Задания к упражнениям помогут научиться внимательно, бережно, вдумчиво относиться к русскому слову, к родному языку, который является важнейшей частью нашей национальной культуры и основным средством ее постижения, приобщения к ее неисчерпаемым богатствам.
Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В.И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного Словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаем особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

I. Запишите текст, объясните орфограммы.

Владимир Иванович Даль (1801–1872) был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы и трудах5 по фольклористике, в книгах по этнографии и по истории медицины, даже в руководствах по военно-инженерному делу. Но для нас В.И. Даль прежде всего создатель знаменитого и в своем роде непревзойденного «Толкового словаря живого5 великорусского языка».

(М.Булатов, В.Порудоминский)

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
2. Запишите предложения (обратитесь к словарям):

Этнография – это...
Фольклористика – это...

3. Подберите синонимы к слову непревзойденный.
4. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении.
5. Напишите сочинение по данному началу. О чем надо рассказать, продолжая то, что уже вами записано? Когда будете работать над заключительной частью своего текста, еще раз перечитайте начало; постарайтесь, чтобы начало и конец взаимодействовали, как бы «перекликались». Озаглавьте текст.

II. Запишите предложение. Обратите внимание на использование кавычек при цитировании.

Владимир Иванович Даль говорил, что он готов жизнь1 отдать «за правду, за отечество, за русское слово5, язык»*.

1. В каком случае использование заглавной буквы является средством выражения оценки, особого отношения?
2. Прочитайте словарную статью:
Отечество, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит. Любовь к отечеству. Защита своего о.
(«Толковый словарь русского языка»)

3. Подберите синонимы к словам: отечество, правда. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

III. Прочитайте отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Какие языковые средства выражения оценки, отношения использованы в тексте?

Подвиги бывают разные... Даль сорок лет готовился к своему подвигу. Подвиг Даля не укладывался в мгновение, и в час, и в месяц не укладывался, был долог, упорен, – тяжелый, бесконечный2 труд.
Даль собрал за свою жизнь больше двухсот тысяч слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.
Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков... Какое счастье, что довелось Далю колесить5 по Руси, менять профессии, изучать ремесла, встречать на пути своем тысячи разных людей. Какое счастье, что путь к словарю не лег перед Далем прямым, наезженным трактом. Не то, могло случиться, и словаря бы не было.
...Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять в пригоршню, напиться ими. Для этого надо броситься в море. Даль бросился. И поплыл.
Жизнь Даля со всеми ее поворотами и переменами – большое плавание в море слов.

(М.Булатов, В.Порудоминский)

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Найдите ключевые слова. Озаглавьте текст.
3. Какие слова употребляются в переносном значении?
4. Подберите синонимы к словам труд, путь.
5. Прочитайте словарную статью:
Подвиг, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу родины.
Запишите предложение: Подвиг – это...
6. Запишите два последних абзаца. Объясните орфограммы и знаки препинания.
7. Составьте план текста. Напишите изложение.

IV. В.И. Даль отмечал, что в пословицах рифма всегда помещается на тех словах, «кои требуют отклика, ударения, внимания...». Запишите пословицы, которые В.И. Даль включил в сборник «Пословицы русского народа». Понаблюдайте за использованием рифмующихся слов.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Повторенье – мать ученья.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Кто к чему родится, тот к тому и пригодится.
Метил в ворону, а попал в корову.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
Не нужен ученый, а нужен смышленый.
Шей да пори – не будет глухой поры.
Иной стреляет редко, да попадает метко.
Пекла, кажись, пирожки, а вышли покрышки на горшки.
Не для муки, для науки. Наука – не мука.
Женский ум лучше всяких дум.
Борода широка, да душа молода.
Брат он мой, а ум у него свой.
Чужим умом жить – добра не нажить.
Ум да разум надоумят сразу.
Слово слово родит, третье само бежит.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
Лишнее говорить – себе вредить.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
Грамоте учиться всегда пригодится.

