Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2001

ФАКУЛЬТАТИВ

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И
НАРОДНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ПРИРОДОЙ

Из опыта работы по авторской программе «История русской культуры»

Любовь КОРНЕЕВА,
школа № 1258, г. Москва

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Работа над школьным курсом истории русской культуры (ИРК) была начата еще в 1988 году. Сейчас продуман опорный блок тем, основа курса для 6–8-х классов, который может дополняться и изменяться.
Программа по ИРК призвана пробудить интерес к истории России, традициям и обычаям русского народа, дать материал по краеведению, показать истоки отечественной культуры, представить систему знаний, духовных ценностей, когда-то естественных для русского человека и, к сожалению, во многом утраченных впоследствии.
Курс ИРК могут вести словесник, учитель истории, преподаватель мировой художественной культуры. Программа тесно связана с другими школьными предметами: историей, литературой, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией. Это дает возможность ведения комбинированных уроков двумя преподавателями разных специальностей.
Курс ИРК, рассчитанный на три года, вводится с 6-го класса, так как дети к этому возрасту уже достаточно подготовлены.
Остановимся только на некоторых фрагментах преподавания предмета в 6-м классе. Для ИРК выделен 1 час в неделю. Распределение учебного материала внутри курса таково:

6-й класс. Историко-географические сведения о славянах. Происхождение русского народа. Язычество древних славян. Значение принятия Русью православной веры. Календарные и семейно-бытовые обряды. Двунадесятые праздники Русской православной церкви. Устное народное творчество.
Таким образом, в основе лежат как бы два круга: природный (год, круглый год) и жизненный круг – от рождения до смерти. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. Устное народное творчество является одним из вариантов отражения человеком окружающего мира. Расскажем подробнее о некоторых разделах программы.

Славянский календарь

Тема начинается с урока, посвященного славянскому календарю. Первое, что нас интересует, – происхождение слова календарь. Учитель или подготовившийся заранее ученик делает краткое сообщение, суть которого сводится к следующему.
Календарь – это система счета промежутков времени. Первые календари возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца было принято платить долги.
Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.
Можно пойти по другому пути и предложить ученикам вопрос о том, когда, по их мнению, появился славянский календарь и что лежало в его основе. Дети, как правило, отвечают, что очень давно, а в основе – смена времен года. Добавим к этому, что славяне имели систему счета времени задолго до принятия христианства и тщательно наблюдали смену фаз Луны. Древние летописцы, описывая солнечные затмения, сравнивали видимый серп Солнца с видом Луны в конкретный день после новолуния. Сведения об этом приводит И.А. Климишин в своей книге «Календарь и хронология» (см. список литературы [4]). В частности, он пишет: «...в летописях читаем, что “Солнце акы молод месяц бысть” (1065), “яко млад месяц двою дне” (1321). О солнечном затмении 1230 г. в Лаврентьевской летописи говорится, что Солнце имеет вид “аки месяц 3 дни”».
О большом внимании, уделявшемся наблюдениям за Луной, свидетельствует и наличие древних названий лунных фаз: новолуние называлось межи, молодой серп – новец, первая четверть – новый перекрой, фаза около 10 дней – подполонь, полнолуние – полонь, фаза около 17 дней – ущерб, последняя четверть – ветхий перекрой, старый серп – веток [4].
Если мы дальше продолжим исследование лексики, то увидим, что названия месяцев в древнем календаре действительно связаны со сменой времен года, точнее, с народно-поэтическим их восприятием, а также с земледелием. В качестве примера можно привести сравнительную таблицу древних славянских названий месяцев и их современных названий в украинском и белорусском языках.

Современные русские названия

Древние славянские названия

Современные украинские названия

Современные белорусские названия

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Сечень
Лютый
Березозор (ол)
Цветень
Травень
Червень
Липец
Серпень
Вересень
Листопад
Грудень
Студень

Сiчень
Лютий
Березень
Квiтень
Травень
Червень
Липень
Серпень
Вересень
Жовтень
Листопад
Грудень

Студзень
Люты
Сакавiк
Красавiк
Май
Чэрвень
Лiпень
Жнiвень
Верасень
Кастрычнiк
Лiстопад
Снежань

Особенности русского народного календаря

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Почему возникла такая форма календаря? Еще раз зададим вопрос: что составляло его основу? Вместе с детьми рисуем круг, который можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – синий или голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное); для осени – желтый, как листья на деревьях. Теперь нанесем на календарь основные точки. Сразу оговоримся, что привычные названия месяцев нам не подходят, так как они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Итак, выделим летний и зимний солнцевороты, а также весеннее и осеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о строении и происхождении данных слов. В ходе этой работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В народно-поэтическом восприятии осень – зима ассоциировалась с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму (зимний солнцеворот) просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной – Земле – тепло и свет, а та расцветает и плодоносит.

С другой стороны, цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Теперь вспомним вот о чем: эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Более того, в книге А.Ф. Некрыловой «Круглый год» [5] читаем: «Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая – примерно от Ильина дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября). Собственно лето – это короткое время созревания хлебов: с Ивана Купалы (24 июня / 7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля / 7 августа), редко до первого Спаса (1 / 14 августа). Весну призывали в марте, а началом ее считался Егорьев день (23 апреля / 6 мая) – “Егорий весну открывает”.
Помимо основных годовых сезонов, выделаялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна – раннее лето), молодое бабье лето (конец лета – начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.» [5].
Работая с календарем, дети могут заметить, что в приметах, поговорках, загадках, пословицах часто сравниваются зима и лето, осень и весна. Можно говорить о гармонии, когда времена года и отдельные месяцы взаимно влияли друг на друга. Именно эта гармония позволяла заранее определить характер и погоду, например, предстоящей весны и т.п. Следует сказать также и о том, что эта гармония (лад в народном восприятии) ныне разрушена, и виноват в этом человек, который, нарушая данные ему Богом законы бытия, губит и мир, окружающий его.
Итак, делаем выводы: русский народный календарь (месяцеслов) – календарь земледельческий, основанный на сезонных изменениях в природе, в нем ритмично чередовались различные циклы человеческой жизни. Со следующего урока мы приступаем к разговору о конкретных временах года.
Специально для учителя следует отметить еще одну проблему, с которой он непременно столкнется, говоря о календаре. Во-первых, на Руси существовал не один календарь. В Древней Руси год начинался с марта, в 1492 году было определено празднование церковного новолетия и гражданского нового года с 1 сентября, а 1700 год и новое столетие указом Петра I начались с 1 января. Эти моменты мы обычно тоже отмечаем на круглом календаре.
Во-вторых, старый и новый стиль. Нет необходимости подробно объяснять шестиклассникам, как возникли два стиля, какой из них точнее и так далее, тем более что на этот счет существуют разные мнения. Оговариваем только, что будем отмечать на календаре даты и по старому, и по новому стилю, потому что далее у нас пойдет речь о православных праздниках, а в Русской православной церкви принят юлианский календарь (так называемый старый стиль).
Так, определив на первом уроке особенности русского народного календаря, мы будем возвращаться к нему впоследствии, постепенно отмечая даты, например, православных праздников, и записывая старинные названия месяцев, когда речь пойдет о каждом времени года и связанных с ним календарных обрядах, обычаях, народных приметах и праздниках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.