1. Какие пословицы близки по смыслу?
2. Найдите в пословицах антонимы (в том числе контекстуальные). Определите части речи.
3. Выпишите рифмующиеся слова, распределяя их по частям речи: глаголы, наречия, существительные, прилагательные, местоимения. Укажите пословицы, в которых рифмуются слова разных частей речи.
4. Составьте текст, включив в него одну из пословиц.

V. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните смысл названия.

Сокровищница народной мудрости
Величайшее2 богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях1, они перелетают3 из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...4
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах5. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность1 и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...>
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом5 и писателем В.И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

(М.Шолохов. 1957 г.)

01. Докажите, что это текст публицистического стиля.
02. В каком значении употребляется слово сокровищница? Какова стилистическая окраска этого слова?
03. Подберите синонимы к слову кривда. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
04. Укажите антонимы (в том числе контекстуальные), которые используются в тексте (в четвертом абзаце). Какова их роль в тексте?
05. Какие слова употребляются в переносном значении?
06. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
07. Какова роль восклицательных предложений в тексте ?
08. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.
09. Произведите разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
11. Напишите изложение.

VI. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в предложениях с прямой речью?

Даль познакомился с Пушкиным осенью 1832 года. «Это было именно в 1832 году, – читаем у Даля, – когда я по окончании турецкого2 и польского походов приехал в столицу и напечатал2 первые опыты свои».
«Пушкин по обыкновению своему засыпал меня множеством отрывчатых замечаний, которые все шли к делу, показывали глубокое чувство истины и выражали то, что, казалось, у всякого у нас на уме вертится и только что с языка не срывается. “Сказка сказкой, – говорил он, – а язык наш сам по себе, и ему-то нигде6 нельзя дать этого русского раздолья5, как в сказке. А как это сделать, – надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке... Да нет, трудно, нельзя еще! А что за роскошь6, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет!”» – вспоминал Даль первую3 встречу с поэтом.
Сказано немного сбивчиво, но Даль схватил, запомнил, видно, то, что для него всего дороже.

(В.Порудоминский)

1. Какова роль первого предложения в тексте ? Как осуществляется связь этого предложения (зачина) с текстом?
2. Озаглавьте текст.
3. Объясните смысл выражений: на уме вертится, с языка не срывается. Произведите лексический разбор фразеологизма сам по себе.
4. В каком значении употребляется в тексте существительное толк? Какова его стилистическая окраска? (Обратитесь к словарю.) Запишите несколько фразеологизмов с этим словом, объясните их значение.
5. Запишите ту часть текста, где говорится об оценке Пушкиным русских пословиц и поговорок. Включите высказывание Пушкина в предложение с прямой речью.
6. Подберите синонимы к вводным словам: казалось, видно.
7. Подготовьтесь к пересказу. Напишите изложение, заменяя прямую речь косвенной (там, где это возможно).
8. Словарный диктант.

По окончании турецкого и польского походов, глубокое чувство истины, русское раздолье, выучиться говорить по-русски, сказано сбивчиво, по-видимому, на уме вертится, с языка не срывается, не дается в руки, роскошь.

VII. Прочитайте отрывок из книги «Повесть о толковом словаре», определите тему, основную мысль текста. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте отрывок.

«За словарь свой Даль принялся по настоянию Пушкина» – это записал со слов самого Даля издатель «Русского архива» П.И. Бартенев.
В Словаре находим толкование: «Настаивать, настоять... на чем, усиленно2 просить, домогаться чего, требовать неотступно, приказывать и наблюдать за исполнением».
Даль принялся за словарь по настоянию Пушкина: имеем право предположить6, что в беседах с Пушкиным родилась мысль о словаре как наиболее удобном и действенном способе сбережения6 накопленных слов и речений5, что Пушкин «просил, домогался, требовал», чтобы Даль работал над Словарем, наблюдал по возможности за исполнением. «Толковый словарь живого великорусского языка»7, в первоначальной мысли своей выпестованный создателем3 его около Пушкина и совместно с ним, становится в ряд1 с такими творениями, как гоголевские «Ревизор» и «Мертвые души».

(В.Порудоминский)

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
2. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования: как проявляется взаимодействие цитаты и последующей части текста? Обратите внимание на то, как синонимы к глаголу настаивать употребляются в третьем абзаце в качестве однородных членов, создавая градацию.
3. Подготовьтесь к пересказу текста. Подумайте, почему в конце отрывка упоминаются такие гоголевские произведения, как «Ревизор» и «Мертвые души»? (Вспомните, какую роль сыграл Пушкин в истории создания этих книг.) Напишите изложение, включив в свой текст краткий комментарий, отражающий роль Пушкина в появлении замысла гоголевских произведений.
4. Разберите предложение, соответствующее схеме: [–– ==] : [===], (что == ––), (что –– ==, ==, ==), чтобы –– ===).
5. Выберите из текста материал для словарного диктанта. Напишите словарный диктант: это поможет вам подготовиться к изложению.

VIII. Прочитайте отрывок из книги «Повесть о толковом словаре». Какова роль притчи в этом тексте? Что делает притчу органической частью текста?

Нет оснований не верить Далю, что поначалу записывал слова «без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изученья языка, потому что они ему нравились»...
Даль любил пересказывать притчу, которой потчевал товарищей солдат Карп Власов, первый полковой шутник.
Жил-был мужик, и задумал он построить мельницу. Было у него сватов и кумовьев много, он и обошел кругом и выпросил у всякого: ты, говорит, сделай вал, а ты – одно крыло, ты – другое, ты – веретено на шестерню, ты – колесо, ты – десяток кулаков, зубцов, а ты – другой десяток; словом, разложил на мир по нитке, а сам норовил выткать себе холста на рубаху. Сваты да кумовья что обещали, то и сделали: принесли нашему мужику кто колесо, кто другое, кто кулак, кто веретено. Что ж? Кажись, мельница готова? Ан не тут-то было. Всяк свою работу сделал по-своему: кулаки не приходятся в гнезда, шестерня на веретено, колесо не пригнать к колесу, крылья к валу – хоть брось! А пришел к мужику старый мельник, обтесал да пригнал на место каждую штуку – пошло и дело на лад: замолола мельница.
Точно старый мельник из притчи, Даль разбирался в записях, подгонял одну к другой разрозненные части. Но немало еще времени пройдет, пока завертятся весело мельничные крылья и золотой рекою потечет к жерновам зерно.

(В.Порудоминский)

1. Запишите толкование значения слова: Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.
2. В каких значениях употребляются в тексте профессиональные слова: вал, кулак, шестерня, веретено? (Обратитесь к словарю.)
3. Какие признаки разговорного стиля мы видим в тексте притчи?
4. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях?
5. Запишите последний абзац, объясните знаки препинания.
6. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме: [===], (пока == ––) и (== ––).
7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
8. Перескажите текст, напишите изложение.

IX. Запишите отрывок, заменяя цифры словами; подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы.

19 сентября 1833 года Даль и Пушкин ехали1 из Оренбурга в Бердскую слободу.
Шестьюдесятью3 годами раньше тою же дорогою добирался к Пугачеву Петр Андреевич Гринев.
Пушкин весел и разговорчив. По дороге он рассказывал2 Далю сказку о Георгии Храбром и волке: про то, как сделался волк вором и разбойником, как раздобыл свою серую шкуру. Даль записал сказку и напечатал2 ее еще при жизни Пушкина; после смерти поэта появилось Далево примечание: «Сказка эта рассказана мне А.С. Пушкиным, когда он был в Оренбурге и мы вместе поехали в Бердскую слободу, местопребывание Пугача во время осады Оренбурга». (Через три года после этой поездки Даль прочитает в «Капитанской дочке»: Пугачев с Гриневым едут из Бердской слободы в Белогорскую крепость; в кибитке Пугачев рассказывает сказку об орле и вороне.)
Пушкина привлекает самобытная, ни на какую другую не похожая жизнь уральских казаков. Он тормошит Даля:
– Напишите о них роман...
После смерти поэта получил друг Даль... один из пушкинских перстней-талисманов. Даль любил смотреть на чуть продолговатый зеленый камень: «Как погляжу на него – хочется писать...»4.

(В.Порудоминский)

1. Озаглавьте текст.
2. Объясните значение слов: слобода, кибитка, талисман, примечание.
3. Подберите синонимы к прилагательным храбрый, самобытный.
4. Сравните: во время осады – приехать вовремя. Произведите разбор словосочетания, в котором зависимым словом является наречие.
5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме: [–– ==], (когда –– ==) и (–– ==).
6. Составьте план текста.
7. Напишите изложение.
Найдите лишнее.
Бердская слобода, Белогорская крепость, Далево примечание;
Местопребывание, самобытный, Белогорская;
«Капитанская дочка», пушкинский перстень, уральский казак.

X. Перечитайте начало главы «Словарь» из книги В.Порудоминского «Повесть о толковом словаре». Определите тему, основные мысли текста.

...Как связать, слить в одно целое десятки тысяч разрозненных слов и превратить их в словарь живого русского языка?
Самое легкое – придерживаться алфавита. Но алфавит, как ни странно, не объединяет, а часто разъединяет слова. Вот, к примеру, слова-родственники: бывалый, быль, быть; в словаре, как и в языке, они должны стоять рядом, бок о бок, в одном гнезде. Но попробуй расставить их по алфавиту: вмиг между бывалым и былью окажутся и быдло и бык... Между братьями-близнецами ездить и ехать ляжет в алфавитном списке более сотни слов, ничего общего ни с какой ездой н_имеющих и объединенных тем только, что все начинаются с буквы е.
Нет, Даля не устраивал привычный алфавитный порядок: «Самые близкие и сродные речения, при законном изменении своем на второй и третьей букве, разносятся далеко врозь и томятся тут и там в одиночестве; всякая живая связь речи разорвана и утрачена; слово, в котором не менее жизни, как и в самом человеке, терпнет и коснеет...». До чего_же прекрасно: в слове не менее жизни, как и в самом человеке, – здесь сердечность отношения Даля к слову, душевность, чувство; Слово – не просто «сочетание звуков, означающее предмет или понятие», но, по возвышенному толкованию Даля, именно в слове проявляется «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться разумно...». Нет, Даля не устраивал привычный алфавитный порядок: «Мертвый список слов не помощь и не утеха», – Даль составлял не мертвый список – живой словарь.

1. Найдите в тексте ключевые слова.
2. Закончите предложения:

По мнению Даля, «в слове не менее жизни, как и...»
Даль считал, что именно в слове проявляется «исключительная способность человека...»

3. Какие антонимы к словам объединять, живой используются в тексте?
4. Выпишите из текста несколько словосочетаний с наречиями.
5. Используя материал текста (слова и словосочетания), составьте словарный диктант.

XI. Прочитайте текст, который опубликовал в журнале «Русский вестник» (1873 г.) биограф Даля П.И. Мельников-Печерский (случай относится к периоду служебной деятельности В.И. Даля в Нижнем Новгороде). Подготовьтесь к пересказу (к изложению).

Чтобы показать, до какой степени Даль изучил местные говоры, достаточно рассказать следующее: Владимир Иванович не любил бывать в больших обществах, на балах, вечерах и обедах, но, находясь на службе, иногда должен был являться на официальных обедах и т.п. Однажды он был на таком обеде в загородном доме. Приехав по некоторому недоразумению в приглашении на дачу рано, он застал хозяев еще в суете и хлопотах. Дело было летом. Чтобы не мешать хозяевам, он вышел в палисадник, а тут же за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый, чистотелый монах с книжкою в черном чехле с нашитым желтым крестом. К нему обратился Даль:
– Какого, батюшка, монастыря?
– Соловецкого, родненький, – отвечал монах.
– Из Ярославской губернии? – сказал Даль, зная, что «родимый», «родненький» – одно из любимых слов ярославского простолюдина.
Монах смутился и поникшим голосом ответил:
– Нетути, родненький, тамо-ди в Соловецком живу.
– Да еще из Ростовского уезда, – сказал Владимир Иванович.
Монах повалился в ноги...
– Не погубите!..
Оказалось, что это был беглый солдат, отданный в рекруты из Ростовского уезда и скрывавшийся под видом соловецкого монаха.

1. Докажите, что основная часть текста – это повествование, однако это повествование (рассказ) выполняет особую роль: оно используется как способ аргументации (доказательства) в рассуждении (перечитайте начало первого предложения). Напишите заключительную часть текста (вывод): постарайтесь сделать так, чтобы вывод соотносился («перекликался») с началом текста (зачином).
2. Объясните значение слов: губерния, уезд, простолюдин.
3. Какова роль диалога в тексте? Что изменится, если содержание разговора Даля и «монаха» передать, используя предложения с косвенной речью?
4. Запишите последний абзац, используя вместо причастных оборотов синонимичную конструкцию. Составьте схему полученного предложения.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
6. Сделайте разные виды разбора.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
8. Используя материал текста, составьте словарный диктант. Сгруппируйте орфограммы.

XII. Прочитайте текст, определите тему, основные мысли.

Даль не просто словарь живого языка составлял – толковый словарь. Даль, кажется7, первый и применил к словарю определение «толковый»: «Толковый словарь – дающий какое-либо толкованье, объясняющий производство слов». Даль шутил: словарь не потому назван толковым, что мог получиться и бестолковым2, а потому, что слова растолковываются, словарь их растолковывает – «объясняет подробности слов и понятий, им подчиненных».
Объяснять слова – нелегкое занятие. Даль боялся пустых мудрствований и навязчивой назидательности: «При объяснении и толковании вообще избегались сухие и бесплодные определения...».
«Общие определения слов и самих предметов и понятий», по суждению Даля, «тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее»...
Даль выстраивал3 ряды синонимов – «однословов», «тождесловов»; ему указывали, что у каждого тождеслова свой оттенок значения, – Даль это и сам понимал: «Перевод одного слова другим очень редко1 может быть вполне точен и верен; всегда есть оттенок значения, и объяснительное слово содержит либо более общее, либо более частное и тесное понятие; но это неизбежно и отчасти исправляется большим числом тождесловов на выбор читателя».
Тонкий оттенок значения слова трудно, а подчас невозможно выявить и в широко3 развернутом определении; цепочка тождесловов поневоле зовет читателя к сопоставлению – тончайший оттенок, который трудно высказать, объяснить вслух, подчас ощущается в сопоставлении... Слово, объясненное «десятком других», оттенок каждого из которых для русского читателя (Даль говорил: для «русского уха») ощутим, становится словно бы объемным.

(В.Порудоминский)

1. Почему Даль называет синонимы тождесловами? Приведите примеры синонимов, чтобы доказать, что синонимы – очень часто «то же, да не то же».
2. Объясните значение слов: назидательность, бесплодный, мудреный.
3. Докажите, что слово толковый является многозначным.
4. Выпишите из текста слова, являющиеся однокоренными со словом толковый, обозначьте корень.
5. Запишите второй и третий абзацы, подчеркните грамматические основы предложений.
6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.
7. Сравните: трудно объяснить – объяснение трудно; предмет проще – говорите проще. Какими частями речи являются выделенные слова?
8. Покажите на примерах, что прием сопоставления, сравнения помогает при изучении языка.


Напоминаем, что виды разбора обозначаются так:

1 – слово для фонетического разбора, например: вьюн1.
2 – слово для морфемного разбора, например: въезд2.
3 – слово для морфологического разбора, например: пишет3.
4 – предложение для синтаксического разбора, например: Мир освещается солнцем, а человек – знанием.4
5 – слово для лексического разбора, например: свежий хлеб5.
6 – слово для орфографического разбора, например: развивается6.
7 – предложение (или его часть) для пунктуационного разбора, например: Москва – столица нашей Родины.7